Родственные слова к словам: начинается, достаётся

Решила как-то Василиса вырастить кое-что на огороде. Только огород этот был не простой. Ведь наша Василиса – волшебница. Выращивала Василиса не морковь, лук и помидоры, а слова.

Родственные слова к словам: начинается, достаётся

У меня есть огород, не морковка там растёт.

Не редис и не салат, а растут там слова!

Например, посадила Василиса слово лес. А через некоторое время проклюнулась почка, и вырос новый росток -н-ой. Получилось новое слово – лесной. Но тут на огород пробрался прожорливый червяк Маврикий. Он быстро съел новенький листочек.

Посмотрела Василиса, расстроилась, пожалела слово лес, полила его и… о чудо! Вырос новый росточек –ник. И получилось – лесник. И снова Маврикий слопал росточек. Но тут выросли сразу два ростка – с одной стороны под-, а с другой стороны – ок.

И получилось слово подлесок.

Родственные слова к словам: начинается, достаётся

Маврикий пытался есть быстрее, но слово лес выбрасывало всё новые и новые ростки. Вот как интересно – было одно слово, одно-одинёшенько. А теперь их стало много. Но в каждом из них спрятано слово лес.

И это слово стало корнем, который дал жизнь ещё многим новым словам. А слова, которые выросли из этого корня стали называться однокоренными. А т.к. они родственники – дети одного корня, то их ещё называют родственными.

И тем нашего урока «Корень слов. Однокоренные (родственные) слова».

Василиса предлагает нам разобраться, что же это за слова такие – однокоренные.

– Ребята, посмотрите на те слова, которые выросли в моём огороде – лес, лесной, лесник, подлесок. В каждом из них есть общая, одинаковая часть, т.е. корень – лес. Ну, что такое лес, вы все хорошо знаете – довольно большой участок земли, на котором растёт множество деревьев.

А между деревьями – кустарники, травы, грибы…Это уже – подлесок (ведь растут они под деревьями, т. е. «под лесом»). А слово «лесной» обозначает, что какой-то зверь, или предмет, явление связано с лесом.

Лесной зверь живёт в лесу, лесной орех растёт в лесу, лесной воздух, лесная поляна… Ну а кто же такой лесник? Это – лесной сторож, человек, который охраняет лес, заботится о нем.

  • – А ещё лесопарк…
  • – И лесоруб.
  • – Ой, кто это?

Родственные слова к словам: начинается, достаётся

  1. – Это мы, Касьян и Демьян.
  2. Мы прогнали прожорливого Маврикия и теперь хотим тоже послушать тебя, Василиса и понять, какие слова называются однокоренными.
  3. – Ну что же, я очень рада.

Вы молодцы, правильно назвали слова. Лесопарк – лес, в котором проложены аллеи, стоят скамейки, как в парке. В нем можно погулять, отдохнуть, не боясь заблудиться. А лесоруб – человек, который срубает деревья. Но на их месте обязательно посадят новые.

Вот видите, как много однокоренных слов мы нашли. Все они – родственники слова «лес». А в слове мы выделяем корень вот такой дугой.

Родственные слова к словам: начинается, достаётся

Видите, во всех этих словах спрятан лес.

– А я ещё знаю слово лесовик!

– Да, правильно. Лесовик – это сказочный лесной дух, пугало. Он поёт голосом без слов, бьёт в ладони, свищет, аукает, хохочет, плачет, путает. И путники могут заблудиться.

– А ты знаешь, Василиса, я сейчас в твоём рассказе про лесовика услышал ещё два однокоренных слова.

– Какие, Демьян?

– Путает и путник. В этих словах одинаковый корень – пут. Значит, они однокоренные, родственные.

– Ты знаешь, Демьян. Корень-то одинаковый, а вот слова родственными не являются.

– Это почему?

– Вспомните. Когда мы говорили про родственников слова «лес», у них не только корень был общий, но и все они по смыслу были связаны с лесом.

Родственные слова к словам: начинается, достаётся

А вот слова путать и путник, несмотря на похожий корень, по смыслу совсем разные. Слово «путник» произошло от слова путь, т.е. дорога. И однокоренными к нему будут являться слова путь, путешествие.

А у слова путает совсем другое значение – приводить в беспорядок. Например – путать нитки, волосы, путать бумаги на столе. Или говорить сбивчиво, бессвязно. Запутать путника – т.е. он заблудится, потеряет свою дорогу.

– Так значит, одного одинакового корня недостаточно, чтобы слова были родственниками.

– Конечно, нет. Разве вода и водитель могут быть родственниками? А гусь и гусеница?

– Да, Василиса, Теперь понятно. Однокоренные, родственные слова должны иметь общий корень и быть связаны по смыслу.

– Ну что же, а теперь давайте поиграем. Устроим соревнование – кто подберёт больше однокоренных слов.

  • – гриб – грибок – грибной
  • – сад – садик – садовый – садовник – садовод
  • – море – морской – моряк – приморский

– Молодец, Касьян, какое слово ты знаешь! А что значит «приморский»?

– Это значит «находится возле моря»

– Абсолютно точно. Ну что же, продолжим.

– Брат – братик – сестра.

– Ну что ты, Демьян. Разве слова брат и сестра – родственные слова?

– Конечно, ведь брат и сестра родственники. Рассуди нас, Василиса.

– В жизни, конечно, брат и сестра – родственники, но слова, их называющие, родственными назвать нельзя. Ведь в родственных словах должна быть общая часть – корень.

А в словах, называющих близких родственников – «мама, папа, сын, дочь, брат, сестра» – нет общей части (корня). Значит, эти слова родственными назвать нельзя.

Как не являются родственными слова курица, петух, цыплёнок, корова, бык, телёнок… А вот к слову «брат» можно подобрать ну, например, слово «братишка».

Родственные слова к словам: начинается, достаётся

Ну, давайте продолжим.

– стол – столик – столовая – столы

– Стоп, стоп… Вы молодцы, но здесь закралась одна маленькая, но вредная ошибочка. Стол и столы это не родственные слова, а одно и то же слово, только обозначающее один предмет и несколько таких же предметов. Вот стол и столик – родственные, потому что стол большой, а столик – маленький. Значит, они обозначают разные предметы, но при этом являются однокоренными.

– Ой, Василиса, нам уже пора домой, ведь скоро солнце сядет и наш муравейник закроется. Спасибо тебе за урок.

– Ну что же, бегите. До свидания. А мы с ребятами повторим то, что сегодня узнали.

Слова, имеющие общую часть и близкие по смыслу, называются родственными словами.

Общая часть родственных слов называется корнем. Поэтому родственные слова ещё называют однокоренными. Корень в словах выделяется знаком.

Ну что же, пожалуй, и нам пора прощаться. Надеюсь, вы теперь поняли, что такое родственные слова и будете находить их без труда. Удачи вам.

Источник: https://videouroki.net/video/10-korien-slov-odnokoriennyie-rodstviennyie-slova.html

Какие однокоренные слова к словам: начало, начинать?

В языке современном русском лексемы НАЧАЛО и КОНЕЦ однокоренными назвать нельзя, ибо

  • в первой из них корень —ЧА-, во втором – КОНЕЦ,
  • каждая из них входит в разные словарные гнёзда.

Но исторически (этимологически) они, безусловно, родственные – имеют в составе индоевропейский корень KEN (KON). Этот корень и сейчас в лексеме КОНЕЦ виден невооружённым глазом, а вот чтобы найти его в слове НАЧАЛО, надо знать довольно много о традиционных (исторических) чередованиях в языке русском.

  1. Старославянское слово с индоевропейский корнем KEN (KON) со значением «начало» отличалось от современной лексемы с этим же значением: НАКОНЬ – так раньше выглядело это слово.
  2. В языке современном русском лексема НАЧАЛО из того словарного гнезда, где корень имеет исторически обусловленное чередование -А и -ИН: начало (корень -ЧА-) – начинать (корень тот же, но чередованием преображён в -ЧИН-).
  3. -КОН- превратился в -ЧИН- благодаря чередованиям: К и Ч, О и И.
  4. Чередование согласных К и Ч наблюдается во многих словах: ПЕКУ – ПЕЧЁШЬ, ПЕЧКА, ТЕКУЩИЙ – ТЕЧЁТ, РЕКУ (ГОВОРЮ) – РЕЧЁМ, РЕЧЬ, РЕКА – РЕЧКА.
  5. Чередование гласных И и О можем наблюдать в таких лексемах, как СЧИТАТЬ – СЧЁТНЫЙ; СОБИРАЮЩИЙ – СОБОРНЫЙ.
  6. Более того: И и О чередуются с нулём звука (то есть с беглой гласной) в однокоренных с лексемой НАЧАЛО словах и словоформах (НАЧНУ, НАЧНЁМ) – это ещё одно доказательство того, что когда-то давно в корне КОН- звук [О] стал чередоваться с [И], сравните: СОБИРАНИЕ – СОБОР – СОБРАТЬ, ЗАДИРАТЬ – ЗАДОР – ЗАДРАТЬ, ЗАМИРАТЬ – ЗАМРУ, МОР.

А вот какое объяснение исторического родства лексем НАЧАЛО и КОНЕЦ даёт Справочная служба портала gramota.ru:

Родственные слова к словам: начинается, достаётся

  • Вывод: исторические чередования в древнерусском языке видоизменили корень КОН- в некоторых словах до неузнаваемости, превратили его в -ЧИН-.
  • Теперь о других словах Вашего списка:
  • Лексемы НАЧАЛО и НАЧИНАТЬ имеют один корень – ЧА-, ЧИН- с чередованием А и ИН.
  • НАЧИНАЕТ – это словоформа уже названного глагола НАЧИНАТЬ;
  • НАЧНЕТ, НАЧАЛИ, НАЧНУТ – словоформы глагола НАЧАТЬ, родственного лексемам НАЧАЛО и НАЧИНАТЬ.

Другими лексемами-родственниками являются: НАЧАЛЬНЫЙ, НАЧАТЫЙ, НАЧАЛЬНИК, НАЧАЛЬНИЦА, НАЧАЛЬНИЧИЙ, ЗАЧИНАТЬ, ЗАЧИН, ЗАЧИНЩИК, ЗАЧИНЩИЦА, ПОЧИНАТЬ, ПОЧИН, ПОЧИНИТЬ, ПОЧИНКА, ПОЧАТЬ и др.

Родственные слова к словам: начинается, достаётся

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1388288-kakie-odnokorennye-slova-k-slovam-nachalo-nachinat.html

Однокоренные слова к словам: начало, начинать?

Однокоренные слова к словам: начало, начинать?

  • Да, начало и начинать это слова однокоренные, еще однокоренные слова к слову начало — начать, зачинать, почин, починать или как раньше говорили с первым почином, т.е. начало чего то. Так же слово начин — уже начатое дело.
    • Несмотря на некоторую непохожесть, слова начало и начинать имеют одну и ту же корневую морфему, правда, чередование а//ин наложило свой опечаток, поэтому в слове начало корневая морфема ЧА, а в слове начинать ЧИН.
    • Однокоренные, или родственные, слова к слову НАЧАЛО:
    • начальный, начинать, зачин, начинание, начинающий, почин, изначально.
  • В языке современном русском лексемы НАЧАЛО и КОНЕЦ однокоренными назвать нельзя, ибо

    • в первой из них корень —ЧА-, во втором КОНЕЦ,
    • каждая из них входит в разные словарные гнзда.

    Но исторически (этимологически) они, безусловно, родственные имеют в составе индоевропейский корень KEN (KON). Этот корень и сейчас в лексеме КОНЕЦ виден невооружнным глазом, а вот чтобы найти его в слове НАЧАЛО, надо знать довольно много о традиционных (исторических) чередованиях в языке русском.

    1. Старославянское слово с индоевропейский корнем KEN (KON) со значением начало отличалось от современной лексемы с этим же значением: НАКОНЬ так раньше выглядело это слово.
    2. В языке современном русском лексема НАЧАЛО из того словарного гнезда, где корень имеет исторически обусловленное чередование -А и -ИН: начало (корень -ЧА-) начинать (корень тот же, но чередованием преображн в -ЧИН-).
    3. -КОН- превратился в -ЧИН- благодаря чередованиям: К и Ч, О и И.
    4. Чередование согласных К и Ч наблюдается во многих словах: ПЕКУ ПЕЧШЬ, ПЕЧКА, ТЕКУЩИЙ ТЕЧТ, РЕКУ (ГОВОРЮ) РЕЧМ, РЕЧЬ, РЕКА РЕЧКА.
    5. Чередование гласных И и О можем наблюдать в таких лексемах, как СЧИТАТЬ СЧТНЫЙ; СОБИРАЮЩИЙ СОБОРНЫЙ.
    6. Более того: И и О чередуются с нулм звука (то есть с беглой гласной) в однокоренных с лексемой НАЧАЛО словах и словоформах (НАЧНУ, НАЧНМ) это ещ одно доказательство того, что когда-то давно в корне КОН- звук О стал чередоваться с И, сравните: СОБИРАНИЕ СОБОР СОБРАТЬ, ЗАДИРАТЬ ЗАДОР ЗАДРАТЬ, ЗАМИРАТЬ ЗАМРУ, МОР.

    А вот какое объяснение исторического родства лексем НАЧАЛО и КОНЕЦ дат Справочная служба портала gramota.ru:

    Родственные слова к словам: начинается, достаётся

    1. Вывод: исторические чередования в древнерусском языке видоизменили корень КОН- в некоторых словах до неузнаваемости, превратили его в -ЧИН-.
    2. Теперь о других словах Вашего списка:
    • Лексемы НАЧАЛО и НАЧИНАТЬ имеют один корень ЧА-, ЧИН- с чередованием А и ИН.
    • НАЧИНАЕТ это словоформа уже названного глагола НАЧИНАТЬ;
    • НАЧНЕТ, НАЧАЛИ, НАЧНУТ словоформы глагола НАЧАТЬ, родственного лексемам НАЧАЛО и НАЧИНАТЬ.

    Другими лексемами-родственниками являются: НАЧАЛЬНЫЙ, НАЧАТЫЙ, НАЧАЛЬНИК, НАЧАЛЬНИЦА, НАЧАЛЬНИЧИЙ, ЗАЧИНАТЬ, ЗАЧИН, ЗАЧИНЩИК, ЗАЧИНЩИЦА, ПОЧИНАТЬ, ПОЧИН, ПОЧИНИТЬ, ПОЧИНКА, ПОЧАТЬ и др.

    Родственные слова к словам: начинается, достаётся

    • У слов начало и начинать корнем является чередующиеся морфемы -ча-/-чин-, поэтому подберем следующие родственные существительные:
    • начальность, начальник, начальница, начин, начинание, начинатель, начинательница, почин, зачин, зачинщик, зачинщица;
    • однокоренные прилагательные:
    • начальный, начальственный, начинательский, зачинательский,
    • родственные глаголы:
    • начинаться, зачинать, зачинаться;
    • однокоренные наречия:
    • вначале, начально, первоначально.
    1. К данному слову можно подобрать следующие однокоренные слова:
    2. среди существительных: начало, начинание, начинатель, зачин, почин, начальник, зачинщик,
    3. среди глаголов: начинать, зачинать,
    4. среди прилагательных: начальный, начинающий,
    5. среди наречий: изначально, вначале, первоначально.
  • Про родство слов Начало и Конец мне добавить нечего, ведь они и правда этимологически родственные, хотя в современном русском языке имеют разные корни и не являются однокоренными. Однако восходят они к общему предку, к общей индоевропейской основе.

    Но однокоренными словами к слову НАЧАЛО будут слова Начинать, Начинание, Начинающий, Начинатель, Зачинять, Зачинщик, Зачинание, Зачин, Почин.

    А однокоренными словами к слову КОНЕЦ будут слова Кончевик, Концевой, Конечный, Оконечный, Оконечность, Бесконечный, Бесконечность, Равноконечный, Наконечник, Наконец и Вконец.

    1. -е однокоренное слово — начало

    2. -е однокоренное слово — Начинание,

    3. -е однокоренное слово — начинающий
    1. -е однокоренное слово — Окончание,
    2. -е однокоренное слово — концовка,
    3. -е однокоренное слово — окончивший
    • Слова начало и начинать — это однокоренные слова.
    • Подберем к ним еще несколько однокоренных слов:
    • Начальный, начальник, начинание, зачинщик, зачинщица, почин, вначале, изначальный, изначально, начинаться, зачинаться,
  • Слова с таким же корнем к quot;начало/начинатьquot;:

    • начинание;
    • начатый;
    • начавшийся;
    • начинающийся;
    • начальный;
    • начинатель;
    • зачинщик.

    Учтите, что quot;наquot; в начале — это лишь приставка, а корень это две-три буквы: в одном случае quot;чаquot;, в другом quot;чинquot;. Думаю, приведенного списка хватит.

  • Наверное для слова начало однокоренными словами будут :Начинание, начинающий. Для слова конец скорее всего однокоренными словами будут: Окончание, концовка, окончивший и так далее. Корни соответственно НАЧ и Конец.

Источник: https://info-4all.ru/obrazovanie/odnokorennie-slova-k-slovam-nachalo-nachinat/

Формирование родственных слов у дошкольников 5-7 лет с общим недоразвитием речи. Методические рекомендации для учителей-логопедов

Родственные слова к словам: начинается, достаётсяФормирование родственных слов у дошкольников 5-7 лет с общим недоразвитием речи. Методические рекомендации для учителей-логопедов.

В статье изложена и обоснована важность целенаправленной работы над родственными словами с дошкольниками с нарушением речи, предпринята попытка систематизировать многолетнюю практическую работу автора, а так же собрать и сконцентрировать достаточный словарный материал для лексических упражнений с родственными словами.

Данилишина А.В., учитель-логопед МДОУ д/с комбинированного вида №8 «Теремок» Московская область, город Подольск

  • Аннотация:
  • Изложена и обоснована важность целенаправленной работы над родственными словами с дошкольниками с нарушением речи, предпринята попытка систематизировать многолетнюю практическую работу авторов, а так же собрать и сконцентрировать достаточный словарный материал для лексических упражнений с родственными словами.
  • Ключевые слова: дошкольный возраст, дисграфия, нарушения речи, родственные слова.
  • Актуальность статьи обусловлена увеличением количества детей с на-рушениями речи и необходимостью проводить целенаправленную работу по профилактике дисграфии у дошкольников.

Дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи имеют бедный словарный запас. При обследовании выясняется, что они не понимают, не знают значения многих слов, часто не умеют правильно употребить слова, т. е.

их словарный запас количественно и качественно отличается от нормы речевого развития.

Обычно дошкольники 5—6-летнего возраста хорошо выполняют задания на словообразование, дети с ОНР самостоятельно, без предварительного обучения с этими упражнениями не справляются.

Одно из направлений в коррекции и формировании лексической стороны речи у детей с ОНР — обогащение словарного запаса за счет обучения их навыкам словообразования и подбора родственных слов.

Упражнения с родственными словами играют огромную роль в развитии логического мышления и памяти ребенка, в осмысливании семантических связей между словами, в обогащении активно используемой ребенком лексики, в подготовке к ощущению, а потом и осознанию состава слова.

Основная цель работы по подбору родственных слов заключается в том, чтобы научить ребёнка подбирать родственные однокоренные слова в доступных для его возраста пределах.

Этот важнейший вид работы подготовит его к подбору проверочных слов, без хорошего владения которым в дальнейшем невозможно будет научиться применять на практике грамматические правила.

Работу над родственными словами следует проводить на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях, а также закреплять пройденный материал дома с родителями.

Нами разработана и эффективно используется на практике следующая последовательность ознакомления детей с родственными словами:

  • занимательные стихи, рифмованные тексты, загадки, помогающие рас-крыть тему в доступной для детей форме
  • наблюдения, которые подводят детей к осознанию родственных слов в тексте
  • упражнения в определении родственных слов в тексте
  • упражнения на группировку родственных слов и самостоятельный их подбор

— упражнения, направленные на использование родственных слов детьми в собственной речи (например, составление предложений с заданными словами, пересказ текстов, составление рассказов).

Дети подводятся к пониманию того, что многие слова могут иметь «родственников». Слова – родственники не просто имеют похожую часть, но и должны быть связаны по смыслу.

  1. Знакомство детей с понятием «родственные слова» можно начать с про-чтения стихотворения:
  2. Как-то, много лет назад,
  3. Посадили странный сад.
  4. Не был сад фруктовым,
  5. Был он только словом.
  6. Это слово, слово-корень,
  7. Разрастаться стало вскоре,
  8. И плоды нам принесло –
  9. Стало много новых слов.
  10. Слова, как родные, похожи чуть – чуть,
  11. И если поставить их в ряд,
  12. Немного послушать и вдуматься в суть –
  13. Они об одном говорят. [4]
  14. Предлагаем примерные игры и задания

1. Д/и «Подбери «слова – родственники» (тема «Зима»).

На доске картинка «Зима». Проводится беседа по картинке.

Подберите «слова – родственники» к слову «зима». Каким словом можно ласково назвать зиму? (Зимушка.) А как можно назвать день зимой? (Зимний.) А как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие.

) Каких зимующих птиц вы знаете? А как по-другому сказать «остаются на зиму»? (Зимуют.) Итак, какие же вы вспомнили слова-родственники к слову «зима»? (Зимушка, зимние, зимовать, зимующие.

) Про что можно сказать «зимний» (лес, сад, день); «зимняя» (дорога, погода, пора, стужа); «зимнее» (небо, солнце, утро).

2. Д/и «Доскажи словечко»

—Посмотрите на картинку. Зимой на крышах, на земле, на деревьях ле-жит… (снег). Будем подбирать «слова-родственники» к слову «снег». А поможет нам в этом игра «Доскажи словечко»

  • Тихо, тихо, как во сне,
  • Падает на землю … (снег)
  • С неба всё скользят пушинки –
  • Серебристые… (снежинки)
  • Кружатся над головою
  • Каруселью… (снеговою)
  • На полянки, на лужок
  • Всё снижается… (снежок)
  • Землю белой, чистой, нежной
  • Застелил постелью… (снежной)
  • Вот веселье для ребят
  • Всё сильнее … (снегопад)
  • Все бегут вперегонки
  • Все хотят играть в … (снежки)
  • Снежный ком – на снежный ком,
  • Всё украсили… (снежком)
  • Словно в белый пуховик
  • Нарядился… (снеговик)
  • Рядом снежная фигурка –
  • Это девочка… (снегурка)
  • На снегу-то, посмотри –
  • С красной грудкой… (снегири)
  • Словно в сказке, как во сне,
  • Землю всю украсил (снег). [1]
  • Аналогичная работа проводится при подборе родственных слов к слову «дом» (тема «Дом и его части»)
  • Жил да был весёлый гном
  • Он в лесу построил… (дом)
  • Рядом жил поменьше гномик
  • Пол кустом он сделал… (домик)
  • Самый маленький гномишко
  • Под грибом сложил… (домишко)
  • Старый, мудрый гном-гномище
  • Выстроил большой… (домище)
  • Был он стар и был он сед
  • И большой был… (домосед)
  • А за печкой за трубой
  • Жил у гнома… (домовой)
  • Очень строгий, деловитый
  • Аккуратный… (домовитый)
  • Мох, калину, зверобой –
  • Всё из леса нёс… (домой)
  • Есть любил он суп вчерашний,
  • Пил он только квас… (домашний)
  • Каждый день соседи-гномы
  • Навещали деда… (дома)
  • Всех встречал радушно гном
  • Все любили этот … (дом).
  • Подобная работа проводится в дальнейшем со следующими родственными словами:
  • Лес, лесок, лесной, лесник;
  • гриб, грибок, грибник, грибной;
  • вода, водные, водяной, водолаз, наводнение;
  • сахар, сахарный, сахарница;
  • носят, поднос, носильщик;
  • гора, горка, гористый, горный, пригорок;
  • лист, листик, листочек, листва, лиственница, лиственный;
  • дуб, дубок, дубовый;
  • ёж, ежиха, ежонок, ёжик, ежата, ежовый;
  • весна, весенний, веснянка, веснушка.
  • 3. Д/и «Найди «лишнее» слово»
  • Горе, горный, гора;
  • Боль, большой, больница;
  • Водить, вода, водный;
  • Лес, лесник, лестница;
  • Море, морщины, морской;
  • Беседа, беседка, соседка.
  • 4. Д/и «Назвать общую часть «слов-родственников»
  • Зимушка, зимовать, зимний;
  • Животное, живёт, живой;
  • Пасёт, пастух, пастушка;
  • Печка, печник, испечь;
  • Дворик, дворник, дворовый;
  • Сорить, мусор, насорит;
  • Звонить, звонок, звонкий.
  • 5. Д/и «Объяснялки»
  • Объясните, почему так называется
  • Рыболов (рыбу ловит)
  • Листопад (листья падают)
  • Пчеловод (пчёл разводит)
  • Ледоход (лёд ходит, идёт)
  • Землекоп (землю копает)
  • Самокат (сам катается)
  • Пешеход (пешком ходит)
  • Вездеход (везде ходит)
  • Ледокол (колет лёд)
  • Самосвал (сам сваливает)
  • Лесоруб (лес рубит)
  • Паровоз (возит с помощью пара)
  • Трубочист (трубы чистит)

Самолёт (сам летает) и т.д.

  1. 6. Д/и «Скажи одним словом»
  2. Придумай одно слово вместо двух
  3. Снег чистит – (снегоочиститель)
  4. Канавы копает – (канавокопатель)
  5. Трубы укладывает – (трубоукладчик)
  6. Сам ходит – (самоход)
  7. Землю роет – (землеройка)
  8. Пыль сосет – (пылесос)
  9. Снег падает – (снегопад)
  10. Листья падают – (листопад)
  11. Сам варит – (самовар)
  12. Сам летает – (самолет)

Лес рубит – (лесоруб) и т.д.

  • 7. Д/и «Найди в стихотворении родственные слова»
  • Сосны и сосенки – в сосняке,
  • А ели и ёлочки – в ельнике.
  • Дубки и дубочки растут в дубняке,
  • И в нём не найдёшь можжевельника.
  • У дуба крепкая кора,
  • Красив листок дубовый.
  • Дублёнку надевать пора,
  • К зиме готовясь новой.
  • Ивушки, ивы растут у реки,
  • Низко склоняясь над водой.
  • Из ивовых прутьев плетут старики
  • Корзиночки долгой зимой.
  • Осинки растут в осиннике
  • И тянутся к небу синему.
  • Под осинами – подосиновики,
  • Такие грибы красивые.
  • В лесистой местности лесочки и леса,
  • Здесь лесники работают вокруг,
  • Чтобы лесная дивная краса
  • Не пострадала почему-то вдруг
  • Мы маслим кашку маслом,
  • Храним его в маслёнке.
  • Одежду коль замаслил –
  • Держи её в сторонке.
  • В морях морские пароходы,
  • В морях всегда есть мореходы,
  • И я хочу быть моряком,
  • Но только не сейчас – потом.
  • Бывают домики, домишки и дома,
  • Домашнее хозяйство мы ведём,
  • А домоводству я учусь сама.
  • Своих домашних дома мы найдём.
  • Наступила зимушка, зимушка-зима,
  • Всю одежду зимнюю достала я сама.
  • Видно, очень долго придётся зимовать
  • И о лете красном с грустью вспоминать.
  • С лиственных деревьев падает листва,
  • Все листочки жёлтые осень принесла.
  • Листопад бывает осенью большой.
  • Листья вновь появятся раннею весной.
  • Мы все живём на родине,
  • В своём родном краю.
  • Люблю своих родителей
  • И родину люблю.

В процессе всей работы с текстами нужно стараться всемерно подчёркивать смысловое родство выделенных в них слов, чтобы ребёнок смог его почувствовать. В дальнейшем нужно брать любые другие «близкие» ребёнку слова и упражнять его в подборе к ним родственных слов, широко используя при этом наводящие вопросы. Например:

Давай мы с тобой подберём родственные слова к слову МОРОЗ.

  • Если мороз небольшой, лёгкий, как его можно назвать?.. (морозец)
  • Поздней осенью начинаются небольшие… (заморозки)
  • Что делает мороз?.. (морозит)
  • НА морозе можно уши и нос… (отморозить)
  • Реки и озёра зимой… (замерзают)
  • Иногда вода в них насквозь… (промерзает)
  • Какая бывает погода во время мороза… (морозная)
  • А как в это время бывает на улице?.. (морозно)
  • Какая камера для замораживания продуктов есть в холодильнике?.. (морозильная)
  • Замороженные продукты потом… (размораживают)
  • Что очень вкусное делают из замороженных сливок?.. (мороженое)

После нескольких подобных упражнений ребёнку предлагается самостоятельно подбирать родственные слова к заданному или выбранному им самим слову.

Наводящие вопросы нужно в этом случае задавать лишь после того, как он полностью закончит подбор «доступных» ему слов.

Можно не сомневаться в том, что в результате таких упражнений ребёнок довольно быстро поймёт сам принцип подбора родственных слов и овладеет этим навыком на доступном его возрасту уровне.

Построенная по такому принципу строгая система заданий и упражнений позволяет добиться необходимого коррекционного эффекта при ознакомлении старших дошкольников с родственными словами.

Работа над родственными словами способствует уточнению значений слов, нормированию процессов словообразования, выделению морфем в слове и соотнесению их со значением, морфологическому анализу слова.

Речь ребенка становится богаче и выразительнее.

Таким образом, решаются коррекционные задачи: уточнение и расширение пассивного и активного словарного запаса за счет развития практических навыков словообразования родственных слов, развиваются мыслительные способности детей, так как вырабатывается привычка задумываться над значением слова, закладывается основа для орфографически-грамотного письма.

Список литературы.

  1. Кислова Т.Р. По дороге к Азбуке. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей к частям 1 и 2.– М.: «Баласс», 1999. – 144 с.
  2. Коноваленко В.В. Родственные слова. Лексико – грамматические уп-ражнения и словарь для детей 6 – 8 лет. Выпуск 1. Пособие для педагогов. – М.: Издательство ГНОМи Д, 2004. – 24 с.
  3. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и граммататического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб.: «Союз», 2001. – 224 с.
  4. Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 112 с.

Источник: http://doshkolnik.ru/logopedia/14638.html

Родственные слова

Родственные слова — это слова, которые имеют один корень и близки по смыслу.

Однокоренные слова — это слова с одинаковым корнем, разных частей речи или одной и той же части речи, но с разными приставками и суффиксами.

Родственные слова к словам: начинается, достаётся

Поупражняйтесь с ребенком в поиске родственных слов. Зима — зимы — зимушка — зимний — зимовка — зимующий.

Огород — …

Цветок — …

В ПОМОЩЬ ШКОЛЬНИКУ

Как научится подбирать родственные слова?

Подбирать однокоренные или родственные слова учат еще в начальной школе. Это умение позволяет проверить написание слов. Не все хорошо справляются с таким заданием. Как научить их подбирать родственные слова правильно? Итак:

Основные понятия и правила, которые необходимы для подбора родственных слов:

1. Однокоренные слова имеют один и тот же корень. Корень — это главная значимая часть слова, в которой заключено его основное лексическое значение, общая часть однокоренных и родственных слов.

2. Однокоренные слова нельзя путать с формой одного и того же слова. Попробуйте выполнить задания, в которых необходимо будет составить цепочки с однокоренными словами и отдельно — с грамматическими формами. Например:

· садовник — сад — садовый (однокоренные слова);

· садовник — садовники — садовнику (формы одного и того же слова).

3. Обратите внимание на то, что подбор слов с одним и тем же корнем не должен быть механическим. Это может привести к ошибочному результату, т.к. похожие сочетания звуков в корне могут встречаться и в других словах, которые не будут являться родственными. Это можно увидеть на примере слов «водитель» и «водяной». Они не будут являться однокоренными.

4. Однокоренные слова не всегда являются одной и той же частью речи. Например:

· водить — водитель — водительский.

Определите части речи этих слов. Если Вы сделаете всё правильно, то у Вас должно получиться, что в данной цепочке однокоренных слов есть глагол, существительное и прилагательное.

5. Используйте следующий способ образования однокоренных слов: необходимо вспомнить такие части слова, как приставка и суффикс. При помощи этих морфем образуйте однокоренные слова с каким-либо корнем. Например, с корнем «бег». У Вас должна получиться подобная цепочка слов:

· бег — побегать — бегающий — перебежчик и т.д.

6. Работа по образованию однокоренных слов очень важна. Данное умение позволит Вам легко справляться с подбором проверочных слов и не допускать ошибок на письме.

ЭТО ВАЖНО! ЗАПОМНИ!

· Родственными и однокоренными называются слова, которые произошли от одного и того же слова, т.е. объяснить с помощью одного и того же слова. (Например: лесок – небольшой лес; лесная – находящаяся в лесу; лесник – тот, кто следит за лесом.)

  • · Родственные, проверочные слова должны быть связаны по смыслу (тяну — тянет, а не тина).
  • · Слова, близкие по смыслу, но не имеющие общей части, — не родственные слова.
  • · Подбирая родственные слова, надо искать слова без приставок или с другими приставками.
  • · В корнях может происходить чередование согласных или гласных звуков или даже
  • · «исчезновение» гласных.
ЧЕРЕДОВАНИЕ ГЛАСНЫХ В СЛОВЕ: ЧЕРЕДОВАНИЕ СОГЛАСНЫХ В СЛОВЕ:
е / и замереть — замирать п / пл лупить — луплю
о / а спросить — спрашивать б / бл любить — люблю
е / о (ё) петь — пою в / вл ловить — ловлю
я / им снять — снимать м / мл кормить — кормлю
а / ин сжать — пожинать з / ж узкий — уже
ов / у ковать — кую ц / ч столица — столичный
е / у (ю) клевать — клюю д / ст сладкий — сласти
о / ноль звука сон — сна т / с цветы — цвести
о / ноль звука сон — сна т / к пустить — пускать
е / ноль день — дня ст / щ густой — гуща
о / ы / у сохнуть — засыхать — сухой х / ш глухой — глушь
о / ы / ноль звука посол — посылать — послать т / ч / щ светить — свеча — освещение
и / й / ей лить — лью — лей д / ж / жд водить — вожу — вождение
и / й / ой бить — бью — бой с / ш высокий — выше
к / ч / ц кулак — кулачок — кулацкий
г / ж / з друг — дружба — друзья

· В изменениях одного и того же слова различны только окончания, другие части в них одинаковы (окно, окна, окну, окном – это одно измененное слово, а не однокоренные и родственные слова).

  1. · Проверяй только те слова, которые требуют проверки.
  2. · Проверочные слова должны быть обязательно родственными, а не просто похожими.
  3. · В проверочном слове гласный звук должен стоять под ударением (Например: водяной — водный, а не вода).

· Хорошая работа идет в таком порядке: сообразил — проверил — написал. Натренированным людям проверочное слово успевает прийти в голову до того, как они записали сомнительную букву, и тогда они просто не успевают сделать ошибку.

· В речи слова «помогают друг другу» выражать наши мысли; для этого они «умеют» изменяться, во-первых, по числам, а во-вторых, по «командам» тех вопросов, которые в предложении к ним можно поставить. Упражняясь в изменении слов не только по числам, но и по «командам вопросов», Вы научитесь узнавать в таких словоформах слова-подсказки, помогающие определить нужную букву в корне.

В помощь школьникам и учителям небольшой словарик однокоренных и родственных слов:

корень -бел- белить белобрысый белозубый белок белолицый белолобый белоручка белорыбица(значение: рыба семейства сиговых) белохвостый белошвейка(значение: швея, шьющая бельё) белуга (значение: крупная рыба семейства осетровых) белужий белый побелка корень -берёз- березина (значение: река Березина – один из основных притоков Днепра) березняк (значение: берёзовый лес, роща) берёза берёзин берёзка берёзкин берёзовый берёзонька берёзонькин берёзочка берёзушка подберёзовик(значение: съедобный трубчатый гриб с коричневато- чёрной шляпкой) корень -бой боевик боевитость боевой боеголовка боеприпасы боеспособный боец бойница бойня бойцовский бойцовый боёк корень -бол- болезненный болезнь болельщик(значение: любитель наблюдать спортивные состязания) болеть болеющий больница больничка больничный больно больной болячка заболевание заболеть переболеть
корень -брат- братан братание братец братик братишка братия браток братск братский братство по-братски собрат корень -бук- азбука азбучный буква буквальный букварик букварный букварь буквенный буквоед букинист буковка корень -весел- веселить веселиться весело веселье весельчак веселящийся веселёшенька весёленький весёлость весёлый повеселеть повеселиться развеселить развесёлый корень -весн- весенний весна весной веснушечка веснушки веснушчатый веснянка (значение: 1.Старинная обрядовая песня, воспевающая приход весны; 2.Небольшая светло-серая бабочка с прозрачными крыльями) весняночка вешний (значение: весенний, вешние воды или весенние воды) по-весеннему
корень -вод- вода водица водичка водный водовоз водоворот(значение: место в реке, море, в котором течения образуют вращательное) водолаз водопад водопой водопровод водохлёб водоём водянка(значение: при некоторых болезнях скопление жидкости) водяной движение наводнение(значение: затопление суши водой, выступившей из берегов) паводок(значение: поднятие уровня воды в реках, водоёмах в результате ливней, быстрого таяния снега) подводник подводный корень -вороб- воробей воробейчик воробышек воробьиная воробьиха воробьишка воробьята воробьятник(значение: 1.Домик для птиц; 2.Малый ястреб (перепелятник)) воробьёнок корень -ворон- ворон ворона вороний воронушка вороньё воронята воронёнок воронёночек проворонить корень -голов- главный голова головастик(значение: 1.Хвостатая личинка; 2.О том, у кого большая голова) головища головка головной головоломка(значение: трудная загадка, задача) головомойка головонька головорез головотяп головушка головёнка заглавие заголовок оглавление поголовно трёхголовый
корень -голод- впроголодь голод голодание голодать голодающий голодно голодный голодовка голодуха изголодаться

Источник: https://mykonspekts.ru/2-110229.html

Родственные слова (однокоренные). давайте разберёмся!

Родственные слова — это слова, которые имеют один корень и близки по смыслу.

Однокоренные слова — это слова с одинаковым корнем, разных частей речи или одной и той же части речи, но с разными приставками и суффиксами.

Поупражняйтесь с ребенком в поиске родственных слов. Зима — зимы — зимушка — зимний — зимовка — зимующий.

Огород — …

Цветок — …

В помощь школьнику

Как научится подбирать родственные слова?

Подбирать однокоренные или родственные слова учат еще в начальной школе. Это умение позволяет проверить написание слов. Не все хорошо справляются с таким заданием. Как научить их подбирать родственные слова правильно? Итак:

Основные понятия и правила, которые необходимы для подбора родственных слов:

  1. Однокоренные слова имеют один и тот же корень. Корень — это главная значимая часть слова, в которой заключено его основное лексическое значение, общая часть однокоренных и родственных слов.

  2. Однокоренные слова нельзя путать с формой одного и того же слова. Попробуйте выполнить задания, в которых необходимо будет составить цепочки с однокоренными словами и отдельно — с грамматическими формами. Например:

    • садовник — сад — садовый (однокоренные слова);
    • садовник — садовники — садовнику (формы одного и того же слова).
  3. Обратите внимание на то, что подбор слов с одним и тем же корнем не должен быть механическим. Это может привести к ошибочному результату, т.к. похожие сочетания звуков в корне могут встречаться и в других словах, которые не будут являться родственными. Это можно увидеть на примере слов «водитель» и «водяной». Они не будут являться однокоренными.

  4. Однокоренные слова не всегда являются одной и той же частью речи. Например:

    • водить — водитель — водительский.

    Определите части речи этих слов. Если Вы сделаете всё правильно, то у Вас должно получиться, что в данной цепочке однокоренных слов есть глагол, существительное и прилагательное.

  5. Используйте следующий способ образования однокоренных слов: необходимо вспомнить такие части слова, как приставка и суффикс. При помощи этих морфем образуйте однокоренные слова с каким-либо корнем. Например, с корнем «бег». У Вас должна получиться подобная цепочка слов:

    • бег — побегать — бегающий — перебежчик и т.д.
  6. Работа по образованию однокоренных слов очень важна. Данное умение позволит Вам легко справляться с подбором проверочных слов и не допускать ошибок на письме.

Это важно! запомни!

  • Родственными и однокоренными называются слова, которые произошли от одного и того же слова, т.е. объяснить с помощью одного и того же слова. (Например: лесок – небольшой лес; лесная – находящаяся в лесу; лесник – тот, кто следит за лесом.)
  • Родственные, проверочные слова должны быть связаны по смыслу (тяну — тянет, а не тина).
  • Слова, близкие по смыслу, но не имеющие общей части, — не родственные слова.
  • Подбирая родственные слова, надо искать слова без приставок или с другими приставками.
  • В корнях может происходить чередование согласных или гласных звуков или даже «исчезновение» гласных.
    ЧЕРЕДОВАНИЕ ГЛАСНЫХ В СЛОВЕ: ЧЕРЕДОВАНИЕ СОГЛАСНЫХ В СЛОВЕ:
    е / и замереть — замирать п / пл лупить — луплю
    о / а спросить — спрашивать б / бл любить — люблю
    е / о (ё) петь — пою в / вл ловить — ловлю
    я / им снять — снимать м / мл кормить — кормлю
    а / ин сжать — пожинать з / ж узкий — уже
    ов / у ковать — кую ц / ч столица — столичный
    е / у (ю) клевать — клюю д / ст сладкий — сласти
    о / ноль звука сон — сна т / с цветы — цвести
    о / ноль звука сон — сна т / к пустить — пускать
    е / ноль день — дня ст / щ густой — гуща
    о / ы / у сохнуть — засыхать — сухой х / ш глухой — глушь
    о / ы / ноль звука посол — посылать — послать т / ч / щ светить — свеча — освещение
    и / й / ей лить — лью — лей д / ж / жд водить — вожу — вождение
    и / й / ой бить — бью — бой с / ш высокий — выше
    к / ч / ц кулак — кулачок — кулацкий
    г / ж / з друг — дружба — друзья
  • В изменениях одного и того же слова различны только окончания, другие части в них одинаковы (окно, окна, окну, окном – это одно измененное слово, а не однокоренные и родственные слова).
  • Проверяй только те слова, которые требуют проверки.
  • Проверочные слова должны быть обязательно родственными, а не просто похожими.
  • В проверочном слове гласный звук должен стоять под ударением (Например: водяной — водный, а не вода).
  • Хорошая работа идет в таком порядке: сообразил — проверил — написал. Натренированным людям проверочное слово успевает прийти в голову до того, как они записали сомнительную букву, и тогда они просто не успевают сделать ошибку.
  • В речи слова «помогают друг другу» выражать наши мысли; для этого они «умеют» изменяться, во-первых, по числам, а во-вторых, по «командам» тех вопросов, которые в предложении к ним можно поставить. Упражняясь в изменении слов не только по числам, но и по «командам вопросов», Вы научитесь узнавать в таких словоформах слова-подсказки, помогающие определить нужную букву в корне.

В помощь школьникам  небольшой словарик однокоренных и родственных слов:

белитьбелобрысыйбелозубыйбелокбелолицыйбелолобыйбелоручкабелорыбица(значение: рыба семейства сиговых)белохвостыйбелошвейка(значение: швея, шьющая бельё)белуга (значение: крупная рыба семейства осетровых)белужийбелыйпобелка березина (значение: река Березина – один из основных притоков Днепра)березняк (значение: берёзовый лес, роща)берёзаберёзинберёзкаберёзкинберёзовыйберёзонькаберёзонькинберёзочкаберёзушкаподберёзовик(значение: съедобный трубчатый гриб с коричневато- чёрной шляпкой) боевикбоевитостьбоевойбоеголовкабоеприпасыбоеспособныйбоецбойницабойнябойцовскийбойцовыйбоёк болезненныйболезньболельщик (значение: любитель наблюдать спортивные состязания)болетьболеющийбольницабольничкабольничныйбольнобольнойболячказаболеваниезаболетьпереболеть
братанбратаниебратецбратикбратишкабратиябратокбратскбратскийбратствопо-братскисобрат азбукаазбучныйбуквабуквальныйбукварикбукварныйбукварьбуквенныйбуквоедбукинистбуковка веселитьвеселитьсявеселовесельевесельчаквеселящийсявеселёшенькавесёленькийвесёлостьвесёлыйповеселетьповеселитьсяразвеселитьразвесёлый весеннийвеснавеснойвеснушечкавеснушкивеснушчатыйвеснянка (значение: 1.Старинная обрядовая песня, воспевающая приход весны; 2.Небольшая светло-серая бабочка с прозрачными крыльями)весняночкавешний (значение: весенний, вешние воды или весенние воды)по-весеннему
водаводица водичкаводныйводовоз

  • водоворот(значение: место в реке, море, в котором течения образуют вращательное)
  • водянка(значение: при некоторых болезнях скопление жидкости)
  • наводнение(значение: затопление суши водой, выступившей из берегов)

водолазводопадводопойводопроводводохлёбводоёмводянойдвижениепаводок(значение: поднятие уровня воды в реках, водоёмах в результате ливней, быстрого таяния снега)подводникподводный

воробейворобейчикворобышекворобьинаяворобьихаворобьишкаворобьятаворобьятник(значение: 1.Домик для птиц; 2.Малый ястреб (перепелятник))воробьёнок воронворонаворонийворонушкавороньёворонятаворонёнокворонёночекпроворонить главныйголоваголовастик(значение: 1.Хвостатая личинка; 2.О том, у кого большая голова)головищаголовкаголовнойголоволомка(значение: трудная загадка, задача)головомойкаголовонькаголоворезголовотяпголовушкаголовёнказаглавиезаголовокоглавлениепоголовнотрёхголовый
впроголодьголодголоданиеголодатьголодающийголодноголодныйголодовкаголодухаизголодаться

Источник: http://harchenko_e_a.a2b2.ru/section/2377/item/39967

Однокоренные слова (родственные)

  • ВЫСТАВКА  НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ                           «ТВОЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА»
  • Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
  • Гимназия №2 городского округа Краснознаменск
  • Московской области Российской Федерации
  • Практический проект
  • «Однокоренные слова (родственные)»
  • Выполнил
  •  ученица  2 «В»  класса
  • Капличенко Мария.
  • Научный руководитель проекта —
  • учитель начальных классов

гимназии №2 Недоводина Е.А.

  1. г. Краснознаменск
  2. 2014 год
  3. КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ

Представляю проект занимательного урока русского языка на тему: «Однокоренные (родственные) слова».

Он позволит не только познакомить школьников  с однокоренными словами и расширить общий кругозор их знаний, но и продемонстрировать образование однокоренных слов, что вызовет у детей интерес к родному языку. В данном проекте автор выступает в качестве организатора практической работы учащихся.

«Найти корень слова — это значит найти его внутренний, затаённый смысл — то же, что зажечь внутри фонаря огонёк» 

(М.А. Рыбникова педагог, филолог, фольклорист)

 Обязательное условие родственности слов — наличие между ними смысловой связи.

АННОТАЦИЯ

В начале изучения темы учащимся дается небольшое представление о слове с точки зрения его состава, говорится о том, что каждая из частей слова имеет свой собственный облик, вносит в слово определенный оттенок значения, и вместе с тем, объединяясь, эти части создают единое смысловое целое — слово. Вводится определение корня. Передо мной стояла цель познакомить с понятиями «родственные слова», «однокоренные слова», «корень слова»

Объектом  исследования  умение разграничивать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями; необходимо акцентировать внимание детей на том, что одной общности звукового и графического состава корней недостаточно для того, чтобы считать слова однокоренными.

В соответствии с целью и объектом исследования  сформулированы следующие задачи:

  • ознакомиться и проанализировать специальную литературу по данной теме;
  • познакомиться и расширить знания о способах нахождения корня;
  • сформировать умение правильно использовать исследовательский материал в учебном процессе;
  •  совершенствовать  навыки  самостоятельной  исследовательской деятельности;
  •  приобрести новые знания по русскому языку.

 Гипотеза: Обязательное условие родственности слов — наличие между ними смысловой связи.      

Для доказательства  гипотезы  используются следующие методы: 

  • выявление (видение) проблемы и ее постановка,
  • знакомство со справочной  литературой,  сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств),
  • подготовка и написание (оформление) сообщения, составление презентации;  
  • пробное выступление с подготовленным сообщением перед одноклассниками,  
  • переосмысление результатов исследования в ходе ответов на вопросы,   корректировка сообщения, построение выводов и заключения,
  •  защита проекта.

         Практическая ценность проекта является возможностью использования заданий на уроках русского языка и для рассмотрения своих примеров слов с омонимичными корнями

         Главным открытием работы стала возможность самими учащимся исследовать образование слов и их родственная связь.

       Результатом  данной работы стал практический проект. Я буду представлять проект в виде урока – практикума.

ВВЕДЕНИЕ

              В данном проекте я решила выступить в роли организатора пробных действий при ознакомлении с темой «Однокоренные (родственные) слова».  Надеюсь, он позволит не только познакомить школьников  с однокоренными словами и расширить общий кругозор их знаний, но и продемонстрировать образование однокоренных слов, что вызовет у детей интерес к родному языку.

В первичном представлении темы вводятся термины «корень слова», «родственные или однокоренные слова»: Могут ли быть растения без корня? а слова? Как вы думаете, почему некоторые слова называют однокоренными? Могут ли разные слова иметь одинаковые части, которые не только одинаково пишутся в этих словах, но и связаны по смыслу? Как называется общая часть родственных слов? с помощью следующей работы мы ответим на эти вопросы.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Для того, что бы организовать работу на занятии необходимо заинтересовать ребят. Для этого используется следующее стихотворение.

  • Начинается урок,
  • Он пойдёт ребятам впрок,
  • Постарайтесь всё понять,
  • Учитесь тайны открывать,
  • Ответы полные давать,
  • Чтоб за работу получать
  • Только лишь оценку «пять»!
  •  Как ствол и ветви дерева растут из корня, так и родственные слова появляются из одного корня. Это родство обнаруживается не сразу, поскольку во многих словах корни запрятаны, как глубоко скрыты под землёй и корни дерева. «Если знаешь части слова, то напишешь их толково».

Сегодня мы пойдём в гости к словам – родственникам. А кто они такие и почему их считают родными? Эту тайну нам предстоит сейчас узнать. Послушайте внимательно стихотворение о странном саде и необыкновенном урожае.

  1. Много лет тому назад
  2. Посадили странный САД.
  3. Не был сад фруктовым,
  4. Был он только словом.
  5. Это слово, слово – корень,
  6. Разрастаться стало вскоре
  7.  И плоды нам принесло –
  8. Стало много новых слов.
  9. Вот из сада вам рассада,
  10. Вот ещё посадки рядом.
  11. А вот садовод,
  12. С ним садовник идёт.
  13. Очень интересно
  14.  Гулять в саду словесном.
  15. — Ребята, какие слова выросли из корня сад?
  16. Сад, садовод, садовник, рассада, посадки.

— Это не простые слова, это слова родственники. Почему? Посмотрите, у всех родственных слов есть одинаковая часть. Найдите её. Эта одинаковая часть называется «корень» и обозначается так ͡    .

У родственных слов есть ещё одно название – однокоренные.

Но, оказывается, слова – родственники не только похожи одинаковым корнем, Они ещё и схожи по смыслу. Давайте посмотрим это на примере задания шутки.

  •  «Родня ли Гусеница Гусю?»
  • — Вы кто такие?
  • -Я гусь, это гусыня, это наши гусята.
  • — А ты кто?
  • — А я ваша тётка-гусеница.

— Есть ли в этом рассказе родственники? Да. Почему? Гусята – детёныши гусей. А гусеница самозванка.

  1. Значит, родственными называются слова, которые имеют общую часть с одним и тем же значением.
  2. Давайте закрепим наши знания.
  3. Послушайте сказку.

В большом словаре жили-были разные слова, были среди них и слова – родственники. Каждое слово знало своё место, потому что Словарь требовал, чтобы они стояли строго по алфавиту. Это иногда разлучало родственников, но слова жили спокойно, в дружбе со своими соседями.

Из своего Словаря они отправлялись на работу в тетради школьников, в книги писателей, на театральные афиши и в другие места. Трудились они хорошо, по первому зову прибегало нужное слово.

Однажды Автор, который составлял учебник русского языка для второклассников, попросил прислать ему на работу слова «ГОРА, ПАР, ОСИНА, ЛИМОН». Но слова должны были прийти не одни, а с родственниками.

То ли устали слова, то ли ещё почему, но получилось так, что «ГОРА» привела с собой «Горло и Горняк», «Осина» захватила с собой слова «Осиновый и Оса», «Пар» взял слова «Парочка и Паровой», а «Лимон» явился с «Мандарином и Апельсином». Удивился автор и отправил некоторые слова домой.

— Почему Автор удивился? (потому что некоторые слова были им не родственники.) Какие слова он отправил обратно в словарь? Докажите.

  • ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
  • Какой мы сделаем вывод из нашего урока.
  • 1) Родственные слова, имеющие общий корень называют однокоренные, например:
  • шутка, шутить, шут, шутливый.
  • 2) Общая часть родственных слов называется корнем.
  • 3) В корне заключено главное значение слова.
  • 4) Корни  родственных слов пишутся одинаково.

А как же найти корень. Для этого нужно сделать три шага.

  1. 1 шаг: смотрю значение слова
  2. 2 шаг: подбираю «родственников»
  3. 3 шаг: выделяю общую часть.
  4. Слово делится на части,
  5. Ах, какое это счастье!
  6. Может каждый грамотей
  7. Делать слово из частей!

Источник: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2015/02/24/odnokorennye-slova-rodstvennye

Ссылка на основную публикацию