Синтаксический параллелизм — это… в литературе. примеры

Синтаксический параллелизм - это... в литературе. Примеры

Оглавление:

  • Яркое средство художественной выразительности
  • Виды параллелизма
  • Примеры синтаксического параллелизма в русском языке
  • Сочетание способов художественной выразительности

Яркое средство художественной выразительности

Этот способ выражения использует принцип повтора и симметрии. Таким образом, явление общности, однородности синтаксических конструкций и расположение их в сочинительной связи и есть синтаксический параллелизм.

Это интересно: что такое парцелляция, примеры в русской литературе.

Синтаксический параллелизм - это... в литературе. ПримерыСуществует несколько видов расположения элементов речи. Если синтаксические конструкции полностью тождественны это полный параллелизм, если аналогия частична неполный.При смежности конструкций можно говорить о контактном параллелизме, если они разделены другими о дистантном.

Параллелизм как выразительное средство языка известен с давних времён. Достаточно вспомнить библейские тексты, древние былины, думы и сказы, народные песни, а также молитвы, заклинания, заговоры.

Этот приём прослеживается и в загадках, поговорках, пословицах. Очевидно, что данное явление характерно для устного народного творчества, а также для стилизованных под старину литературных произведений.

Примером авторской стилизации может служить стихотворение А.А. Дельвига:

  • Пела, пела пташечка и затихла,
  • Знало сердце радость и забыло.
  • В данном случае наблюдается сопоставление одного, главного действия с другим, второстепенным, что является характерной особенностью фольклора.

Виды параллелизма

В русском языке, особенно в художественной литературе, используются разные виды синтаксического параллелизма:

  • двучленный,
  • многочленный,
  • одночленный,
  • формальный,
  • отрицательный,
  • обратный (хиазм).

Примеры синтаксического параллелизма в русском языке

Синтаксический параллелизм - это... в литературе. Примеры

  1. Зашумели над затоном тростники.
  2. Плачет девушка-царевна у реки.
  3. При использовании многочленного варианта действующее лицо сравнивается с несколькими образами:
  4. Мы два грозой зажжённые ствола,
  5. Два пламени полуночного бора,
  6. Мы два в ночи летящих метеора,
  7. Одной судьбы двужалая пчела.

В русской литературе, в частности, в народном творчестве встречается и одночленный параллелизм. При этом человеческие персонажи фигурируют лишь в образах растений, животных, птиц, однако, понятно, что образ ясный сокол подразумевает юношу жениха, возлюбленного. Девушка, невеста обычно предстаёт в образе лебёдушки, павы, или берёзки, рябины и т. д.

В некотором роде сходен с одночленным и формальный вариант данного приёма. Однако он не сразу заметен, так как между элементами нет очевидной логической связи. Чтобы понять его смысл, нужно представлять всё произведение целиком или определённый период.

  • Синтаксический параллелизм порой сочетается с другими формами данного выразительного средства, например, с фонетическим, который характеризуется употреблением одинаковых слов в начале строки или же одинаковой концовкой строк. Такое сочетание усиливает выразительность текста, придаёт ему особое звучание:
  • Имя твоё птица в руке,
  • Имя твоё льдинка на языке,

Широко употребляемым в устном народном творчестве и произведениях художественной литературы является отрицательный параллелизм.Такой способ выразительности встречается в народных сказках, песнях, загадках, используют его и авторы.

  1. Не ветер, вея с высоты,
  2. Листов коснулся ночью лунной
  3. Моей души коснулась ты

Говоря об этом синтаксическом средстве выражения, нельзя не упомянуть о таком ярком выразительном приёме, как его обратный вид, хиазм. Суть его в том, что последовательность элементов меняется крестообразно или зеркально. Примером так называемого чисто синтаксического хиазма может служить изречение: Не народ для власти, а власть для народа.

Стремясь достигнуть эффекта, остроты, убедительности своих публичных выступлений, хиазм использовали ораторы ещё с античных времён. Данное выразительное средство встречается в творчестве русских писателей и поэтов золотого и серебряного века, не обходятся без него и современные авторы.

Это нужно знать! Значения слова метонимия, примеры.

Сочетание способов художественной выразительности

Синтаксический параллелизм - это... в литературе. Примеры

  • эпитет (использование ярких определений),
  • метафора (слова со сходным значением),
  • олицетворение (придание предмету или явлению свойств живого существа),
  • сравнение (сопоставление),
  • антитеза (противопоставление) и другие.

Синтаксический параллелизм это конструкция из сходных элементов речи, создающих единый смысловой образ. Такие приёмы и являются источником образности и мелодичности образцов народного творчества, яркости эмоциональных оттенков художественных произведений, богатства и красочности русского языка.

Источник: https://tvercult.ru/literatura/primeryi-sintaksicheskogo-parallelizma-v-literature

Что такое синтаксический параллелизм?

Синтаксический параллелизм - это... в литературе. Примеры

Понимание основных законов синтаксиса и их применение позволяет поэтам  и писателям делать письменную речь более выразительной, расставлять в ней эмоциональные акценты, делающие письменную речь живой и яркой.  Одним из приемов, позволяющих сделать письменную речь яркой, является применение синтаксического параллелизма. Что это такое, синтаксический параллелизм – разберемся подробно в следующем разделе статьи.

Синтаксический параллелизм в русском языке и литературе: определение и примеры

Синтаксический параллелизм - это... в литературе. ПримерыОпределение синтаксического параллелизма звучит следующим образом: это расположение слов в идентичном порядке в двух, трех или большем количестве предложений, следующих в письменной речи друг за другом.

Однако тождественными могут быть не только конструкции предложений, но и отдельные слова, части предложений, словосочетания.

Параллелизм в его общем понятии чаще всего встречается в поэзии: примененное повторение позволяет сделать стихотворение максимально выразительным, добавить в него больше глубинного смысла и эмоций.

 Еще один литературный пример синтаксического параллелизма, который можно назвать классическим – это стихотворное произведение  Лермонтова «Белеет парус одинокий».

Синтаксический параллелизм - это... в литературе. Примеры

Различают множество видов параллелизма. К примеру, в строфическом параллелизме должны наблюдаться не только синтаксические, но и лексические параллели. Параллелизм может ритмическим, прямым или отрицательным. Кладезем примеров разных видов параллелизма будут  сборники русских народных песен, любые поэтические произведения, современные песни.

Именно синтаксический параллелизм позволяет сделать художественное произведение живым и звучащим, хотя в синтаксисе существуют и другие приемы придания выразительности письменной речи.

Источник: http://pohudalka.pp.ua/chto-takoe-sintaksicheskij-parallelizm-3067/

Синтаксический параллелизм — что это такое? :

Что такое синтаксический параллелизм

Синтаксис — мощнейшее средство придания выразительности речи. Знание его правил и законов позволяет передавать на письме малейшие акценты устного повествования.

Синтаксический параллелизм — это одно из изобразительных средств, используемых в языке, та самая краска, которая позволяет точно передать нужное настроение. Он стоит в одном ряду с такими понятиями, как риторический вопрос, обращение, инверсия.

Все эти способы построения предложения отличаются как по сути, так и по производимому эффекту. Однако все они придают характерное звучание, которое можно обнаружить в разных по смыслу выражениях. Например, инверсия подчеркивает эмоциональность фразы.

Риторический вопрос — это всегда повествовательное выражение, которое имеет форму вопроса. Что касается синтаксического параллелизма, то это соблюдение одинакового порядка слов в нескольких идущих подряд предложениях. Например: «Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу».

Синтаксический параллелизм - это... в литературе. Примеры

Частный случай параллелизма

Важно понимать, что синтаксический параллелизм – это частный случай. Более общее понятие – параллелизм. Параллельными могут быть не только предложения, но и их части, сочетания слов или даже только слова. Очень часто параллелизм встречается в поэзии.

У Романа Якобсона, одного из крупнейших ученых-лингвистов 20 века, есть очень глубокий разбор этой темы. Он приводит слова английского поэта Д. М. Хопкинса, который заявляет: «Вся техника поэзии сводится к принципу параллелизма».

С этим сложно спорить! Даже не слишком сведущий в поэзии человек легко заметит, что соблюдения размера и наличия рифмы далеко не всегда достаточно, чтобы стихотворение зазвучало.

А особым образом примененное повторение, будь то логическое, психологическое, синтаксическое или лексическое тождество в строках, рождает ту самую магию, которая безошибочно обращается к нашему глубинному подсознанию и придает поэтическому произведению новую область смыслов. Параллелизм является основным поэтическим приемом различных древних литературных традиций.

Синтаксический параллелизм - это... в литературе. Примеры

Язык Библии, китайская поэзия, русские народные песни – все они представляют собой настоящий кладезь для исследователей этого средства. Но можно пойти и дальше, и заглянуть в индийские Веды, почитать сборники карело-финских народных стихотворений или обратиться к другим произведениям устного творчества различных народов.

Примеры синтаксического параллелизма

Синтаксический параллелизм - это... в литературе. Примеры

Видов параллелизма немало. Строфический, например, подразумевает лексическое и синтаксическое тождество. Очень яркий пример – знаменитое стихотворение Лермонтова «Белеет парус одинокий». Существует также ритмический, психологический, прямой, отрицательный вид.

 Синтаксический параллелизм, примеры которого легко найти как в народных, так и в современных песнях, а также в любых сборниках поэзии, встречается наиболее часто. И хотя он нередко сопровождается лексическим повторами, речь идет именно о тождестве структуры строк. Например, из А.

Блока: «Утихает светлый ветер, Наступает серый вечер,…». Или пример с повторами из текста песни группы «Машина времени»: «Он не знает умных слов. Он считает вас за козлов».

Помимо того, что синтаксический параллелизм организует пространство стиха, он позволяет передавать оттенки чувств, придает «нерв», динамику, живость и выразительность эмоции, а они могут быть любыми – слишком уж разнообразны возможности применения этого средства.

Источник: https://www.syl.ru/article/103392/sintaksicheskiy-parallelizm—chto-eto-takoe

Синтаксический параллелизм: определение, примеры

Русский язык обладает огромным количеством изобразительных средств. Особое место в нём занимает построение предложений согласно параллелизму.

Что такое синтаксический параллелизм

Синтаксический параллелизм - это... в литературе. Примеры

Параллелизмы бывают следующих видов:

  • строфические;
  • ритмические;
  • отрицательные.

Однако самыми популярными всё же остаются синтаксические: они наиболее часто встречаются в русском языке и литературе. Параллелизм нередко можно встретить в поэзии, прозе, так как он позволяет добавить выразительности, эмоций и больше глубины.

Как правило, в первую часть предложения ставится обобщающее обстоятельство, а во вторую помещаются объекты сравнения. Использование синтаксического параллелизма в таком случае позволяет сделать описание обобщающего обстоятельства полным, ярким и объёмным. Это нужно и для понимания сюжета.

Примеры из литературы

Примером могут послужить строки А. Недогонова:

«Алмаз шлифуется алмазом,
Строка диктуется строкой».

Популярный пример параллелизма – стихотворение Лермонтова «Парус»:

«Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном».

Многие стихотворения Фета наполнены синтаксическим параллелизмом. Например стихотворение «Только в мире и есть, что тенистый…».

Другие примеры:

Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской…

(М. Ю. Лермонтов)

Я был вам звенящей струной,
Я был вам цветущей весной,
Но вы не хотели цветов,
И вы не расслышали слов?

(К. Д. Бальмонт)

«Я — царь, я — раб, я — червь, я — бог»
(Г. Р. Державин)

«Твой ум глубок, что море,
Твой дух высок, что горы»

(В. Я. Брюсов)

«Летал сокол по небу,
Гулял молодец по свету».

(Народная песня)

Слова К. Федина из книги «Первые радости» о Л. Толстом:

«Никто не должен был знать, куда скрылся гонимый высоким желанием старик, и весь мир узнал, где он. Никто не должен был знать намерений его души, и весь мир был посвящен в его тайный замысел. Никому не должно было быть дела до его самочувствия, и весь мир начал заниматься его температурой, хрипами в груди, пищеварением, пульсом».

Читайте также:  Суффиксы причастий и деепричастий (таблица с примерами)

История синтаксического параллелизма

Данный приём очень распространён в английских текстах, в которых легко сопоставлять аналогичные по созвучности слова для сравнения частей речи, героев, обстоятельств.

Синтаксический параллелизм в русском языке используется реже, потому что разбивать целостность предложения не всегда стилистически верно и уместно.

Подобный приём берёт своё начало от древнееврейского языка, что использовали для написания псалмов. В Средневековье очень почитались священные тексты с описанием жизни святых, Библия и псалмы. Эти книги распространялись и в Азии, и в Европе. Книги с описанием жизни с другими устоями и ценностями уничтожались.

Возможно Вас заинтересует статья про развитие средневековой литературы

Оказал влияние на синтаксический параллелизм и германский стиль Средних веков. В прозе и стихотворениях начала постепенно присутствовать отрывочная ритмика, появляться для усиления эффекта сочетание несочетаемых частей речи.

Кроме всего, к этому приёму причастен и финский эпос «Калевала», в котором прослеживается использование параллелизма. Это придаёт тексту произведения определённый дух и шарм.

Синтаксический параллелизм в литературе

Синтаксический параллелизм в качестве средства выразительности речи свойственен для художественного стиля или публицистики. Параллелизм в литературе научного и официально-делового стилях применяется нечасто, и в основном для логического выделения какого-либо факта.

Необходимо также знать, что параллелизм бывает и композиционный, когда части текста схожи по сюжетной и смысловой линиям. Например, описание природы отождествляется с внутренним состоянием человека. Часто авторы проводят аналогию унылого дождливого осеннего пейзажа с подавленным состоянием персонажа, депрессией и печалью. А весенние пробуждение природы – с надеждой на лучшие перемены.

  • Синтаксический параллелизм - это... в литературе. ПримерыСинтаксическим параллелизмом наполнены произведения устного народного творчества – песни, былины, пословицы, частушки, а также схожие художественные произведения, к примеру, поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и Твардовского «Василий Теркин», а также «Песня про купца Калашникова» Лермонтова.
  • Подводя итог, можно сказать что, синтаксический параллелизм в русском языке — это значимый художественный прием, с его помощью можно передать оттенки чувств, передать произведению динамичность, ритм и эмоциональность.
  • Синтаксический параллелизм получил распространение, благодаря своей способности выразить в тексте эмоциональные оттенки, наполнить предвкушением счастья, придать мечтательную грусть, наполнить и другими образами автора.

Главное отличие такого приёма в последовательном употреблении одинаковых конструкций даже без какого-либо подчинения.

Чаще всего он встречается в любых жанрах английских текстов, в которых синтаксический параллелизм может существовать в пределах не только предложения, но и абзаца или целого периода.

В текстах русского происхождения подобное разбиение будет считаться ошибкой со стороны синтаксиса, нарушением стиля и изложения.

Наш сборник работает на голом энтузиазме его создателей. Мы благодарны любой помощи.

Помочь проекту

Хотите опубликоваться в нашем сборнике? Добро пожаловать! Мы всегда рады новым авторам и интересным материалам.

Добавить стихотворение Первая дуэль А. С. Пушкина случилась в лицее, а вообще его вызывали на дуэль больше 90 раз. Сам Пушкин предлагал стреляться больше полутора сотен раз. Причина могла не стоить выеденного яйца — например, в обычном споре о пустяках Пушкин мог неожиданно обозвать кого-нибудь подлецом, и, конечно, это заканчивалось стрельбой.Из биографии А. С. Пушкина Еще у Пушкина А. С. были карточные долги, и довольно серьезные. Он, правда, почти всегда находил средства их покрыть, но, когда случались какие-то задержки, он писал своим кредиторам злые эпиграммы и рисовал в тетрадях их карикатуры. Однажды такой лист нашли, и был большой скандал. Из биографии А. С. Пушкина А вот что пишут о Пушкине А. С. иностранцы. Оказывается, Евгений Онегин — это вообще первый русский роман (хотя и в стихах). Так написано в «Британской энциклопедии» редакции 1961 года. Там же написано, что до Пушкина русский язык был вообще не пригоден для художественной литературы.Из биографии А. С. Пушкина В России в 1912 и 1914 годах выходили сборники стихов Пушкина, которые теперь стали библиографической редкостью: составителем сборников был некий В. Ленин, а предисловие написал А. Ульянов. Ленин — был псевдоним издателя Сытина (его дочку звали Еленой), а литературовед Ульянов был просто однофамильцем.Из биографии А. С. Пушкина Интересный факт: существуют слова, к которым невозможно подобрать рифму в принципе, например, выхухоль, туловище, проволока, заморозки и т.д.

Источник: https://liricon.ru/cintaksicheskij-parallelizm-primery.html

Синтаксический параллелизм в литературе — что это? Примеры и предложения

Синтаксический параллелизм — это использование одинаковых грамматических и семантических конструкций в смежных предложениях, строках или строфах стихотворения. Например, у М.Ю. Лермонтова: Гляжу на будущность с боязнью, гляжу на прошлое с тоской.

Параллелизм широко распространен в устном народном творчестве — былинах, песнях, сказках: Тепло ли те, девица? Тепло ли те, красная?

Он часто встречается в эпических произведениях. Например, в финской «Калевале»: Шесть он зернышек находит, семь семян он поднимает.

Параллелизм в более поздней литературе становится сложнее, он может достигаться с помощью анафоры и эпифоры, симплоки, климакса (градации), антитезы, бессоюзия.

На заре — наимедленнейшая кровь,На заре — наиявственнейшая тишь.Дух от плоти косной берет развод,Птица клетке костной дает развод.

Око зрит — невидимейшую даль,Сердце зрит — невидимейшую связь.Ухо пьет — неслыханнейшую молвь.Над разбитым Игорем плачет Див…

Марина Цветаева

Мастера этого изобразительного приема — поэты Федор Тютчев и Афанасий Фет.

Только в мире и есть, что тенистыйДремлющих кленов шатер.Только в мире и есть, что лучистыйДетски задумчивый взор.Только в мире и есть, что душистыйМилой головки убор.Только в мире и есть этот чистыйВлево бегущий пробор.

Афанасий Фет

 Что такое лексический повтор. Примеры

Отрицательный синтаксический параллелизм

Отрицательный синтаксический параллелизм строится с употреблением частицы «не»:

  • В заветных ладанках не носим на груди, О ней стихи навзрыд не сочиняем, Наш горький сон она не бередит, Не кажется обетованным раем.
  • Не делаем ее в душе своей Предметом купли и продажи, Хворая, бедствуя, немотствуя на ней, О ней не вспоминаем даже.
  • Анна Ахматова

Синтаксический параллелизм как риторический прием

Параллелизм часто используется в риторике и публицистике, чтобы подчеркнуть важную мысль, перечислить аргументы, показать общее и различия между явлениями. Большое внимание ему уделяли в античной риторике.

Доко­ле же ты, Кати­ли­на, будешь зло­употреб­лять нашим тер­пе­ни­ем? Как дол­го еще ты, в сво­ем бешен­стве, будешь изде­вать­ся над нами? До каких пре­де­лов ты будешь кичить­ся сво­ей дер­зо­стью, не знаю­щей узды?

Марк Туллий Цицерон. Первая речь против Катилины

Нередко в публичных выступлениях ораторы используются параллели в виде анафоры (повторов в начале нескольких отрывков) или эпифоры (повторов в конце).

Врожденный порок капитализма — это неравное распределение благ; врожденная добродетель социализма — равное распределение страданий.

Уинстон Черчилль

Синтаксический параллелизм в литературе. Примеры

Белеет парус одинокойВ тумане моря голубом!..Что ищет он в стране далекой?Что кинул он в краю родном?…М.Ю. Лермонтов

Лениво дышит полдень мглистый,Лениво катится река -И в тверди пламенной и чистойЛениво тают облака. Ф.И. Тютчев

Молятся звезды, мерцают и рдеют, Молится месяц, плывя по лазури, Легкие тучки, свиваясь, не смеют С темной земли к ним притягивать бури.А.А. Фет

Но слишком рано твой ударил час, И вещее перо из рук упало. Какой светильник разума угас! Какое сердце биться перестало!Н.А. Некрасов

Не оттого, что зеркало разбилось, Не оттого, что ветер выл в трубе, Не оттого, что в мысли о тебе Уже чужое что-то просочилось, — Не оттого, совсем не оттого Я на пороге встретила его. А.А. Ахматова

Меркнут знаки ЗодиакаНад просторами полей.Спит животное Собака,

Дремлет птица Воробей.

Н.А. Заболоцкий

Источник: https://www.anews.com/p/110525757-sintaksicheskij-parallelizm-v-literature-chto-ehto-primery-i-predlozheniya/

Что такое параллелизм в литературе, примеры

Художественный прием параллелизм используется в литературе и означает одинаковое строение одного или нескольких предложений с точки зрения синтаксиса. Он помогает образно и ярко передать мысль автора, его переживания и настроение.

Параллелизм — это один приемов стихосложения, использующийся наряду с другими риторическими фигурами, такими как эпифора, градация, анафора или инверсия. Часто для усиления эффекта используются также риторические вопросы.

Происхождение параллелизма

В название этой фигуры речи положено греческое слово parallelos, которое можно перевести как «идущий рядом». Его значение становится более понятно, если вспомнить об аналогичном математическом термине.

Древнегреческие философы и ораторы активно использовали прием сопоставления или повторения в своих речах и сочинениях для придания им большей выразительности. Параллелизм был одним из приемов древнегреческой риторики.

Постепенно он проник во многие естественные науки для обозначения математических правил, физических и биологических законов. В литературе прием сравнения или сопоставления двух различных явлений помогает сделать поэтическое произведение более эмоциональным. Он подчеркивает различия или совпадения предметов или обстоятельств, усилия выразительность произведения.

Существует несколько определений параллелизма, которые включают разное применение этого художественного приема в связи с контекстом самого произведения. Найти информацию можно как в словаре Ожегова, так и в Википедии.

В целом параллелизм определяется как группа слов, заключающая в себе смысл, который автор также относит ко второй группе слов для создания поэтического образа. Параллелизм может быть разным по форме и смыслу.

Параллелизм тематический

Многие поэты используют для иллюстрации своих внутренних переживаний тематический параллелизм, находя в окружающих явлениях отзвуки собственных мыслей и чувств. В этом случае сопоставляются явления, аналогичные по содержанию. Этот прием филигранно отточила в своем творчестве Анна Ахматова.

  • …А там мой мраморный двойник,
  • Поверженный под старым кленом,
  • Озерным водам отдал лик,
  • Внимает шорохам зеленым.
  • И моют светлые дожди
  • Его запекшуюся рану…
  • Холодный, белый подожди,
  • Я тоже мраморною стану.
  • В этом стихотворении она сравнивает себя с мраморной статуей «мой мраморный двойник» в стремлении обрести такое же хладнокровие и невозмутимость.

Синтаксический параллелизм

Еще один литературный прием заключается в построении предложений по одной и той же схеме, соблюдая одинаковое чередование частей текста. Это синтаксический параллелизм, который одинаково активно используется и в прозе, и в стихах. Например, у Сергея Есенина находим отрывок:

  1. И стоит береза
  2. В сонной тишине,
  3. И горят снежинки
  4. В золотом огне.

Алексей Толстой так начинает свою книгу «Детство Никиты»: Сквозь морозные узоры на окнах, сквозь чудесно расписанные серебром звезды и лапчатые листья светила солнце. Свет в комнате был снежно-белый.

Читайте также:  Четырёхсот или четырёхста, как правильно?

Это примеры неполного синтаксического параллелизма. Если в составе произведения больше двух фраз подряд имеют одинаковое количество и чередование синтаксических элементов, то этот прием называется полный синтаксический параллелизм.

  • Сергей Есенин использует полный и неполный синтаксический параллелизм в разных частях произведениях:
  • В Хороссане есть такие двери,
  • Где обсыпан розами порог.
  • Там живет задумчивая пери.
  • В Хороссане есть такие двери,
  • Но открыть те двери я не мог.
  • У меня в руках довольно силы,
  • В волосах есть золото и медь.
  • Голос пери нежный и красивый.
  • У меня в руках довольно силы,
  • Но дверей не смог я отпереть.
  • Андрей Белый использует этот прием легко и изящно:
  • Пролетаю: так пусто, так голо…
  • Пролетают — вон там и вон здесь —
  • Пролетают — за селами села,
  • Пролетают — за весями весь; —
  • И кабак, и погост, и ребенок,
  • Засыпающий там у грудей, —
  • Там — убогие стаи избенок,
  • Там — убогие стаи людей.

Параллелизм в народной песне

  1. Параллелизм имеет глубокие корни, которые прослеживаются в устном народном творчестве, в былинах, сказках, песнях и колядах.

  2. Чаще всего в них используются наиболее простые художественные приемы, сопоставления с тем, что было близко и привычно простым людям: природа, смена времен года, события из жизни.

    В былине об Алеше Поповиче находим:

  3. Из славного Ростова красна города
  4. Как два ясные сокола вылетывали —
  5. Выезжали два могучие богатыря.

Отрицательный параллелизм

Параллелизм может быть не только прямым, но и отрицательным. Гораздо чаще он встречается в фольклоре, но этот прием настолько выразителен, что его охотно используют поэты и писатели. Отличить отрицательный параллелизм легко — обороты речи при сравнении явлений или действий в этом случае начинаются с частицы «не».

  • Ах, дверь не запирала я,
  • Не зажигала свеч,
  • Не знаешь, как, усталая,
  • Я не решалась лечь.
  • Анна Ахматова
  • Не жалею, не зову, не плачу —
  • Все пройдет, как с белых яблонь дым.
  • Сергей Есенин
  • …а мне
  • ни один не радостен звон,
  • кроме звона твоего любимого имени.
  • И в пролет не брошусь,
  • и не выпью яда,
  • и курок не смогу над виском нажать.
  • Надо мною,
  • кроме твоего взгляда,
  • не властно лезвие ни одного ножа.
  • Владимир Маяковский

Источник: https://gidinform.ru/chto-takoe-parallelizm-v-literature-primery/

Что такое Синтаксический параллелизм

Синтаксический параллелизм — это фигура речи, которая характеризуется построением нескольких предложений с одинаковой структурой (или же отдельных частей внутри одного предложения).

Примеры синтаксического параллелизма

“Алмаз шлифуется алмазом,
Строка диктуется строкой”.

С. Поделков

«Только в мире и есть, что тенистый
Дремлющих кленов шатер.
Только в мире и есть, что лучистый
Детски задумчивый взор.
Только в мире и есть, что душистый
Милой головки убор.
Только в мире и есть этот чистый
Влево бегущий пробор».

А. А. Фет, 1883 г.

«Я — царь, я — раб, я — червь, я — бог».
«Бог», Г. Р. Державин, 1784 г.

Что такое параллелизм?

Параллелизм — это использование повторяющихся слов и форм, чтобы придать отрывку в литературе структуру и ритм.

Параллелизм часто либо сопоставляет контрастные образы или идеи, чтобы показать их абсолютное различие, либо объединяет аналогичные концепции, чтобы показать их связь. Писатели часто сочетают параллелизм с другими литературными приёмами, такими как анафора и антитеза.

Виды параллелизмов

Параллелизмы бывают следующих видов: синтаксический, строфический, ритмический и отрицательный.

Синтаксический параллелизм

Этот вид встречается в литературе чаще всего. Он используется и в стихотворной форме, и в прозе. Характеризуется применением одной и той же структуры предложений. Обычно автор обозначает что-то обобщающее в начале фразы, следом развиваются идеи/предметы, которые с этим сравниваются.

Таким образом автор усиливает идею обобщения, описание становится более красочным и насыщенным. Зачастую это обобщение становится ключевым в понимании композиции и мысли автора.

Например:

«Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слёзы лил, но ты не снизошла».

«О доблестях, о подвигах, о славе…», А. А. Блок, 1908 год

Строфический параллелизм

Автор использует в примыкающих строфах одинаковые синтаксические или лексические построения.

Например:

«Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть, так уж сплеча!
Коли спорить, так уж смело,
Коль карать, так уж за дело,
Коль простить, так всей душой,
Коли пир, так пир горой!».
«Коль любить, так без рассудку…», А. К. Толстой,

1854 год

Ритмический параллелизм

В этом параллелизме автор повторяет одинаковые рифмы или паузы, таким образом он вносит ритмичность в своё произведение.

Например:

“Сад весь в цвету,
Вечер в огне,
Так освежительно-радостно мне!
Вот я стою,
Вот я иду,
Словно таинственной речи я жду.
Эта заря,
Эта весна
Так непостижна, зато так ясна!
Счастья ли полн,
Плачу ли я,
Ты – благодатная тайна моя”.

«Сад весь в цвету…» А. А. Фет, 1884 год

Отрицательный параллелизм

Этот параллелизм автор создаёт на основе отрицательного сравнения, т. е. оборот строится на частице «не».

Например:

«Не сияет на небе солнце красное,
Не любуются им тучки синие:
То за трапезой сидит во златом венце,
Сидит грозный царь Иван Васильевич…».

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», М. Ю. Лермонтов, 1838 год

Функции синтаксического параллелизма

Функциями синтаксического параллелизма являются:

  • перечисление, уточнение, сопоставление и противопоставление;
  • выражение оценочных характеристик автора (в положительную или отрицательную сторону), обычно выражение субъективной эмоциональной оценки;
  • выделение эквивалентности перечисляемых обстоятельств и синтаксическое оформление перечисленного; и другие.

Анафора и синтаксический параллелизм

Анафора — это использование автором повторяющихся звуковых элементов в начале каждой фразы, строки или строфы. Ещё анафору называют единоначатие.

Авторы используют этот стилистический приём для выделения самых важных частей произведения или для прибавления эмоциональности.

Например:

«Всё разнообразие, вся прелесть, вся красота слагается из тени и света».
“Анна Каренина”, Лев Толстой

«Не напрасно дули ветры,Не напрасно шла гроза…».
Сергей Есенин

В этом примере можно увидеть сочетание синтаксического параллелизма с анафорой:

«Лениво дышит полдень мглистый,Лениво катится река,
И в тверди пламенной и чистой

Лениво тают облака…».

«Полдень», Фёдор Тютчев

Почти каждая строка начинается с «лениво» — это анафора, а одинаковое строение фраз (дышит полдень, катится река, тают облака) — это синтаксический параллелизм.

Синтаксическая анафора

Синтаксическая анафора (также анафорический параллелизм) — это анафора, которая повторяет предыдущую грамматическую конструкцию.

Например:

«Я стою у высоких дверей,
Я слежу за работой твоей…».

«Нэпман», М. А. Светлов, 1925г.

Читайте подробнее про Анафору.

Синтаксический параллелизм в английском языке

Примером синтаксического параллелизма в английском языке можно назвать данную знаменитую фразу Дейла Карнеги (американский педагог и писатель):

«Success is getting what you want. Happiness is wanting what you get».
(«Успех — это когда вы получаете то, что вы хотите. Счастье — это когда вы желаете то, что вы получаете».)

Или отрывок из «Повести о двух городах» Чарльза Диккенса:

«It was the best of times, it was the worst of times, it was the age of wisdom, it was the age of foolishness, it was the epoch of belief, it was the epoch of incredulity, it was the season of Light, it was the season of Darkness, it was the spring of hope, it was the winter of despair».
(«Это было лучшее из всех времён, это было худшее из всех времён; это был век мудрости, это был век глупости; это была эпоха веры, это была эпоха безверия; это были годы света, это были годы мрака; это была весна надежд, это была зима отчаяния».)

Или такой пример синтаксического параллелизма с антитезой (сочетание противоположных по смыслу слов, противопоставление).

Это из первого выступления перед американской публикой Джона Фицджералда Кеннеди на посту президента:

«Let every nation know, whether it wishes us well or ill, that we shall pay any price, bear any burden, meet any hardship, support any friend, oppose any foe to assure the survival and the success of liberty».

(«Пусть каждая страна, желает ли она нам добра или зла, знает, что мы заплатим любую цену, вынесем любое бремя, пройдём через любое испытание, поддержим любого друга, воспрепятствуем любому врагу, утверждая жизнь и достижение свободы».)

Семантический параллелизм

Семантический параллелизм — это литературный приём, который позволяет автору повторять мысль/идею. При нём используется тема/рифма или идейная структура, целью которой является связать мысли/идеи одной строки с идеями другой, для того чтобы усилить передаваемое автором сообщение.

Например:

«Врубель жил просто, как все мы живём«.
А. А. Блок

Разница между семантическим и синтаксическим параллелизмами

Синтаксический параллелизм строится, используя элементы, которые грамматически схожи между собой. А в семантическом параллелизме автор использует идеи, которые друг другу сопоставляются.

Смотрите также значения Эпитета, Метафоры, Антитезы и Оксюморона.

Источник: https://www.uznaychtotakoe.ru/sintaksicheskij-parallelizm/

Синтаксический параллелизм: определение, назначение в художественном произведении, примеры из литературы. Что такое синтаксический параллелизм

1)Sierotwi
ń
ski
S.
Słownik terminów
literackich.

Параллелизм
. Явление параллельности,
повторяемости, аналогии между частями
конструкции, образующими последовательность.

Параллелизм может заключаться в подобии
словесных систем, мотивов, композиционных
и содержательных элементов ,
часто он — основа композиции в лирике,
что характерно, напр., для народных
песен.

Параллелизм в полном смысле —
условие ритма, а интонационный —
постоянный решающий фактор стиха, так
как даже в отсутствие других версификационных
требований вытекает из разделения
на стихи, определяет их эквивалентность
и отграничивает стих от прозы” (S. 182).

2) Wilpert G. von.
Sachwörterbuch
der Literatur.

Параллелизм
в противоположностьхиазму
повторение того же самого
порядка слов, соответствующей симметр.
синтаксич.

конструкции при приблизительно
равном числе слов (примерно одинаковых
по длительности звуков колонах )
в двух или более следующих друг за другом
предложениях, членах предложений или
стихов:«Горяча
любовь, холоден снег».

Вторая и возможная следующая часть
высказывания склоняют мысли снова в
том же самом направлении и приносят
углубление высказанного с помощью
других формулировок; формасимметрии
, большей частью при более строгом
содержат.

отношении или смысловом
единстве мысленно через антитезу или
климакс, внешне часто связанные через
анафору, эпифору или гомоиотелевтон;
особ. в сакральном языке: сознательное
стилевое средство повышенного выражения
в кит., вавилонск., егип., араб. и особ.
еврейской поэзии и прозе (S. 658).

“Параллелизм
— расстановка частей
целого так, чтобы равные элементы (части)
оказались уравновешенными внутри
одинаковых конструкций.

Такое распределение
применимо к словам, выражениям,
предложениям, абзацам и целым отрывкам
произведения.

Параллелизм, от греческого
слова, означающего “один за другим”,
риторический механизм, использующийся
в любых жанрах во всех известных видах
литературы” (p. 275).

4) Dictionary of World Literary terms / By J. Shipley.

“Параллелизм
— 1) сбалансированная
повторяемость структурных элементов.
2) серии повторений. Это может
быть повторение звуков, конструкций,
смыслов; обычно несколько повторяющихся
сегментов имеют примерно один объем
или длину” (p. 230).

5) Dictionnaire de la théorie
et de l’histoire littéraires
du XIX siecle a nos jours.

Параллелизм.
Соответствие в формах
синтаксических конструкций между двумя
фразами, двумя сегментами фраз или двумя
стихами” (p. 229).

6) Зунделович Я.
Параллелизм // Словарь
литературных терминов: B 2 т. Т. 1. Стлб.
551-554.

П.
— такой порядок расположения
отдельных слов или предложений, при
котором одна словесная группа заключает
в себе мысли, образы и т. п., соответству-ющие
другой группе, причем обе эти группы
составляют или входят в одно целое.
См., напр.

, параллелизм из китайской
поэзии, даваемой Брюсовым в его«Опытах»:Твой ум глубок, что море, / Твой дух
высок, что горы
. Острота параллелизма
заключается в его неожиданности и
некоторой затушеванности связей между
его членами.

Сравнения или противоположения,
которые обычно служат темой параллелизма,
не должны быть отчетливо ясными. Поэтому
сравнение, напр., носит часто в параллелизме
характер отрицательный Особый
вид параллелизма представляет так
называемый обратный параллелизм илихиазм
. Так, напр.

, хиазм имеем
мы в полустишиях следующего стиха из
стихотворения Тютчева«Сумерки»:Все во мне и я во всем
“.

6) Квятковский А.
Поэтический словарь.

Параллелизм
композиционный
прием, подчеркивающий структурную связь
двух (обычно) или трех элементов стиля
в художественном произведении; связь
этих элементов состоит в том, что они
располагаются параллельно в двух или
трех смежных фразах, стихах, строфах,
благодаря чему выявляется их общность
“ (с. 193-195).

7) Рощин П.
Параллелизм // Словарь
литературоведческих терминов. С. 259.

П. —
аналогия, сходство,
общность характерных черт; однородное
синтаксическое построение двух (и более)
предложений (или частей их):Твой ум
глубок, что море / Твой дух высок, что
горы
(В. Брюсов) “.

8) Гаспаров М.Л.
Параллелизм // Лэс.
С. 267.

П.
, тождественное или сходное
расположение элементов речи в смежных
частях текста, к-рые, соотносясь, создают
единый поэтич. образ. Пример: Ах, кабы
на цветы не морозы Ох, кабы на меня
не кручина Разработкой П. являются
3 древнейшие фигуры греч. риторики:изоколон
,антитеза
, гомеотелевтон
(подобие окончаний в членах, зародыш
рифмы) “.

9) Бройтман С.Н.
Параллелизм
психологический // Литературоведческие
термины (материалы к словарю). Вып. 2.

П. п.
— художественный прием
народной поэзии, отражение древнейшей
(синкретической) стадии развития образных
форм в литературе. В П. п.

, таким
образом, нет ни абсолютного тождества,
ни полного различения, и такая смысловая
структура — феномен исторически
возникший: в нем запечатлелись отношения,
которые могли сформироваться только
на определенной стадии развития образного
сознания.

Если использовать
выработанное индийской поэтикой
разграничение«выраженного»и«проявленного»,
то следует сказать, что в П. п.

выраженным
является различие: оба сопоставляемых
явления (природа и человек) в своей
внешней форме самостоятельны, разделены
в пространстве текста и связаны
сочинительной (а не подчинительной)
связью. Но проявляемым, т. е. самой
возможностью существования этого
выраженного различия, здесь является
именно синкретизм” (с. 51-53).

Символ

1)Sierotwi
ń
ski
S.
Słownik terminów
literackich.

Символ
. Знак, понятие или система
понятий, используемых для обозначения
другого предмета. Интерпретация символа
или конвенциональна (возникает из
срочного договора, из жизненной практики,
из литературной традиции), либо допускает
многозначность и произвольность, которая
является именно основой пользования
символами в художественном творчестве
“ (S. 265-266).

2) Wilpert G. von.
Sachwörterbuch
der Literatur.

Символ
(греч.symbolon
— )
первонач. в Греции опознавательный знак
в форме одной из двух половин разломанного
предмета, который партнеры по договору,
люди, связанные узами гостеприимства,
и супруги перед разлукой делили на
части и при последующей встрече складывали
для нового узнавания (греч.

symballein
— сличать), затем — всякое событие или
предмет, указывающий на нечто высшее,
особ. традиционные С. и церемонии религ.
обществ, которые понятны только
посвященным (напр., знамя, христ. крест
и вечеря), часто также худож. знак,эмблема
вообще.

В поэзии чувственно воспринимаемый
и понятный, наделенный образной силой
знак, который указывает сверх самого
себя как откровение, делая наглядным и
разъясненным, на более высокую абстрактную
область; в противоположность рациональной,
произвольно установленнойаллегории
“символ” с особ.

проникающим воздействием
на чувство, худож.

силой и широко
распространившимся кругом связей,
который в воплощении отдельного,
особенного намекает и предвещает
невысказанное всеобщее и как понятная
замена таинственной, неподвластной
изображению и находящейся за чувственно
воспринимаемым миром явлений воображаемой
сферы стремится раскрыть вобразе
ее широкое духовн. содержание, которое
в образе содержится, но от него самого
отличается (S. 908).

3) Dictionary of Literary Terms / By H. Shaw.

“Символ
— нечто, использующееся
или рассматривающееся как представление
чего-то другого. В более узком смысле,
символ — это слово, фраза или выражение,
обладающее комплексом ассоциативных
значений; в этом своем значении символ
рассматривается как нечто, имеющее иную
значимость, чем то, что символизируется”
(p. 367).

4) Morier H.
Dictionnaire de poétique
et de rhétorique.

Символ
. Конкретный предмет,
избранный, чтобы обозначать то или иное
из его основных свойств. Так, сфера —
это символ совершенства. Этим
конкретным предметом подчеркивается,
как правило, целый набор свойств.

Говоря
языком философии, он, в принципе, обладает
бесконечным смыслом. На языке
литературоведения это означает, что
символ обладает множеством смыслов:
так,«лев»не только символ храбрости; он также
символ других качеств, присущих льву,
т. е. силы, красоты, благородства.

Это
богатство смыслов во все времена
подкупало поэтов. Но только во второй
половине XIX века, начиная с 1885 года поэзия
овладела им lо такой степени, что его
использование стало основным методом
поэтической школы.

Сущность этого метода
невозможно понять, не установив четкое
различие между двумя видами символов:
общепринятыми и живыми символами” (p.
1080).

5) Львов-Рогачевский В.
Символ //
Словарь литературных терминов: B 2 т. Т.
1. Стлб. 773-774.

С
. Происходит от греческого слова
symbolon — связь, сущность в немногих знаках.
Обычно под символом мы разумеем картинное
изображение с переносным иносказательным
значением.

Там, где нельзя дать
предмет, там рождается символ для
выражения несказанного, неизреченного
путем соответствий между внешним миром
и миром наших мечтаний, при этом видимый
предмет, посредством которого художник
иносказательно выражает свои идеи и
неясные настроения, не толькоесть
нечто, но иозначает
нечто, намекая
на нечто иное, стоящее вне его сущности,
но связанное с ним больше, чем простой
ассоциацией. Пользуясь символами,
художник не показывает вещи, а лишь
намекает на них, заставляет нас угадывать
смысл неясного, раскрывать«слова-иероглифы»“.

6) Квятковский А.
Поэтический словарь.

Символ
многозначный
предметный образ, объединяющий (связующий)
собой разные планы воспроизводимой
художником действительности на основе
их существенной общности, родственности.
С.

строится на параллелизме явлений, на
системе соответствий; ему присуще
метафорическое начало, содержащееся
и в поэтических тропах, но в С. оно
обогащено глубоким замыслом. Многозначность
символического образа обусловлена тем,
что он с равным основанием может быть
приложен к различным аспектам бытия.

Так, в стихотворении Лермонтова«Парус» родство двух разноплановых
явлений (личность и стихия) воплощено
в символическом образе одинокого паруса
(с. 263).

7) Машбиц-Веров И.
Символ // Словарь
литературоведческих терминов. С. 348-349.

С
. — предметный или словесный
знак, условно выражающий сущность к.-л.
явления с определенной т. зр., к-рая и
определяет самый характер, качество С.
(революционного, реакционного, религиозного и др.). С. могут служить предметы, животные,
известные явления, признаки предметов,
действия и т.

п. (напр., лотос — С. божества
и вселенной у индусов; хлеб-соль — С.
гостеприимства и дружбы; змей — С.
мудрости; утро — С. молодости; голубой
цвет — С. надежды; символичны танцы,
обряды). В основе своей С. имеет
всегда переносное значение. Взятый же
в словесном выражении — этотроп
(см.) ”.

8) Аверинцев С.С.
Символ в искусстве
// Лэс. С.
378-379.

С
. универсальная эстетич.
категория, раскрывающаяся через
сопоставление со смежными категориями
образа
художественного, с одной
стороны, знака иаллегории
— с
другой. В широком смысле можно сказать,
что С.

есть образ, взятый в аспекте своей
знаковости, и что он есть знак, наделенный
всей органичностью и неисчерпаемой
многозначностью образа. Предметный
образ и глубинный смысл выступают в
структуре С.

как два полюса, немыслимые
один без другого (ибо смысл теряет вне
образа свою явленность, а образ вне
смысла рассыпается на свои компоненты),
но и разведенные между собой “.
“Принципиальное отличие С. от аллегории
состоит в том, что смысл С.

нельзя
дешифровать простым усилием рассудка,
он неотделим от структуры образа, не
существует в качестве некоей рациональной
формулы, к-рую можно«вложить»в образ и затем извлечь из него.
Смысл С. объективно осуществляет себя
не как наличность, но какдинамич.
тенденция
; он недан
, азадан
.

Если мы скажем, что Беатриче у
Данте есть С. чистой женственности, а
Гора Чистилище есть С. духовного
восхождения, то это будет справедливо;
однако оставшиеся в итоге “чистая
женственность” и “духовное восхождение”
— это снова символы, хотя и более
интеллектуализированные, более похожие
на понятия”.

Язык играет крайне важную роль в жизни человека, а наличие в большого количества слов позволяет использовать как в обычной речи, так и в художественных текстах разнообразные конструкции, которые обогащают речь и делают ее изысканнее. К таким конструкциям относят и параллелизмы.

Источник: https://srcaltufevo.ru/sintaksicheskii-parallelizm-opredelenie-naznachenie-v.html

Ссылка на основную публикацию