Синтаксический разбор предложений

Синтаксический разбор предложения является важным элементом синтаксического анализа текста, позволяя получить полную грамматическую характеристику базовых синтаксических единиц.

Довольно многие пользователи испытывают трудности при выполнении подобной операции, так как при ее реализации необходим соответствующий филологический базис, имеющийся далеко не у всех. Данный материал призван оказать посильную помощь при выполнении такого анализа.

В нём я поясню, каким образом можно выполнить синтаксический разбор любого предложения в режиме онлайн. А также какой инструментарий нам в этом поможет.

Необходимый базис для синтаксического разбора

Чтобы выполнить синтаксический анализ предложения, необходимо обладать рядом специальных базисных знаний, в том числе:

  • Уметь дифференцировать словосочетания от предложений;
  • Отличать простые предложения от сложных;
  • Знать специфику строения словосочетания и их виды (по главному слову);
  • Иметь понятие о синтаксических связях в различных предложениях (согласование, управление, примыкание);
  • Помнить, с помощью каких признаков характеризуется предложение – грамматическая основа, цель высказывания, смысловая законченность и другие;
  • Знать, какими бывают простые и сложные предложения по структуре;
  • Определять видовые особенности синтаксических связей и так далее.

Словообразовательный разбор слова онлайн.

Как выполнить анализ предложения по членам

Чтобы выполнить синтаксический разбор любого предложения сделайте следующее:

  1. Внимательное прочитайте разбираемое предложение с целью осознания его смысловой и семантической нагрузки;
  2. В соответствии с имеющимися в предложении грамматическими основами определите, какое это предложение – простое (одна основа) или сложное (две и более основы);
  3. Разберите, какое это предложение по цели его высказывания (побудительное – инспирирует на действие, повествовательное – излагает какие-либо факты или события, вопросительное – несёт в себе вопрос);
  4. Выясните, какое это предложение по заключённых в нём эмоциях и интонации – то есть восклицательное оно или невосклицательное.

Если предложение простое, то:

  1. Анализируем, распространённое ли оно (имеет главные и второстепенные члены) или нераспространённое (имеет только главные члены);
  2. Проводим разбор предложения по членам (как мы помним, главные члены – это подлежащее и сказуемое, а вторичные – дополнение, определение, обстоятельство);
  3. Идентифицируем в предложении однородные члены (если есть), которые связаны одним словом, а также отвечают на один и тот же вопрос;
  4. Определить присутствие осложняющих элементов – осложнённое это предложение или неосложнённое.
    Синтаксический разбор предложений

    Осложняющие элементы предложения

Если предложение сложное, то:

  1. Проводим разбор предложения на составные компоненты, определяем главные члены;
  2. Если имеются союзы, то идентифицируем их. На основании этого определяем, имеет ли разбираемое предложение союзную связь, бессоюзную связь или сочетание как союзной так и бессоюзной связи;
  3. Разбираем, сложносочиненное наше предложение (его части соединены при помощи сочинительных союзов) или сложноподчинённое (одна часть предложения зависима от другой).
    Синтаксический разбор предложений

    Схематика синтаксического разбора

Это может быть полезным: Орфографический разбор слова.

Возможно ли провести синтаксический разбор онлайн

В сети практически отсутствуют полноценные ресурсы, позволяющие разобрать предложение online. Сложность реализации такой задачи базируется на полисемантической нагрузке одних и те же слов в различных предложениях, а также на невозможности машины корректно распознавать интонацию и эмоциональный окрас множества предложения.

И если в Рунете с синтаксическим разбором всё очень грустно, то в англоязычном сегменте существуют такие сервисы как erg.delph-in.net, intellexer.com. А также ряд других аналогов, которые находятся на голову выше существующих в Рунете ресурсов.

Синтаксический разбор предложений

Сайт erg.delphin.net

Примеры синтаксического анализа предложения

  • Давайте разберём примеры синтаксического разбора предложений.
  • Пример №1
  • «Таня, иди к нам!«

Синтаксический разбор предложений

Пример №2

«Вчера вечером на дворе было очень холодно.»

Синтаксический разбор предложений

  1. Также рекомендую читателю ознакомиться с рядом видео по теме:

Рекомендуем к прочтению: Разбор предложений по составу онлайн.

Заключение

В данном материале был изложен алгоритм проведения синтаксического разбора предложения по членам, и было рассмотрено, почему такой анализ нельзя выполнить онлайн. Также мы подали несколько примеров данного разбора.

К сожалению, ныне в сети отсутствуют ресурсы, позволяющие в автоматическом режиме осуществить данный вид синтаксического анализа.

Потому стоит или заняться самообразованием в данном вопросе, или обратиться за помощью на различные форумы филологов и лингвистов.

Источник: https://sdelaicomp.ru/obzori/sintaksicheskij-razbor-predlozheniya-onlajn.html

Синтаксический разбор простого предложения

  • Простое предложение разбирается по следующей схеме:
  • Подчеркнуть члены предложения.
  • Указать тип сказуемого (сказуемых): ПГС, СГС, СИС.
  • Сделать описательный разбор по следующей схеме:
  • По цели высказывания:
  • — повествовательное,
  • — вопросительное,
  • — побудительное.
  • По интонации:
  • — невосклицательное,
  • — восклицательное.
  • По количеству грамматических основ — простое,
  • По наличию одного или обоих главных членов:
  • 1) двусоставное.
  • 2) односоставное. С главным членом
  • а) подлежащим — назывное;
  • б) сказуемым:
  • — определённо-личное,
  • — неопределённо-личное,
  • — обобщённо-личное,
  • — безличное.
  • По наличию второстепенных членов:
  • — распространённое,
  • — нераспространённое.
  • По наличию пропущенных членов:
  • — полное,
  • — неполное (указать, какой член / члены предложения пропущен / пропущены).
  • По наличию осложняющих членов:
  • 1) неосложненное,
  • 2) осложнённое:
  • — однородными членами предложения;
  • — обособленными членами предложения;
  • — вводными словами, вводными и вставными конструкциями,
  • — прямой речью;
  • — обращением.
  • Приведём образец разбора простого предложения.
  • Образец синтаксического разбора простого предложения:

Синтаксический разбор предложений

  1. 1) повествовательное;
  2. 2) невосклицательное;
  3. 3) простое;

4) двусоставное. Подлежащее — швейцар. Сказуемые — затоптал (ПГС), двинулся было (ПГС), не сделал (ПГС), остановился (ПГС);

  • 5) распространённое;
  • 6) полное;
  • 7) осложнено однородными сказуемыми, обособленным определением, выраженным причастным оборотом, и обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
  • Дадим некоторые пояснения к синтаксическому разбору предложения.

В учебных комплексах 1, 2 и 3 предлагаются схемы разбора простого предложения, содержащие одни и те же операции, но последовательность их различна.

Так, комплекс 1 предлагает сначала указать цель высказывания, потом охарактеризовать предложение с точки зрения количества грамматических основ (простое), двусоставности / односоставности, распространённости / нераспространенности, полноты и осложненности, а затем разобрать предложение по членам. Очевидно, что для определения всех указанных параметров необходимо определить, из каких членов предложения состоит исследуемая конструкция, поэтому разбор по членам предложения неизбежно производится в начале, а не в конце.

  1. Комплекс 2 предлагает сначала разобрать предложение по членам, а затем сделать его описательный разбор по тем же параметрам, но цель высказывания и интонация предложения указываются в конце.
  2. Комплекс 3 повторяет схему комплекса 1, то есть разбор по членам предложения производится не в начале, а в конце, после описательного разбора, а указание на то, что предложение простое, следует до указания на его цель высказывания и интонацию.
  3. Предложенный нами порядок разбора представляется наиболее удобным и будет использован как база для синтаксического разбора сложного предложения.
  • При разборе предложения по членам используются стандартные подчёркивания: одна черта для подлежащего, две черты для сказуемого, пунктирная линия для дополнения, волнистая линия для определения, чередование точек и тире для обстоятельства.
  • В некоторых школах главный член односоставного предложения подчёркивают тремя чертами, однако более распространённым является такое подчёркивание, при котором главный член назывного предложения отмечается как подлежащее, а главные члены других односоставных предложений — как сказуемые.
  • При подчёркивании второстепенных членов предложения целесообразно руководствоваться следующими принципами.

Обособленный член предложения подчёркивается как единый член. Такой способ подчёркивания принят в 1 и 3 учебных комплексах. Комплекс 2 предлагает внутри обособленного члена выделять отдельные члены предложения, например:

Синтаксический разбор предложений

Такое разбиение нецелесообразно: речь идёт об обособленном члене предложения.

Соответственно необособленные члены должны быть подчёркнуты максимально дробно в соответствии с задаваемыми к ним вопросами. В связи с этим возникает несколько проблем.

Первая — подчёркивание необособленного причастного оборота.

В комплексах 1 и 3 в соответствии с задачами пунктуации учащихся учат находить причастные обороты и определять их расположение относительно определяемого слова, поэтому причастный оборот, даже необособленный, подчёркивается как единый член предложения — определение. Однако логичнее в необособленном причастном обороте подчёркивать как определение только само причастие, а остальные слова — в соответствии с задаваемым к ним вопросом, например:

Синтаксический разбор предложений

Другая проблема — допустимость двойного подчёркивания отдельных членов предложения. Известно, что некоторые слова в предложении допускают трактовку как разные члены предложения.

Так, например, определения могут иметь разные дополнительные обстоятельственные значения, в первую очередь причинные и уступительные.

Комплекс 2 для разбора случаев такого рода предлагает использовать двойное подчёркивание одно под другим:

Синтаксический разбор предложений

(определение с дополнительным обстоятельственным значением уступки).

Хоть и допустимое, такое подчёркивание тем не менее не является общепринятым: желательно предлагать только один вариант трактовки каждого члена предложения.

Как известно из морфологии, служебные части речи не являются членами предложения, однако при синтаксическом разборе с ними бывают связаны определённые проблемы.

Союзы не являются членами предложения и при соединении однородных членов не выделяются, но в некоторых случаях могут входить в состав неоднословных членов предложения.

Во-первых, это сравнительные союзы в составе сравнительных оборотов, например: Гладь залива была как зеркало.

Во-вторых, это союзы в составе обособленных членов предложения, например: Останавливаясь часто и надолго, мы добрались до места только на третьи сутки.

Предлоги также не могут выступать как самостоятельные члены предложения, однако они употребляются в составе предложно-падежной группы, совместно с формой падежа выражая определённое значение. Поэтому во всех трех комплексах принято подчёркивать предлог вместе с существительным, к которому он относится.

При этом необходимо обратить внимание на случаи, когда предлог и существительное разделены прилагательными или причастиями, например: вместо старшего брата. В этом случае ошибкой будет подчёркивание предлога вместе с прилагательным как определения; подчёркивание должно быть следующим: вместо старшего брата.

Формообразующие частицы входят в состав составных глагольных форм и подчёркиваются вместе с глаголом как при контактном, так и при неконтактном их расположении, например: Пусть он мне позвонит!

Смысловые (неформообразующие) частицы членами предложения не являются, однако в школьной практике отрицательная частица не обычно подчёркивается как единый член предложения вместе с тем словом, к которому она относится, например: Здесь не курят. Я не очень рассчитывал на помощь.

Допустимо невыделение как предлогов, так и всех смысловых частиц.

Некоторые учителя для выделения союзов учат обводить их кружком, а предлоги — треугольником. Такое выделение не является общепринятым.

Вводные слова и обращения не являются членами предложения. Иногда учащиеся заключают эти компоненты в квадратные скобки или подчёркивают крестикам. Это нежелательно, так как подчёркивание используется только для обозначения членов предложения; допустимо отметить эти элементы предложения надписыванием над ними слов «вводное» или «обращение».

При осложненности предложения прямой речью или вставным предложением они рассматриваются и описываются как самостоятельное предложение, поскольку и прямая речь, и вставное предложение имеет собственную цель высказывания и интонацию, которая может не совпадать с целью высказывания и интонацией самого предложения.

Так, например, предложение Он с возмущением спросил: «Долго вы ещё будете копаться?!» следует разбирать следующим образом: предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, полное, осложнено прямой речью.

Прямая речь представляет собой предложение вопросительное, восклицательное, двусоставное, распространённое, полное, неосложненное.

Причастный оборот осложняет предложение только в том случае, если он обособлен. При этом в описании следует указывать на осложнение не причастным оборотом, а обособленным определением; в скобках возможно, но не обязательно указание на то, что оно выражено причастным оборотом.

Сравнительный оборот может быть любым членом предложения — сказуемым (Этот парк как лес), обстоятельством (Дождь лил как из ведра), дополнением (Петя рисует лучше, чем Антон), определением (Он почти такой же, как его брат).

При этом сравнительный оборот может быть как обособленным, так и необособленным.

Читайте также:  Неологизмы - это.. в русском языке (примеры)

Осложнение вызывает только обособленный сравнительный оборот, причём, как и в случае с причастным оборотом, необходимо указывать на осложнение обособленным обстоятельством, дополнением или определением.

Как осложняющие структуру предложения описываются также однородные члены, вводные слова и предложения, обращения.

Некоторую сложность представляют предложения с однородными сказуемыми.

В школьной и довузовской практике считается, что двусоставное предложение, в котором подлежащее употреблено с несколькими сказуемыми, является простым предложением, осложнённым однородными сказуемыми.

В односоставном же предложении столько частей, сколько в нём сказуемых, за исключением случаев, когда в структуре сказуемого представлены однородные части. Например:

  1. Я обиделся и не захотел ему отвечать — простое двусоставное предложение с однородными сказуемыми.
  2. Мне стало обидно и не захотелось ему отвечать — сложное предложение.
  3. Мне стало грустно и одиноко — простое односоставное (безличное) предложение с однородными частями сказуемого.
  • При разборе односоставных предложений учащиеся часто допускают различные ошибки.
  • Первый тип ошибок связан с необходимостью разграничения односоставных и двусоставных неполных предложений.
  • Как уже было сказано, определённо-личное предложение мы диагностируем по форме главного члена: сказуемое в нём выражено глаголом в форме 1 и 2 лица единственного и множественного числа изъявительного наклонения (в настоящем и в будущем времени), и в повелительном наклонении; производитель действия определён и может быть назван личными местоимениями 1 и 2 лица я, ты, мы, вы:
  • Иду, иду, а до леса никак не дойду.

Особенность глагольных форм с морфологическим признаком 1 и 2 лица заключается в том, что каждая из этих форм может «обслуживать» одно-единственное подлежащее: форма с окончанием -у (ид-у) — местоимение я, форма с окончание -ешь/-ишь (ид-ешь) — местоимение ты, форма с -ем/-им (ид-ем) — местоимение мы, форма с -ете/-ите (ид-ете) — местоимение вы. Формы 1 и 2 лица повелительного наклонения также однозначно указывают на лицо, являющееся производителем действия.

  1. Поскольку морфологический признак лица представлен у глагола только в указанных формах, предложения аналогичного значения со сказуемым-глаголом в форме прошедшего времени изъявительного наклонения и условного наклонения считаются двусоставными неполными, например:
  2. Шёл, шёл, но до леса так и не дошёл.
  3. В этом предложении форма сказуемого никак не указывает на производителя действия.
  4. Даже если из предыдущего контекста ясно, что производителем действия является говорящий (говорящие) или слушающий (слушающие), предложения или части сложного предложения без подлежащего со сказуемым в прошедшем времени или в условном наклонении должны быть охарактеризованы как двусоставные неполные, поскольку информация о производителе действия извлекается не из самого предложения, а из предшествующего контекста, что, собственно говоря, и является показателем неполноты предложения или его части; см. , например, вторую часть сложного предложения:
  5. Я бы тебе помог, если бы знал как.
  6. В неопределённо-личных предложениях, как уже было сказано, главный член выражается глаголом в форме 3 лица множественного числа (настоящего и будущего времени в изъявительном наклонении и в повелительном наклонении), формой множественного числа прошедшего времени изъявительного наклонения или аналогичной формой условного наклонения глагола. Производитель действия в этих предложениях неизвестен или неважен:
  7. Тебе звонят / звонили / пусть звонят / звонили бы.
  8. Не являются неопределённо-личными такие предложения без подлежащего со сказуемым в указанных формах, в котором производитель действия известен из предыдущего контекста; см., например, второе предложение в следующем контексте:

Мы вышли из лесу и попытались сориентироваться на местности. Потом пошли по тропинке вправо.

  • Такие предложения также являются двусоставными неполными.
  • Таким образом, при характеризации предложения как односоставного определённо-личного необходимо помнить об ограничениях на форму сказуемого, при диагностировании предложения как неопределённо-личного необходимо учитывать также и значение — указание на то, что производитель действия неизвестен.
  • К обобщённо-личным односоставным предложения относят не все односоставные предложения, сообщающие о действии, которое может быть приписано всем и каждому, а только те из них, в которых сказуемое выражено формой 2 лица единственного числа изъявительного и повелительного наклонений или формой 3 лица множественного числа изъявительного наклонения:
  • Тише едешь  — дальше будешь .
  • Лес рубят  — щепки летят

Однако в обобщённо-личном значении могут употребляться и определённо-личные предложения с главным членом в форме 1 лица и безличные предложения: Что имеем — не храним, потерявши — плачем; Волков бояться — в лес не ходить. Тем не менее такие предложения не принято характеризовать как обобщённо-личные.

Наибольшие сложности связаны с разбором безличного предложения.

Значительную сложность представляет определение состава главных членов в предложениях типа Нам было очень весело кататься с этой горки, т. е. в предложениях, имеющих в своём составе связку, именную часть и инфинитив. Есть две традиции в разборе таких предложений.

  1. Во-первых, существует мнение, что при характеристике таких предложений как безличных или как двусоставных важна не последовательность компонентов (инфинитив в начале предложения или после связки и именной части), а значение именной части сказуемого.
  2. Так, если в именной части употреблено наречие со значением состояния, которое испытывает производитель действия (весело, грустно, жарко, холодно и др. ), то это односоставное безличное предложение:
  3. Было весело кататься с этой горки.
  4. Кататься с этой горки было весело.
  5. Если же в именной части употреблено слово со значением положительной или отрицательной оценки (хорошо, плохо, вредно, полезно и др. ), то перед нами двусоставное предложение с подлежащим, выраженным инфинитивом:
  6. Ему было вредно курить.
  7. Курить ему было вредно.
  8. Согласно другой лингвистической традиции, характеристика предложения такого типа зависит от порядка слов в нём, а не от значения слова в именной части. Если инфинитив стоит до связки и именной части, то он, при относительно свободном порядке слов в русском языке, обозначает предмет сообщения и является подлежащим:
  9. Курить ему было вредно.
  10. Если же инфинитив следует за связкой и именной частью, то перед нами безличное предложение:
  11. Ему было вредно курить.
  12. В отношении безличных предложений необходимо также отметить следующее: не безличными, а двусоставными неполными принято считать части сложного предложения, позиция подлежащего в которых замещена придаточным изъяснительным (подлежащным, по терминологии комплекса 2) или прямой речью, например:

Было слышно , как скрипнула калитка (ср.: Это было слышно).

«Я пропал», — пронеслось у меня в голове (ср.: Это пронеслось у меня в голове).

Такие предложения без придаточной части или прямой речи теряют всякий смысл, не употребляются, что и является критерием неполноты предложения. Так, предложения *Было слышно или *Пронеслось у меня в голове не могут быть поняты и не употребляются.

Источник: https://manyakov.net/russkiy-yazik-kratkiy-teoreticheskiy-kurs/sintaksicheskiy-razbor-prostogo-predlozheniya.html

Синтаксический разбор простого предложения с примерами

Синтаксический разбор предложений

Синтаксический разбор простого предложения позволяет повторить и обобщить знания учащихся о простом предложении, учит видеть структурные особенности данной синтаксической единицы и расставлять необходимые знаки препинания в соответствии с этой структурой.

Список дидактических единиц, проверяемых на ЕГЭ

В перечень элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене, включены следующие дидактические единицы (нумерация – код элемента содержания, для которого создаются задания):

Синтаксический разбор предложений
Синтаксический разбор предложенийВсе эти дидактические единицы изучаются на уроках русского языка в 5-8 классах в разделе «Синтаксис и пунктуация», систематизировать и обобщить знания по данным темам помогает синтаксический разбор простого предложения.

План синтаксического разбора простого предложения

  1. Подчеркнуть члены предложения: главные – подлежащее и сказуемое, и второстепенные – дополнение, определение и обстоятельство, указать тип сказуемого – простое глагольное, составное глагольное, составное именное.

    • Охарактеризовать предложение:
    • — по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное);
    • — по интонации (восклицательное или невосклицательное);
    • — по количеству грамматических основ (простое);
    • — по наличию главных членов (односоставное или двусоставное, если односоставное, указать его тип);
    • — по наличию второстепенных членов (распространённое или нераспространённое);
    • — по наличию необходимых членов (полное или неполное, если неполное, указать, какой член предложения пропущен);
    • — по наличию осложняющих членов (осложнено или не осложнено, если осложнено, указать, чем).

Примеры к плану разбора

  1. Разбор по членам предложения.
    Вечером приехали долгожданные гости.

    1. Гости
    2. – подлежащее, выраженное существительным;
    3. гости (что сделали?) приехали – простое глагольное сказуемое;
    4. приехали (когда?) вечером – обстоятельство времени, выраженное существительным;

    гости (какие?) долгожданные – определение, выраженное причастием.

    Мы начали изучать новую тему.

    • Мы – подлежащее, выраженное местоимением;
    • мы (что сделали?) начали изучать – составное глагольное сказуемое, выраженное глаголом-связкой начали и инфинитивом изучать;
    • изучать (что?) тему – прямое дополнение, выраженное существительным в винительном падеже;

    тему (какую?) новую – определение, выраженное прилагательным.

    День – подлежащее;

    день (что делал? каков?) был пасмурный – составное именное сказуемое, выраженное глаголом-связкой был и прилагательным пасмурный.

  2. Характеристики предложений.
    Сегодня чудесная погода (повествовательное).
    Ты встретишь меня на вокзале? (вопросительное).
    Покажи мне свои записи (побудительное).Сегодня чудесная погода. (невосклицательное)Сегодня чудесная погода! (восклицательное)Ты встретишь меня на вокзале? (невосклицательное)Ты встретишь меня на вокзале?! (восклицательное)

    Покажи мне свои записи. (невосклицательное)

    Покажи мне свои записи! (восклицательное)

    По количеству грамматических основ:

    Он улыбнулся и вышел из комнаты.

    Он улыбнулся и вышел – одна грамматическая основа (подлежащее он и однородные сказуемые улыбнулся и вышел), предложение простое.

    По наличию главных членов:

    Мы выехали затемно. Мы – подлежащее, мы (что сделали?) выехали – сказуемое, предложение двусоставное.

    Вот это дерево. Дерево – подлежащее, сказуемого нет, предложение односоставное, назывное.

    Люблю пирожные. Люблю – сказуемое, выраженное глаголом 1 лица единственного числа, подлежащего нет, но по смыслу можем подставить местоимение я, предложение односоставное, определённо-личное.

    Строят новую школу. Строят – сказуемое, выраженное глаголом 3 лица множественного числа, подлежащего нет, но по смыслу можно подставить местоимение они, предложение односоставное неопределённо-личное.

    Воду решетом не носят. Носят – сказуемое, выраженное глаголом в 3 лице множественного числа, подлежащего нет, но можно по смыслу подставить местоимение они, все, имеется значение обобщения, предложение односоставное обобщённо-личное.

    Меня знобит. Знобит – сказуемое, выраженное безличным глаголом, в предложении нет и не может быть подлежащего, предложение односоставное безличное.

    По наличию второстепенных членов:

    Наступила зима. Зима – подлежащее, наступила – сказуемое, второстепенных членов нет, предложение нераспространённое.
    Наступила холодная зима. Зима (какая?) холодная – определение, предложение распространённое.

    По наличию необходимых членов:

    Мы вошли в первый подъезд. Смысл предложения ясен вне контекста, предложение полное.

    Он – в следующий. Смысл предложения неясен вне контекста, требуются пояснения: Мы вошли в первый подъезд. Он – в следующий. – Во втором предложении пропущено сказуемое вошёл и обстоятельство подъезд, которые легко восстанавливаются из контекста. Предложение неполное.

    По наличию осложняющих членов:

    Дети, откройте тетради. Предложение осложнено обращением дети.

    Он, безусловно, был прав. Предложение осложнено вводным словом безусловно.

    В портфеле лежали ручки, тетради, книги. Предложение осложнено однородными подлежащими ручки, тетради, книги.

    Река, вышедшая из берегов, залила луга. Предложение осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом вышедшая из берегов.

    Река, выйдя из берегов, залила луга. Предложение осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом выйдя из берегов.

Примеры синтаксического разбора простого предложения

Серёжа, немедленно застегнись!

    • Застегнись – простое глагольное сказуемое, выраженное глаголом в повелительном наклонении; застегнись (как?) немедленно – обстоятельство образа действия.
    • Предложение по цели высказывания побудительное; по интонации – восклицательное;
    • простое;
    • в предложении нет подлежащего, сказуемое застегнись выражено глаголом 2 лица единственного числа, мы можем по смыслу подставить местоимение ты, предложение односоставное определённо-личное, распространённое, полное, осложнено обращением Серёжа.
Читайте также:  "ничего" или "ни чего", как правильно пишется?

Дорога, заросшая высокой травой, вывела нас к полуразрушенному дому и исчезла в густых зарослях.

    • Дорога – подлежащее, выраженное существительным;
    • дорога (что сделала?) вывела и исчезла – однородные простые глагольные сказуемые;
    • Дорога (какая?) заросшая высокой травой – обособленное определение, выраженное причастным оборотом;
    • вывела (кого?) нас – дополнение, выраженное местоимением;
    • вывела (куда?) к дому – обстоятельство места, выраженное существительным с предлогом;
    • дому (какому?) полуразрушенному – определение, выраженное причастием;
    • исчезла (где?) в зарослях – обстоятельство места, выраженное существительным с предлогом;
    • зарослях (каких?) густых – определение, выраженное прилагательным.
    • Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, полное, осложнено однородными сказуемыми и обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

Поделитесь статьей в соц. сетях:

Источник: http://olgadyachenko.ru/sintaksicheskij-razbor-prostogo-predlozheniya.html

Схема синтаксического разбора предложения

  • Синтаксический разбор
  • перейти на стр. «Разбор словосочетания«, «Предложение в таблицах«, «Члены предложения в таблицах«,   «Синтаксис в таблицах«, «Синтаксис в песнях«, «Виды придаточных предложений» вернуться на главную
  • Схема синтаксического разбора предложения (разбор под цифрой 4) 

Разобрать предложение по членам (подлежащееа – тот кто действует, о ком или о чем идет речь; сказуемоеб – что о нем говорится, что он делает, сделал; определениев – от существительного к нему можно задать вопрос какой, чей; дополнениег – от глагола к нему можно задать вопрос косвенного падежа; обстоятельствод — от глагола к нему можно задать вопросы как? когда? почему? с какой целью? и т.п.).

  1. Разделить предложение (если предложение сложное) на части, пронумеровать части по порядку.
  2. III. Сделать описательный разбор (всего предложения) по следующей схеме:
  3. По цели высказывания:
  4. – повествовательное (.),
  5. – вопросительное (?),
  6. – побудительное (глагол стоит в повелительном наклонении, выражает просьбу, приказ).
  7. По интонации:
  8. – невосклицательное,

– восклицательное (!).

  • По количеству грамматических основ:
  • 1) простое (одна грамматическая основа – одно подл.+ сказ),
  • 2) сложное:
  • – сложносочинённое (предложения с разными грамматическими основами соединены сочинительными союзами*),
  • – сложноподчинённое (предложения с разными грамматическими основами соединены подчинительными союзами**),
  • – бессоюзное***,
  • – с разными видами связи (одни блоки предложения связаны сочинительным союзом, другие — подчинительным).
  • По наличию одного или обоих главных членов (в сложном предложении каждого простого предложения):
  • 1) двусоставное (есть и подлежащее, и сказуемое).
  • 2) односоставное (есть только один главный член предложения) с главным членом
  • а) подлежащим – назывное (Весна.);
  • б) сказуемым****
  • – определённо-личное,
  • – неопределённо-личное,
  • – обобщённо-личное,
  • – безличное.
  • По наличию второстепенных членов:
  • – распространённое (кроме главных членов есть второстепенные),
  • – нераспространённое (только главные члены).
  • По наличию пропущенных членов:
  • – полное,
  • – неполное (указать, какой член / члены предложения пропущен).
  • По наличию осложняющих членов:
  • 1) неосложнённое,
  • 2) осложнённое:
  • – однородными членами предложения (указать какими);
  • – обособленными второстепенными членами предложения – определениями (в том числе и приложениями), дополнениями, обстоятельствами (выраженными причастным, деепричастным, сравнительным и др. оборотами);
  • – вводными словами, вводными и вставными конструкциями,
  • – прямой речью;
  • – обращением.
  • Образец синтаксического разбора

Синтаксический разбор предложений

  1. Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, с разными видами связи.
  2. 1 часть: двусоставное (подлежащее шкап, сказуемое был, ПГС), распространённое, полное, осложнено однородными обстоятельствами;
  3. 2 часть: двусоставное (подлежащее сырость, сказуемое была, ПГС), распространённое, полное, неосложненное;
  4. 3 часть: односоставное – неопределённо-личное (сказуемое открывали, ПГС), распространённое, полное, неосложненное;
  5. 4 часть: односоставное – безличное (сказуемое невозможно было сказать), нераспространённое, полное, неосложненное; (другой вариант разбора: двусоставное, неполное – место подлежащего занято придаточным изъяснительным, нераспространённое, неосложненное);
  6. 5 часть: двусоставное (подлежащее ель, сказуемое кончается, ПГС), распространённое, полное, неосложненное;
  7. 6 часть: двусоставное (подлежащее ель, опущено, сказуемое начинается, ПГС), распространённое, неполное (опущено подлежащее), неосложненное;
  8. 7 часть: двусоставное (подлежащее мальчик, сказуемое стоял, ПГС), распространённое, полное, неосложненное;
  9. 8 часть: двусоставное (подлежащее тома, сказуемое были, ПГС, опущено), распространённое, неполное (опущено сказуемое), неосложненное.
  10. Примечания:
  11. а) ТИПЫ ПОДЛЕЖАЩЕГО
  12. Подлежащее – одно слово:
  13. Имя существительное: Старший сын уехал в столицу.
  14. Местоимение: Он уехал в столицу.
  15. Имя прилагательное: Старший уехал в столицу.
  16. Причастие: Поднявший меч от меча и погибнет.
  17. Имя числительное: Двое уехали в столицу.
  18. Инфинитив (неопределённая форма глагола): Любить– это прекрасно.
  19. Наречие: Настало и роковое послезавтра.
  20. Предлог: «В»является предлогом.
  21. Союз: «А» – противительный союз.
  22. Частица: «Не» с глаголами пишется отдельно.
  23. Междометие: Неслось со всех сторон  «ау».
  24. Косвенная форма имени, спрягаемая форма глагола, предложение в значении имени существительного: «Не забывай себя, не волнуйся, умеренно трудись» – было его девизом.
  25. Подлежащее – цельное, то есть синтаксически неделимое словосочетание:

Имя в именительном падеже (наречие) + имя в родительном падеже: Пять стульевстояло у стены. Часть стульев стояла у стены.

Имя в именительном падеже + имя в родительном падеже с предлогом  из: Многие из нас поедут в столицу.

Имя в именительном падеже + имя в творительном падеже с предлогом  с (только при сказуемом – во множественном числе!): Мать с сыном  поедут (мн. ч.) отдыхать. НО! Мать с сыном поедет отдыхать.

  • Существительные начало, середина, конец+ существительное в родительном падеже:Стоял конец сентября.
  • Существительное + согласуемое имя (фразеологизм, словосочетание с метафорическим значением): Шапка русых кудрей колыхалась на его голове.
  • Неопределённое местоимение (от основ кто, что) + согласуемое имя: Что-то неприятное было во всем его облике.
  • б) ТИПЫ СКАЗУЕМОГО (подробнее на стр. «Члены предложения»)

Синтаксический разбор предложений

в) ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Определение — второстепенный член предложения, обозначающий признак лица или предмета и отвечающий на вопрос какой? чей?

Согласованные определения согласуются с определяемым словом в формах числа, падежа. Согласованные определения выражаются:-прилагательным (Я надену к  а к у ю? белую рубашку.

);-местоименным прилагательным (Дай мне ч ь ю? твою руку.);-порядковым числительным (Принеси к а к о й? пятый том.);-причастием (На столе лежит к а к о е? нераспечатанное письмо.

)Согласованные определения обычно стоят перед определяемым словом.

Несогласованные определения связаны с определяемым словом управлением или примыканием и выражаются:-существительным в косвенном падеже с предлогом или без предлога (Я люблю пьесы к а к и е? Чехова. На ней была юбка к а к а я? в клетку.);-существительным в И. п. (Я побывал на озере к а к о м? Байкал.

);-притяжательным местоимением его, её, их (Это ч е й? его дом.)-наречием (Нам подали яйца к а к и е? всмятку и кофе к а к о й? по-варшавски.);-глаголом в форме инфинитива (У него было желание к а к о е? учиться.)Несогласованные определения обычно стоят после определяемого слова.

Приложения — определения, выраженные существительными и связанные с определяемым словом согласованием или примыканием. Приложения имеют следующие значения:-качество, свойство предмета (Мороз-воевода дозором обходит владенья свои.);-возраст, звание, род занятий и т.п.

(Сестра Лиза приехала на каникулы.)-пояснение, более точное название (В саду растёт шиповник — кустарник с крупными, похожими на розу цветами.);— название литературных произведений, предприятий, торговых марок и т. д. (Я читаю роман «Евгений Онегин».

)

  1. г) ДОПОЛНЕНИЕ
  2. Дополнение — второстепенный член предложения, который обозначает предмет (взять книгу, читать книгу, заинтересоваться книгой) и отвечает на вопросы косвенных падежей.
  3. Дополнения зависят от тех членов предложения, которые так или иначе связаны с глаголами (гуляю с другом; гуляющий с другом; гуляя с другом; распространение листовок — существительное распространение образовано от глагола распространятьдовольный обедом — отглагольное прилагательное).
  4. Дополнение выражается в первую очередь существительными и словами со свойствами существительного, а также неопределенной формой глагола (инфинитивом) и неделимыми словосочетаниями.

Прямое дополнение — это дополнение в форме винительного падежа без предлога, относящееся к члену предложения, выраженному переходным глаголом. Прямое дополнение обозначает объект, на который непосредственно направлено действие: Егор снял полушубок.

Косвенное дополнение — это дополнение, выраженное формой винительного падежа с предлогом, а также формами других косвенных падежей без предлогов и с предлогами. Например: всматриваться в даль; не горюю о пропаже; лечат лекарствами….

Дополнения, выраженные инфинитивом, обозначают действие как объект, на который направлено другое действие:Он уговорил меня пойти на дискотеку. Запомнить:— инфинитив-дополнение и инфинитив-сказуемое обозначают действия разных лиц,

— инфинитив-дополнение зависит от сказуемых с определенным значением — значением волеизъявления: 

просить, приказать, уговорить, умолять и т.п.

Дополнение может быть выражено любой частью речи, замещающей имя существительное. Он не обращал никакого внимания на ее «но» в качестве дополнения употреблен союз но.

  • д) ОБСТОЯТЕЛЬСТВО
  • Обстоятельство — второстепенный член предложения, который служит для характеристики действия или признака и указывает на способ совершения действия, время, место, причину, цель или условие протекания действия.
  • Я побежал вперёд.
  • причины
  • почему?
  • От усталости у меня кружится голова.
  • цели
  • зачем?
  • Я пришла мириться.
  • меры и степени
  • в какой мере, степени?
  • Он был очень внимателен и всё сделал совершенно правильно.
  • условия
  • при каком условии?
  • Без звонка туда идти нельзя.
  • уступки
  • несмотря на что?
  • Несмотря на дождь, мы всё же вышли из дома.
  • Обстоятельства бывают выражены

Сочинительные союзы*

Соединительные: и, да (в значении «и»), да ини-ни, тоже, также2. Разделительные: или, либо, то-то, не то-не то, то ли-то ли.

Функцию разделительных союзов могут выполнять их аналоги, сохраняющие семантические связи с соответствующими вводными словами или наречиями: может быть … может быть; возможно … возможно; иногда … иногда … а иногда.

Эти последние могут употребляться совместно с союзами (может быть … или, может быть; то ли … то ли … а может быть; иногда … а то и).3. Противительные: а, но, да (=но), зато, однако4. Сопоставительные (двойные или составные):как…, так ине только…, но ине столько…, скольконе так…, какхотя и…, ноне то что(бы)…, но (а)

если не…, то

Значение соединительных союзов можно условно обозначить фразой: «И ЭТО, И ТО». Они соединяют два однородных члена между собой. Значение разделительных союзов можно определить так: «ИЛИ ТО, ИЛИ ЭТО». Такие союзы указывают на возможность только одного однородного члена из нескольких или на их чередование. Значение противительных союзов выражается иначе: «НЕ ТО, А ЭТО».

Подчинительные союзы**

Подчинительные союзы объединяют неравноправные компоненты и указывают на зависимость одного из этих компонентов от другого. Они связывают главным образом части сложного предложения, но могут быть использованы и в простом предложении для связи однородных и неоднородных членов.

Выделяют следующие разряды подчинительных союзов по значению:1) временные: когда, пока, едва, лишь, с тех пор как, лишь только;2) причинные: так как, потому что, ввиду того что, ибо (устар. / книжн.);3) условные: если, кабы (устар.), коли (устар.

), раз;4) целевые: чтобы, для того чтобы, дабы (устар.

), с тем чтобы;5) уступительные: хотя, несмотря на то что, вопреки тому что;6) следствия: так что;7) сравнительные: как, как будто, словно, будто, точно, чем, подобно тому как;8) изъяснительные: что, как, чтобы, ли (частица в роли союза).

  1. Бессоюзное сложное предложение***
  2. В бессоюзном сложном предложении его части связаны между собой:
  3. 1)по смыслу (Наступил вечер, шел дождь, с севера прерывисто дул ветер.);
  4. 2)интонационно
  5. — интонация перечисления (Заунывный ветер гонит стаю туч на край небес, ель надломленная стонет, глухо шепчет темный лес .),
  6. — противопоставления (Служить бы рад — прислуживаться тошно),
  7. — пояснения (Страшная мысль мелькнула в уме моем: я вообразил ее в руках разбойников),
  8. — предупреждения (Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает),
  9. — обусловленности (Любишь кататься — люби и саночки возить);
  10. 3)порядком расположения частей (Наступил вечер — стало прохладно. Стало прохладно: наступил вечер),
  11. 4)видо-временными формами глаголов-сказуемых (однородные глагольные формы, например: По дереву лодки неугомонно стучал дождь, мягкий шум его наводил на грустные мысли).
  12.  Односоставные предложения с главным членом сказуемым****
Читайте также:  "купить на бонусы" или "за бонусы", как правильно писать?

1) В определенно-личных предложениях сказуемое выражено в такой форме, которая имеет значение 1-го или 2-го лица единственного числа или множественного (действие производят: я, ты, мы, вы), т.е.

в форме настоящего или будущего времени, а также повелительного наклонения (остальные формы глагола значения лица не имеют). Примеры: Хочу спать. Хотим спать.

Хочешь спать? Хотите спать? Спи! Спите!

2) В неопределенно-личных предложениях сказуемое выражено глаголом обязательно в форме множественного числа, это может быть форма 3-го лица настоящего или будущего времени или же форма прошедшего времени, а также условного наклонения (действие производят Они). Пример: В киоске продают (продавали) газеты.

3) В обобщенно-личных предложениях сказуемое по форме совпадает со сказуемым в определенно-личном или неопределенно-личном предложении, однако значение предложения — обобщенное, т.е. действие совершает любой, каждый из нас, все. Примеры: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Цыплят по осени считают.

4) В безличных предложениях единственный главный член — сказуемое, которое может быть выражено наречием (На улице холодно. Можно простудиться.); безличным глаголом (Хочется стать.); личным глаголом в безличном значении (Из окна дует.); глаголом в неопределенной форме (Молчать!).

перейти на стр. «Разбор словосочетания«, «Предложение в таблицах«, «Члены предложения в таблицах«,   «Синтаксис в таблицах«, «Синтаксис в песнях«, вернуться на главную

Источник: https://infourok.ru/shema-sintaksicheskogo-razbora-predlozheniya-1841450.html

Синтаксический разбор слова

Часто пользователи ищут в сети синтаксический разбор какого-либо слова. По этому запросу обычно получают результаты по разбору предложений и словосочетаний. Но почему так происходит? Давайте в этом разберемся далее и приведем примеры такого разбора.

Все дело в том, что разобрать слово синтаксически нельзя. Можно сделать разбор только словосочетания или всего предложения. В школьной программе этой теме выделено довольно много времени для усвоения материала, а также большое количество практических уроков, чтобы ученики сами научились делать такой разбор. Но мы с вами сегодня опишем в общих чертах, как делать синтаксический анализ.

Как делать синтаксический разбор предложения

Если нужно выполнить синтаксический анализ словосочетания, сделайте следующее:

  1. Определите словосочетание. Выделите в нем главное и второстепенное слово. Уточните к каким частям речи относятся слова.
  2. Определите синтаксическое общее между словами.
  3. Выделите грамматическое значение для каждого.

Порядок разбора предложения по словам

Порядок действий будет следующим:

  1. Установите, каким выступает предложение по типу высказывания (вопросительное, побудительное, повествовательное).
  2. Далее нужно указать, из каких частей состоит предложение, его состав. Нужно сказать, что оно простое, односоставное/двусоставное, определить тип – безличное/личное. Предложение является нераспространенным или наоборот. Полное/неполное, если нет, то указать, каких именно частей в нем не достает.
  3. Если простое предложение осложнено обособленными, однородными членами предложения, отметьте это в синтаксическом разборе.
  4. Сделайте разбор простого предложения по членам, по ходу отмечая, к каким частям речи их отнести. Для этого соблюдайте порядок: первыми в предложении определите сказуемое и подлежащее, после них найдите второстепенные члены предложения.
  5. Предоставьте доводы о знаках препинания, если они имеются в предложении.
    Синтаксический разбор предложенийСинтаксический разбор. Порядок.

Для сказуемого нужно определить, каким оно является – составным или глагольным. Определите чем оно выступает. Если простое – укажите для него форму глагола, для составного глагольного – определить его состав, составное именное – чем выступает именная часть, какая связка применяется.

Если предложение имеет однородные члены предложения, укажите, чем выражены эти члены, и какими средствами они соединяются (союзы, интонация и союзы).

В предложениях, которые имеют обособления, необходимо определить, чем выступает весь оборот. После этого нужно определить, чем выступает каждое слово в обороте, каким членом предложения является.

Укажите, что предложение в своем составе имеет прямую речь. Определите слова говорящего, а также прямую речь.

Анализ сложносочиненной конструкции

Порядок действий:

  1. Аналогично, как и с простым предложением, назовите и определить тип высказывания.
  2. Определите грамматический фундамент каждого отдельного простого предложения. Прочитайте их по отдельности.
  3. Обозначите вид союзов, которыми связываются простые предложения в составе сложного (разделительные, соединительные, противительные). Определите, каким выступает сложное предложение (противопоставление, чередование событий, перечисление).
  4. Определите роль знаков препинания, объясните их расстановку.
  5. Затем нужно разобрать каждое предложение по отдельности как простое.

Далее рассмотрим пошаговый синтаксический разбор сложноподчиненного предложения (в составе одно придаточное):

  1. Отметить, каким сложноподчиненное предложение является (вопросительным, повествовательным).
  2. Разбить на простые предложения, найти грамматическую основу для каждого.
  3. Выделить, какое предложение из простых является главным.
  4. Определить по особенностям строения, чем присоединяется, к чему относится, чем выступает это сложноподчиненное предложение.
  5. Пояснить расстановку знаков препинания.
  6. Придаточное и главное разобрать подобно простым.
    Синтаксический разбор предложенийПлан синтаксического разбора предложения

Синтаксический разбор сложноподчиненных предложений с придаточными

Анализ состоит из следующих этапов:

  1. Определите цель высказывания сложноподчиненного предложения, отметьте это.
  2. Установите грамматическую роль каждого простого предложения.
  3. Определить среди простых придаточное и главное.
  4. Укажите признаки подчиненного предложения – параллельное, однородное, последовательное (возможно комбинированное).
  5. Объясните надобность каждого знака препинания.

Анализ сложной конструкции с различными связными элементами

Порядок действий:

  1. Установите цели высказывания.
  2. Укажите основу грамматики отдельного простого предложения.
  3. Указать, что предложение имеет разные виды связи.
  4. Выделите по смысловому признаку, каким образом соединены простые предложения.
  5. Объясните каждый знак препинания, его значение.

В статье мы рассмотрели, почему нельзя выполнить синтаксический разбор какого-либо слова, и как правильно выполнять анализ предложений.

(2

Источник: https://it-doc.info/sintaksicheskij-razbor-slova/

Синтаксический разбор предложения

Чтобы правильно ставить знаки препинания, необходимо четко представлять себе структуру предложения. Осознать ее призван помочь синтаксический разбор, то есть разбор предложения по членам. Именно синтаксическому разбору предложения посвящена наша статья.
Синтаксический разбор предложений

Синтаксис изучает связь слов внутри словосочетаний или предложений. Таким образом, единицами синтаксиса являются словосочетания и предложения – простые или сложные. В этой статье мы будем говорить о том, как сделать синтаксический разбор предложения, а не словосочетания, хотя нередко в школе просят сделать и его.

Синтаксический разбор предложения предполагает подробное рассмотрение его структуры. Это совершенно необходимо для того, чтобы правильно поставить знаки препинания. Кроме того, это помогает понять связь слов внутри фразы.

В ходе синтаксического разбора, как правило, даётся характеристика предложения, определяются все члены предложения и вытесняется, какими частями речи они выражены. Это так называемый полный синтаксический разбор.

Но иногда этот термин используется в отношении короткого, частичного, синтаксического разбора, в ходе которого ученик только подчёркивает члены предложения.

Среди членов предложения всегда сначала выделяют главные: подлежащее и сказуемое. Они, как правило, составляют грамматическую основу. Если в предложении одна грамматическая основа, оно простое, более одной – сложное.

Грамматическая основа может состоять как из двух главных членов, так и включать в себя только один из них: или только подлежащее, или только сказуемое. Во втором случае мы говорим, что предложение односоставное. Если же присутствуют оба главных члена – двусоставное.

Если, кроме грамматической основы, слов в предложении нет, оно называется нераспространённым. В распространенном предложении есть также второстепенные члены: дополнение, определение, обстоятельство; частным случаем определения является приложение.

если в предложении есть слова, которые членами предложения не являются (например, обращение), оно все равно считается нераспространенным.

Выполняя разбор, необходимо называть и часть речи, которой выражен тот или иной член предложения. Этот навык ребята отрабатывают, изучая в 5 классе русский язык.

Чтобы дать характеристику предложению, надо указать надо его описать

  • по цели высказывания;
  • по интонации;
  • по количеству грамматических основ и так далее.
  • Ниже мы предлагаем план характеристики предложения.
  • По цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное.
  • По интонации: восклицательное или невосклицательное.

Восклицательными могут быть любые по цели высказывания предложения, а не только побудительные.

  1. По количеству грамматических основ: простое или сложное.
  2. Если предложение простое, движемся дальше по плану; если сложное, путь отсюда придется пройти несколько раз: столько, сколько частей в сложном.
  3. По количеству главных членов в грамматической основе: односоставное или двусоставное.
  4. Если предложение односоставное, надо определить его вид: назывное, определённо-личное, неопределённо-личное, безличное.
  5. По наличию второстепенных членов: распространённое или нераспространённое.

Если предложение чем-то осложнено, то это также надо указать. Это план синтаксического разбора предложения; лучше его придерживаться.

Предложение может быть осложнено обращением, вводными и вставными конструкциями, однородными членами, обособленными членами, прямой речью. Если какой-то из этих видов осложнений присутствует, то надо указать, что предложение осложненное, и написать чем.

Например, предложение “Ребята, давайте жить дружно!” осложнено обращением «ребята».

Если необходимо сделать разбор сложного предложения, надо сначала указать, что оно сложное, и определить его тип: союзное или бессоюзное, а если союзное, то еще и сложносочиненное или сложноподчиненное. Затем охарактеризовать каждую из частей с точки зрения состава грамматической основы (двусоставное или односоставное, тип односоставного) и наличия/ отсутствия второстепенных членов.

В таблице приведены второстепенные члены и их вопросы.

Второстепенные члены предложения Вопросы
дополнение Кого? чего? кому? чему? кем? чем? о ком? о чем?
определение Какой? чей? который по счету?
обстоятельство Где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как? в какой степени?

Второстепенные члены могут быть выражены разными частями речи, например определение:

  • шерстяная юбка – прилагательное;
  • юбка из шерсти – существительное;
  • юбка отглаженная – причастие;
  • привычка побеждать – инфинитив…

Разберем предложение «Не знал, что ты, Маша, переехала из деревни в город».

Подчеркнем грамматические основы. Их две: знал и ты переехала. Определим части речи: знал – сказуемое, выражено глаголом в личной форме и т.д.

Теперь подчеркиваем второстепенные члены:

Переехала откуда? из деревни – обстоятельство, выражено существительным; куда? в город – тоже обстоятельство, тоже выражено существительным. Маша – это обращение, оно не является членом предложения.

Теперь дадим характеристику. Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложноподчиненное.

Первая часть «не знал» неполная, нераспространенная.

Вторая часть двусоставная, распространенная. Осложнено обращением.

По окончании разбора надо составить схему сложного предложения.

Синтаксический разбор призван помочь понять структуру предложения, поэтому необходимо указать все, что может быть с ней связано. Выполнять разбор лучше по плану, тогда больше шансов, что вы ничего не забудете. Необходимо не только подчеркнуть члены предложения, но и определить части речи, и дать характеристику предложению.

Средняя оценка: 4.4. Всего получено оценок: 443.

Источник: https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/sintaksicheskiy-razbor-predlozheniya-kak-sdelat-5-klass.html

Ссылка на основную публикацию