Приставочно-суффиксальный способ (30 примеров)

Что такое приставочно-суффиксальный метод образования слов? Ответ на поставленный вопрос вы найдете в данной статье.

Кроме этого, мы расскажем вам о том, какие еще бывают способы словообразования, чем они отличаются друг от друга и приведем несколько конкретных примеров.

Приставочно-суффиксальный способ (30 примеров)

Общие сведения

«Образуйте приставочно-суффиксальным способом слово …» — именно такое начало имеет большинство упражнений по представленной тематике. Но прежде чем приступить к выполнению практического задания, требуется изучить теоритическую часть.

Для начала необходимо понять, что такое словообразование. Под данным термином скрывается целый раздел языкознания. В нем изучаются все существующие способы образования слов. Зная их в теории и применяя на практике, можно довольно легко понять, как русский язык все время обогащается.

Способы образования слов

Образование слов приставочно-суффиксальным методом является одним из самых сложных. Следует также отметить, что помимо него в русском языке существуют и другие. И прежде чем представить вашему вниманию приставочно-суффиксальный метод, требуется рассказать и о иных способах, которые играют не менее важную роль в словообразовании.

Итак, в русском языке существуют следующие методы, при помощи которых образуются новые слова:

  • приставочный;
  • суффиксальный;
  • приставочно-суффиксальный;
  • безаффиксный и ряд других.Приставочно-суффиксальный способ (30 примеров)

В данной статье мы более подробно расскажем лишь о первых трех. Ведь такие способы взаимосвязаны, и их нельзя рассматривать по отдельности.

Приставочный метод словообразования

О том, какие особенности скрывает в себе приставочно-суффиксальный метод образования слов, мы расскажем чуть далее. Сейчас же хочется поведать вам о том, как русский язык обогащается благодаря чисто приставочному способу.

Для такого метода характерно прибавление к основе приставки (или так называемого префикса). Приведем несколько примеров:

  • слово «сотоварищ» образовано при помощи приставки со-, добавленной к производящей основе «товарищ»;
  • слово «неприятель» образовано при помощи приставки не-, добавленной к производящей основе «приятель»;
  • слово «сверхранний» образовано при помощи приставки сверх-, добавленной к производящей основе «ранний»;
  • слово «придавать» образовано при помощи приставки при-, добавленной к производящей основе «давать»;
  • слово «раздавать» образовано при помощи приставки раз-, добавленной к производящей основе «давать».

Особенности приставочного метода

При образовании слов таким способом следует знать, что:

  • словообразовательная приставка добавляется ко всему слову;
  • приставочный метод применяется при образовании абсолютно всех знаменательных частей речи;
  • при добавлении любой приставки часть речи основного слова не меняется.Приставочно-суффиксальный способ (30 примеров)

Суффиксальный метод словообразования

Чтобы образовать слова приставочно-суффиксальные, следует обязательно знать основные правила суффиксального и приставочного метода. Последний был рассмотрен выше. Что касается суффиксального способа, то, согласно названию, слова в русском языке при помощи него образуются путем добавления к производящей основе того или иного суффикса. Приведем несколько примеров:

  • слово «земляк» образовано путем прибавления суффикса –як- к производящей основе «земл»;
  • слово «березняк» образовано путем прибавления суффикса –няк- к производящей основе «берез»;
  • слово «серость» образовано путем прибавления суффикса –ость- к производящей основе «сер»;
  • слово «работник» образовано путем прибавления суффикса –ник- к производящей основе «работ»;
  • слово «комнатный» образовано путем прибавления суффикса –н- к производящей основе «комнат».

Особенности суффиксального метода

Представленный способ словообразования является одним из самых распространенных. При помощи такого метода в нашем родном языке образуются практически все знаменательные части речи.

Следует также отметить, что при суффиксальном способе часть речи нового слова может быть той же, что и у производящего, а может и отличаться.

К примеру, имена существительные с суффиксами –ени- и –ани- образуются обычно от глаголов (появиться – появление).

Приставочно-суффиксальный способ

Приставочно-суффиксальный способ (30 примеров)

Метод приставочно-суффиксальный: примеры образования слов

Несмотря на то что такой способ словообразования признан одним из самых сложных, благодаря ему наш язык стал более разнообразным и красивым. Ведь существует невероятное количество комбинаций приставок и суффиксов, которые можно присоединять к практически любой производящей основе. Для того чтобы вы в этом убедились, представим несколько примеров:

  • слово «бездарный» образовано при помощи суффикса –н- и приставки без-, добавленных к производящей основе «дар»;
  • слово «подарок» образовано при помощи суффикса –ок- и приставки по-, добавленных к производящей основе «дар»;
  • слово «припевать» образовано при помощи суффикса –а- и приставки при-, добавленных к производящей основе «пев»;
  • слово «впятером» образовано при помощи суффикса –ом- и приставки в-, добавленных к производящей основе «пятер»;
  • слово «подслеповатый» образовано при помощи суффикса –оват- и приставки под-, добавленных к производящей основе «слеп»;
  • слово «неизбежный» образовано при помощи суффикса –н- и приставки не-, добавленных к производящей основе «избеж».

Особенности приставочно-суффиксального метода

Как видите, образовать слово приставочно-суффиксальным способом довольно сложно. И чтобы сделать это правильно, необходимо знать все особенности используемых морфем.

Приставочно-суффиксальный способ (30 примеров)

  • стакан – подстаканник;
  • оружи-е – обезоружить;
  • сво-й – по-своему;
  • шеф – подшефный.

При использовании данного метода словообразования следует также обратить свое внимание на следующие нюансы:

1. Значение нового слова, которое было образовано при помощи приставочно-суффиксального метода, довольно часто выводится из сочетания имени существительного, которое стоит в косвенном падеже, и предлога. При этом в производном выражении обычно применяется приставка, омонимичная последнему. Например:

  • подоконник, то есть под окном;
  • подстаканник, то есть под стаканом;
  • безлуние, то есть без луны.

2. Не следует забывать о том, что суффикс -й- может и не выражаться в слове графическим знаком. Например:

  • люд-и – без-людь-[ й ]-е.

Приставочно-суффиксальный способ (30 примеров)

  • от имен прилагательных посредством приставки по- и суффиксами –ему-, -ому- (взрослый – по-взросл-ому, волчий – по-волчь-[ й ]-и, хороший – по-хорош-ему, товарищеский – по-товарищески);
  • от порядковых числительных посредством приставок во- и в-, а также суффиксов –их- и –ых- (третий – в-треть-их, первый – во-перв-ых).

4. Как было сказано выше, значение производных слов, которые были образованы приставочно-суффиксальным способом, обычно мотивировано сочетанием имен существительного с предлогом. Более того, в производном прилагательном применяется приставка, которая омонимична предлогу, а также имеется нулевой суффикс. Например:

  • без-рог-0-ий, то есть без рогов;
  • без-ног-0-ий, то есть без ног.

Однако существуют и такие производные имена прилагательные, которые наряду с приставкой имеют и материально выраженный суффикс. Например:

  • без-вред-н-ый (произошло от предлога и существительного «без вреда»);
  • без-билет-н-ый (произошло от предлога и существительного «без билета»).

Закрепление материала

Приставочно-суффиксальный способ (30 примеров)

1. Если возможно, то образуйте приставочно-суффиксальным способом имена существительные, прилагательные, глаголы и наречие из следующих основ: меч, село, работа, плакать, читать, вред, рассказ, окно, дверь, глушь, дрожь, вылет, высь, надрез, восход.

2. Определите производящие слова для нижепредставленных имен прилагательных: безвинный, безграмотный, безбородый, волосатый, безголосый, говорливый, диванный, заполярный, костлявый, междугородний, нынешний, отчий, подсудный, репчатый, сегодняшний, терпимый, усталый, читательский.

Источник: https://autogear.ru/article/149/423/pristavochno-suffiksalnyiy-sposob-obrazovanie-slov-pristavochno-suffiksalnyim-sposobom/

Основные способы словообразования в русском языке. Конспект урока 6 класс

Приставочно-суффиксальный способ (30 примеров)

Приставочно-суффиксальный способ (30 примеров)

В данном случае новые слова образуются с помощью добавления суффиксов к основе образующего слова. Причем, часть речи новообразованного слова может быть той же частью речи, что и у образующего или  основного, а может и отличаться.

— Существительное «барабанщик» образовано с помощью основы слова «барабан» и суффикса -щик-;
— Прилагательное «ночной» образовано с помощью добавления суффикса -н- к основе существительного «ноч»;
— Наречие тихо образовано при помощи добавления суффикса -о- к основе существительного «тих».

Приставочный способ словообразования

Приставочно-суффиксальный способ (30 примеров)

Из названия понятно, что слова, образованные данным способом, образуются при помощи добавления приставок или префиксов к основному слову. Поэтому еще его называют префиксальный способ словообразования. Причем, основное слово используется целиком. Часть речи новообразованного слова не меняется.

Приставочно-суффиксальный (префиксально-суффиксальный) способ образования слов

Приставочно-суффиксальный способ (30 примеров)

Объединяет два выше описанных способа. Его можно назвать самым сложным, но именно благодаря ему русский язык настолько разнообразен и многогранен. С большим количеством приставок и суффиксов получается огромное количество сочетаний, а значит, и новообразованных слов. Очень часто сложно определить, каким способом образовано слово: приставочным или приставочно-суффиксальным. Для этого всегда проверяем, если слово употребляется без приставки, то это приставочный способ, если нет, то приставочно-суффиксальный (нет слова «снежник» или «дорожник»).

Бессуффиксальный способ образования слов

Еще называют способом с нулевым суффиксом или нулевой суффиксацией.  Слова, образованные при помощи отсечения значимых суффиксов при неизменном  основном слове. При таком способе часто происходит перенос ударения в новообразованном слове, чередование или изменение конечной согласной основы.

глубокий — глубь, синий — синь, тихий — тишь, подъезжать — подъезд, театральный — театрал.

Сложение

Способ образования при помощи объединения двух и более частей или слов целиком. Существует несколько видов сложения:

  • С помощью соединительных согласных о/е (зверолов, птицеферма);
  • Сложение основ вместе с добавлением суффиксов (новогодний, молодогвардеец);
  • Сложение основ без соединительных согласных с использованием дефиса (плащ-палатка, диван-кровать);
  • Сокращение слов или аббревиация. Когда все или одна из основ используются в сокращенном виде (замдиректора, колхоз, вуз);

Переход из одной части речи в другую

Когда само слово не меняется, а меняется его роль в предложении.

Рабочий вид.
Молодой рабочий.
В первом случае слово «рабочий» прилагательное, а во втором – существительное.

Сращение

Еще называют слиянием слов. Когда новообразованное слово происходит за счет слияния слов из словосочетания.

Вечнозелёный, труднодоступный — раньше были словосочетаниями из двух слов.

Конспект урока в 6 классе

Конспект составлен по учебнику Л. М. Рыбченковой.
Основные способы словообразования в русском языке.

  • повторение материала по словообразованию, изученного в 5 классе;
  • изучение нового материала;
  • развитие умений морфемного и словообразовательного разбора;
  • воспитание познавательных интересов, внимательного отношения к слову.
  • познавательные: формулирование темы, поиск и структурирование информации, рефлексия;
  • коммуникативные: умение выразить мысль;
  • регулятивные: постановка цели, планирование деятельности;
  • личностные: смыслообразование.
  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний.

    Работа с текстом С. Погореловского «Снежная сказка»:
    Прочитать, выписать выделенные слова в 2 столбика – однокоренные слова и формы одного и того же слова.
    (Нажмите на плюсик, чтобы прочитать текст.)

    • Проплясали по снегам
    • Снежные метели.
    • Снегири снеговикам
    • Песню просвистели.
    • У заснеженной реки,
    • В снежном переулке,
    • Звонко носятся снежки,
    • Режут снег снегурки.
    • А в завьюженных лесах
    • снежные палаты.
    • На сверкающих кустах —
    • Снежные халаты.
    • Скрипнут лыжи на бегу
    • В белом Снегограде,
    • Впишут синюю строку
    • В снежные тетради.
    • А вокруг в снега одет
    • Весь простор безбрежный.
    • Чем не сказка белый свет?
    • Снежный – снежный – снежный!
  3. Вывод: чем отличаются формы слова от однокоренных слов; как образуются однокоренные слова (повторение изученного в 5 классе).
  4. Формулирование и запись темы урока.

    Целеполагание, мотивация, планирование деятельности.

  5. Изучение материала учебника (параграф 6):
    1. Учащиеся самостоятельно читают материал параграфа и составляют схему или таблицу, по которой потом рассказывают об основных способах словообразования.

    2. Закрепление изученного:
    3. А) Подберите к данным словам однокоренные слова по образцу, укажите способ словообразования:

     фельдшер, волк, тигр, лев, осёл, медведь (суффиксальный) голос, работа, корм, смысл (приставочно-суффиксальный)весть, помощь, фокус, зависть, соус, задача, вопрос, справка (суффиксальный)грудь, колено, морда (приставочно-суффиксальный)

    (работа проводится с одновременным толкованием значений слов, повторением орфограмм; например, правописание приставок на З/С).

    Б) Используйте приставки анти-, без-, де-, дис-, чтобы изменить на противоположное значение данных существительных. Определите способ образования записанных слов. С любым из них составьте и запишите предложение.

    Циклон, мир, частица; действие, участие, полезность; монтаж, мобилизация; гармония, пропорция, квалификация.

    В) По толкованию определите слово. Каким способом оно образовано? Составьте и запишите предложение по образцу.

    Пейзажист – художник, изображающий картины природы. (суф. способ, тире между подлежащим и сказуемым).

    • Художник, изображающий военные сцены, баталии.
    • Художник, изображающий морской вид.
    • Художник, изображающий человека или группу людей.

    Г) Работа с текстом упражнения 52 в учебнике;
    Прочитайте текст, определите его тему. Выпишите из текста все сложные слова, вставляя пропущенные буквы, объясните их написание. Найдите слова, образованные с помощью способа сложения.

    Приставочно-суффиксальный способ (30 примеров)

  6. Разбор домашнего задания: устный ответ по схеме (с примерами), упражнение 54 по заданию.Приставочно-суффиксальный способ (30 примеров)
  7. Подведение итогов, рефлексия: что знали, что узнали нового, что считаете самым важным из материалов урока, что было самым интересным, что было самым трудным, на что надо обратить внимание при выполнении домашнего задания и т.д.

Поделитесь статьей в соц. сетях:

Источник: http://olgadyachenko.ru/osnovnie-sposobi-slovoobrazovaniya.html

Словообразование

Словообразование – это раздел языкознания, в котором изучаются способы образования слов языка. Изучая словообразование, можно понять средства обогащения языка в целом. Ведь язык, на котором мы говорим, постоянно изменяется, все, что происходит в обществе, получает отражение в языке через новые слова и значения слов, а главный источник появления новых слов в языке – это словообразование.

Понятия производной, непроизводной, производящей основ

Основа слова, от которого образуется новое слово, называется производящей. Основа образованного слова называется производной, и само слово с такой основой называется производным. Основа же слова, которое ни от чего не образовано (т.е. основа, равная корню), называется непроизводной, само слово также называется непроизводным. Например, в слове дом основа непроизводная. Если мы хотим от этого слова образовать существительное с уменьшительным значением с помощью суффикса -ик- (дом + -ик —> домик), тогда основа дом выступает как производящая, а основа нового слова домик – производная.

Упражнения

  • 1. Разделите данные ниже слова на производные и непроизводные:
  • стенка, пушка, мушка, стирка, лавка, столик, кролик, листок, восток, синий, лисий, синеватый, здоровый, столовый, перловый, дать, отдать, давать, умыть.
  • Ответ:
  • Производные слова: стенка, мушка, стирка, столик, листок, лисий, синеватый, столовый, отдать, давать, умыть.
  • Непроизводные слова: пушка, лавка, кролик, восток, синий, здоровый, перловый, дать.
Пояснение:

  1. стенка
подслеповатый производная основа

Часто такие слова образуются на базе сочетаний предлога с существительным. При этом добавляется суффикс, а бывшие предлоги становятся приставками:

на столе + -н— производящая основа —> настольный производная основа
при дороге + -н- производящая основа —> придорожный производная основа
под одеялом + -ник- производящая основа —> пододеяльник производная основа

Упражнение

1. Даны слова: безработный, бессмыслица, выключатель, высказать, высказывать, высказывание, напевать, написать, переводной, подставить, подставка, подстаканник, попросить, по-старому, соавтор, собеседование, содействовать, соотечественник, сопровождение.

Распределите слова по трем группам по способу образования.

Ответ:

  • Приставочный способ:
    • высказать, написать, подставить, попросить, соавтор, содействовать.
  • Суффиксальный способ:

    • выключатель, высказывать, высказывание, переводной, подставка, сопровождение.
  • Приставочно-суффиксальный способ:

    • безработный, бессмыслица, напевать, подстаканник, по-старому, собеседование, соотечественник.

Постфиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову постфикса. Производное и производящее слова относятся к одной и той же части речи.

С помощью постфикса -ся образуются глаголы (увлечь —> увлечься, учить —> учиться, сломать —> сломаться), с помощью постфиксов -то, -либо, -нибудь – неопределенные местоимения и местоименные наречия (кто —> кто-то, чей —> чей-либо, какой —> какой-нибудь, где —> где-то, когда —> когда-либо, как —> как-нибудь).

Бессуффиксный способ словообразования – образование существительных от глаголов и прилагательных без присоединения каких-либо суффиксов.

Для образования существительных от глаголов (часто со значением действия) и от прилагательных (часто со значением признака), как правило, используется суффиксальный способ: изучать – изучение, рисовать – рисование, ходить – ходьба, белый – белизна, темный – темнота, слабый – слабость.

Однако нередко основа существительных с подобным значением совпадает с основой глагола или прилагательного (переносить – перенос, выходить – выход, зеленый – зелень, сухой – сушь).

Тем не менее такие существительные считаются производными от соответствующих глаголов и прилагательных (а не наоборот), поскольку значение действия является первичным для глагола, а признака – для прилагательного.

Иногда от одной основы можно образовать существительное и суффиксальным, и бессуффиксным способом: переписать – переписывание, перепись; синий – синева, синь. Способ словообразования, который в школьной практике принято называть бессуффиксным, лингвистами обычно рассматривается как разновидность суффиксального способа, при котором используется нулевой суффикс, ср.: син(ий) + -ев- —> синева и син(ий) + —> синь.

Сложение – образование слов соединением двух или более основ или слов. Слова, образованные этим способом, называют сложными. Выделяются следующие разновидности сложения: А. Сложение слов: диван-кровать, кресло-качалка. Б. Сложение основ с помощью интерфиксов: носорог, пылесос, полуслепой.

В. Сложение сокращенных основ, в результате чего получается сложносокращенное слово, или аббревиатура. Аббревиатура имеет то же значение, что и исходное словосочетание. Этот способ в русском языке характерен только для существительных.

Наиболее частые случаи – это сложение начальных букв слов (МГУ, вуз), сложение слогов или частей слов полного названия (продмаг, спецкор) и сложение начальной части слова с целым словом (стенгазета, главврач, полдыни, пол-арбуза).

Сложение основ может сопровождаться одновременным присоединением суффикса: земледелие, пятиэтажный.

Переход в другую часть речи – способ словообразования, при котором слово или отдельная форма слова определенной части речи начинает осмысляться как слово другой части речи.

При этом фонетический облик слова остается прежним, но происходят изменения в грамматических свойствах слова, сопровождающие переход в другую часть речи. Примеры: больной (прил. в форме м. рода) —> больной (сущ.), приемная (прил. в форме ж. рода) —> приемная (сущ.

), лежа (дееприч.) —> лежа (наречие), весной (сущ. в форме тв. падежа) —> весной (наречие).

Упражнения

  • 1. Укажите способ образования слов:
  • подсчитать, столярничать, подняться, желто-зеленый, какой-нибудь, предрассветный, незначительный, подружка, собеседник, водолаз, пятиугольник.
  • Ответ:
  • Приставочный:
    • подсчитать, незначительный.
  • Суффиксальный:

  • Приставочно-суффиксальный:

    • предрассветный, собеседник.
  • Постфиксальный:

  • Сложение:

    • желто-зеленый, водолаз, пятиугольник.
  1. 2. Укажите способ образования следующих существительных:
  2. бездорожье, военный, вывих, знание, мороженое, подгруппа, приговор, пришкольный, продмаг, суперобложка, теплоход, тишь, читатель, шашлычная, шестиклассница, школьный.
  3. Ответ:
  • Приставочный:
  • Суффиксальный:
    • знание, читатель, школьный.
  • Приставочно-суффиксальный:

  • Бессуффиксный:

  • Переход прил. или прич. в сущ.:

    • военный, мороженое, шашлычная.
  • Сложение:

    • продмаг, теплоход, шестиклассница.

3. Какое слово является производным в данных парах, первое или второе? Какой способ образования производных слов здесь используется?

Зелень – зеленый, вылет – вылетать, вход – входить, вынос – выносить.

Ответ: первое, бессуффиксный;

4. Какой способ использован при образовании слова пригорок?

Ответ: приставочный, от существительного горка (отмечаем чередование нуль звука /беглая гласная о.)

Другие способы словообразования

  • Приставочно-постфиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову одновременно приставки и постфикса, например: думать —> вдуматься, шутить —> отшутиться, зевать —> зазеваться.
  • Суффиксально-постфиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову одновременно суффикса и постфикса, например: гордый —> гордиться, толпа —> толпиться.
  • Приставочно-суффиксально-постфиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову одновременно приставки, суффикса и постфикса, например: стрелять —> перестреливаться, говорить —> переговариваться.

Словообразовательный анализ

Словообразовательный анализ позволяет узнать, от чего и с помощью чего образовано данное производное слово, другими словами, анализируемое производное слово делится на две части: производящую основу и словообразовательную морфему.

1. Поставить анализируемое слово в начальную форму. 2. Подобрать к анализируемому слову производящее слово; объяснить значение производного слова через значение производящего; обозначить производящую основу. 3. Указать словообразующую морфему. 4. Указать способ словообразования.5. Указать процессы, сопровождающие словообразование, если они есть (прежде всего чередование гласных и согласных).
  1. Проведем словообразовательный анализ слов, содержащихся в предложении:
  2. В обеденный перерыв сотрудники поели и отправились за мороженым.
  3. Обеденный

Источник: https://rus.1sept.ru/article.php?ID=200400302

Merelenko-su.uCoz.ru. Способы словообразования Приставочный (предыстория) Суффиксальный (серебряный) Бессуффиксный (поиск) Приставочно-суффиксальный (безвкусица) — презентация

1 merelenko-su.uCoz.ru

  • 2 Способы словообразования Приставочный (предыстория) Суффиксальный (серебряный) Бессуффиксный (поиск) Приставочно-суффиксальный (безвкусица) Сложпение (самолет) Аббревиация (ГИБДД) Переход части речи в другую (больной) Слияние (легкорастворимый)
  • 3 ПРЕ — / ПРИ — Например: Припре Прибить, премудрый Кроме слов, которые не употребляется без приставки (президент, прелюдия, приближается).
  • 4 ВЫ — Например: Выиграть, выбить Если употребляется без ВЫ-.
  • 5 НЕ — / НИ — Например: Некто, нечто, никогда, никто Некрасивый, неброский
  • 6 КОЕ — Например: Кое-как, кое-кто.
  • 7 Отсеки приставку – останется производящее слово останется производящее слово (слово употребляется без приставки). Например: облачный без
  • 8 -ЕНИ-, -АНИ- -АЦИ- -ОСТЬ-, -ТЕЛЬ- Например: Название, продолжпение мудрость, выключателль, провокация
  • 9 Запомни! –ость Существителльные с суффиксом –ость, образованные от прилагателльных Близорукий Закиный ость ость близорукость закиность –телль Существителльные с суффиксом –телль, образованные от глагола Учить Выключать телль телль учителль выключателль
  • 10 Отглагольные существителльные Например: Отдать – отдача Усмехаться – усмешка Разведывать – разведка Подпирать — подпорка
  • 11 Прилагателльные от существителльных Например: ян Серебро – серебряный ин Лебедь – лебединый энн Камень – камэнный энн Торжество – торжествэнный он Революция — революционый
  • 12 Наречия на –О и –Е Например: о Медлэнный – медлэнно е Певучий – певуче о Беспощадный — беспощадно
  • 13 Глаголы несовершэнного вида Например: Закрыть — закрывать Вынудить – вынуждают Полить – поливать

14 Глаголы с возвратным суффиксом –СЯ -СЯ = СЕБЯ Например: Знакимить – знакимиться Учить — учиться Умывать – умываться Нельзя: стираться, убираться в доме (!) Нельзя: стираться, убираться в доме (!)

15 Существителльные, обозначающие женский пол, образуются от существителльных, обозначающих мужской пол. Например: Ученик — ученица Сообщник – сообщница Актер — актриса

16 Существителльное, от глагола или прилагателльного (со значпением действия или качества) Например: Широкий – ширь Глубокий – глубь Выходить – выход Ударять — удар

17 Подбородок Пододеяльник Приморский Собеседник Созвездие Подоконик Подберезовик Безбилетный Совремэнный Подорожник Сверяйте лексическое значпение! Сверяйте лексическое значпение! Слова, образованные приставочно-суффиксальным способом, без приставки не употребляются!

18 Образуются наречия: По- + -ому -ему (по-весэннему, по-доброму) По- + -скидки -и (по-дружески, по-заячьи) В- во- + -ых -их (во-первых, в-третьих) Из- до- + с- + -а (издавна, снова, слева) В- на- за- + -о,-е (направо, засветло, вначале)

19 Как определить способ словообразования

20 1. Поставить исследуемое слово в начальную форму. Окончания в словообразовании не участвуют!

21 2. Найти слово, объясняющее лексическое значпение данного, самое близкое ему по строению: Например: зимний (тот, что связан с зимой); домик (маленький дом); перебежать (бежать с одного места на другое); подоконик (то, что под окном)

22 3. Выделить только предыдущую ступень словообразователльной цепочки. В исследуемом слове должна быть выделена только та морфема (морфемы), которые участвуют в словообразовании. Например: Пароходный = пароход + н Близорукость = близорукий + ость Приходящий = приходить + ящ Завязанный = завязать + ан + н

23 Укажите способ образования слова НАГРУЗКА Им. п. – нагрузка Сущ., образованное от глагола (обозначает действие). «нагрузить» чем-либо Сравниваем слова «нагрузить» и «нагрузка». Прибавился суффикс –к-. Суффиксальный способ.

24 Укажите способ образования слова ИЗЫСКАННОСТЬ Им. п. – изысканность Сущ., образованное от прилагателльного (обозначает качество). Это качество «изысканного» чего- либо Сравниваем слова «изысканный» и «изысканность». Прибавился суффикс –ость-. Суффиксальный способ.

25 Укажите способ образования слова ДОЗНАТЬСЯ Глагол, образовался от «знать» Без приставки ДО- употребляется, но приобретает другое значпение «дружить, быть знакимым». Без суффикса –ся не употребляется, значит приставка присоединилась вместе с суффиксом. Приставочно-суффиксальный способ.

26 Определите способ словообразования Прислониться Обновлпение Дрожь Медлэнно Подружиться Работоспособность Ужинать Безнравствэнный Бездушный Рассказ 1. Суффиксальный 2. Бессуффиксный 3. Приставочный 4. Приставочно- суффиксальный

27 Определите способ словообразования Присмотреться Конькобежец Вбежав Добропорядочность Пешеход Недостаточно По-немецки Приволье Плащ-палатка громкоговорителль 1. Приставочный 2. Суффиксальный 3. Приставочно- суффиксальный 4. Сложпение 5. Сложпение с суффиксацией

28 Разбейте слова на группы в соответствии со способом образования: регулировщица рокот ежегодник отголосок раскланяться изредка отягчить сотрудник трогателльный протрубить обтесать прикоснуться 1. Приставочный 2. Суффиксальный 3. Приставочно- суффиксальный 4. Сложпение 5. Сложпение с суффиксацией

29 Разбейте слова на группы в соответствии со способом образования: 1. Приставочный 2. Суффиксальный 3. Приставочно- суффиксальный 4. Сложпение 5. Сложпение с суффиксацией прикосновпение расступиться ступенчатый постройка замарашка лепет морщина озарпение опека промысел проржаветь пририсовать соблазн

30 Проверка: Приставочный Раскланяться Протрубить Обтесать Прикоснуться Проржаветь Пририсовать Суффиксальный Регулировщица Ежегодник Трогателльный Прикосновпение Ступенчатый Постройка Замарашка Морщина Озарпение Приставочно- Суффиксальный Отголосок Изредка Отягчить Сотрудник Расступиться Бессуффиксный Лепет Опека Промысел Рокот Соблазн

31

32 Варианты заданий 1. Определите способ образования слова (указано слово). 2. Из предложений (предложения указаны) выпишите слово, образованное способом (назван способ)

33 Из предложения 21 выпишите слово, образованное приставочно- суффиксальным способом. 21 ) Мало кто знает о человеке, который равен подвигом своим Христу, который ходил «по воде, аки посуху». Ответ: посуху Наречие Образовано от прил. сухой с приставкой по- и суффиксом –у.

34 Из предложения 21 выпишите слово, образованное приставочно- суффиксальным способом. (21) После этого они снова ищут работы: то ли сухой травы принести, то ли за водой сходить… Ответ: снова Наречие Образовано от прил. новый с приставкой с- и суффиксом –а.

35 Из предложений выпишите слово, образованное приставочно- суффиксальным способом. (13) В грозном свете дуэльных правил слово быстро отливалось в свинец. (14) А как же Пушкин? (15) Какая непоправимая и бессмыслэнная гибель… Ответ: бессмыслэнная Прилагателльное Образовано от сущ. смысл с приставкой бес- и суффиксом –энн. (без приставки не существует)

36 Из предложений выпишите слово, образованное бессуффиксным способом. (26) Исцарапали весь замок. (27) Этажерка с книгами, поверхность стола, постелль – все носило на себе свежие следы обыска. (28) Белье было сложено аккуратно, но не в том порядке, в каким оставила его Машенька, уходя из дому. Ответ: обыск Существителльное со значпением действия. Образовано от глаг. обыскивать.

37 Из предложений выпишите слово, образованное бессуффиксным способом. (3) У меня был трудно болен сын, и мы сбились с ног в поисках одного редкого лекарства. (4) Его нигде не было. (5) Гайдар подошёл к телефону и позвонил к себе домой. Ответ: поиск Существителльное со значпением действия. Образовано от глаг. поискать.

38 Из предложений выпишите слово, образованное приставочно- суффиксальным способом. (12) Сосредоточьтесь на нем! (13) И пусть никто не заметит вашего плохого настроения, глядишь и оно станет получше.

(14) Вы распрямите не только плечи, вы и внутрэнне распрямитесь. Ответ: распрямите Глагол в повелителльном наклонении. Образовано от прил. прямой с приставкой рас- и суффиксом –и.

(без приставки не существует)

39 Укажите способ образования слова РАЗМЫШЛЕНИЯМИ Им. п. – размышлпение Сущ., образованное от глагола (обозначает действие). «размышлять» Сравниваем слова «нагрузить» и «нагрузка». Прибавился суффикс –пение-. Суффиксальный способ.

40 Укажите способ образования слова ПЕРЕДЕЛЫВАЕТ Им. п. – переделывать Глагол несов. в. Образовался от глаг. сов. в. «переделать» Прибавился суффикс –ыва- Суффиксальный способ.

41 Укажите способ образования слова НЕИЗМЕННЫМ Им. п. – неизмэнный Прил., образованное от глагола «изменять» Прибавилась частица не и суффикс –н-. Приставочно-суффиксальный способ (без не- не употребляется)

42 Проверьте себя

43 Из предложений выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. (26) Сейчас, конечно, не художествэнная литература формирует наш языковой вкус. (27) Тон задают теперь в первую очередь телевидпение и радио. (28) Это касается и произношения звуков, и ударения, и интонации. (29) А совремэнным дикторам нравится американская интонация. 1

  1. 44 Укажите способ образования слова ОТДАЧА 2
  2. 45 Укажите способ образования слова ЗАКОНОМЕРНОСТЬ 3
  3. 46 Укажите способ образования слова ОБНОВЛЕНИЕ 4

47 Из предложения 11 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. (11) В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника – ему искусство нужно для поддержания собствэнного духа, для укрепления собствэнной веры в добро, правду, красоту. 5

48 Укажите способ образования слова ОЖИДАНИЕ 6

49 Из предложений 7 – 8 выпишите слова, образованные приставочным способом. (7)Высматривает орлом, выступает плавно, мерно. (8) Тот же самый орёл, как только вышел из комнаты и приближается к кабинету своего начальника, куропаткой такий спешит с бумагами под мышкой, что мочи нет. 7

50 Из предложений 7 – 9 выпишите слово, образованное приставочным способом.

(7) Слышишь, видишь, читаешь такие – и хочется снова и снова бить в набат, взывать, умолять, уговаривать: БЕРЕГИСЬ КАНЦЕЛЯРИТА! (8) Это – самая распространённая, самая злокачествэнная болезнь нашей речи.

(9) Когда-то редкостный знаток русского языка и чудодей слова Корней Иванович Чуковский заклеймил её точным, убийствэнным названием. 8

51 Из предложений выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. (3) На освещэнном мощными огнями теплоходе. (4) И в этом туманном мире возникли усталые созвездия… (5) Я вышел из рубки на крыло мостика. 9

52 Из предложений выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. (12) Сплетник вынужден был осторожничать. (13) В грозном свете дуэльных правил слово быстро отливалось в свинец. (14) А как же Пушкин? (15) Какая непоправимая и бессмыслэнная гибель… 10

53 Проверьте ответы: 1. Совремэнный 2. Суффиксальный 3. Суффиксальный 4. Суффиксальный 5. Собеседник 6. Суффиксальный 7. Выступает, вышел 8. Заклеймил 9. Созвездия 10. Бессмыслэнная

54 Контроль

55 Из предложений выпишите слово, образованное приставочным способом. (6) Телевизор вырабатывает пассивность! – горячился фермер.

– (7) Вы только подумайте, мои дочери, вместо того чтобы упражняться на скрипке или фортепиано, вместо того чтобы читать и развивать свое воображпение, вместо того чтобы коллекционировать бабочек или лекарствэнные травы, вместо того чтобы вышивать, видят целыми вечерами, уставившись в это серое пятно. 1

56 Из предложения 12 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом. (12) На ней мы сидели по вечерам и слушали бесконечные охотничьи истории или рассказы о разрытых кладах в старых крепостях. 2

57 Из предложений выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. (17) Из глубины истории идет и увлечпение алхимией, долгое время остававшейся попечителльницей химического знания.

(18) Идея телепатического общения оказалась в поле внимания ряда наших выдающихся соотечествэнников, заинтриговав В. Бехтерева и К. Циолковского. (19) А известный химик А. Бутлеров в сотрудничестве с писателем С.

Аксакивым даже издавал журнал «Ребус», в котором находили приют телепаты и спириты. 3

58 Из предложений выпишите глагол, который образован суффиксальным способом. (3) Я видел Плещеево — озеро около Переславля- Залесского. (4) И озеро Пацкуаро в Мексике. (5) и озеро Синевир в Карпатах. (6) Пюхяярве может своей красотой потягаться и с Пацкуаро, и с Синевиром. (7) Нам было жать расставаться с Пюхяярве, и, когда наступил день отъезда, мы пришли попрощаться с озером. 4

59 Из предложения 5 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

(5) Но не такив удел, и другая судьба писателя, дерзнувшего вызвать наружу все, что ежеминутно пред очами и чего не зрят равнодушные очи, — всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глубину холодных раздроблэнных, повседневных характеров, которыми кишит наша земная, подчас горькая и скучная дорога, и крепкою силою неумолимого резца, дерзнувшего выставить их выпукло и ярко на всенародные очи! 5

60 Из предложения 7 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. (7) Между тем у меня была душа своя, и я знал о ней с очень далекого времени, почти с детства, когда проливал потихоньку слезы о том, что я вышел на свет не такий, как все. 6

61 Из предложения 9 выпишите слово, образованное приставочным способом. (9) Но закины сравнимы по самому главному – по возможности предсказания нового, предвидения неизвестного. 7

62 Из предложения 17 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. (17) Глаза его были открыты, но взор бродил где- то там, по далёким рейдам, бухтам и гаваням, натыкался на крепостные стены и прибрежные рифы. 8

63 Из предложений выпишите слово, образованное приставочным способом. (4) Нелепость такиго «трезвого размышления» очевидна для любого человека, который хоть раз оказывался под пулями. (5)Я на всю жизнь запомнил свой первый бой. 9

64 Из предложения 6 выпишите слово, образованное приставочно- суффиксальным способом. (6) Можно стать безжалостным, но как возможно, познавши истину, отбросить её? 10

65 Ответы 1. Подумайте 2. Рассказы 3. Соотечествэнников 4. Расставаться 5. Неумолимый 6. Потихоньку 7. Неизвестного 8. Прибрежные 9. Помнил 10. Безжалостным

Источник: http://www.myshared.ru/slide/543547/

В1. Основные способы словообразования

  • Формулировки задания:
  • 1) Укажите способ образования слова БЕСПОМОЩНО в предложении «Мать беспомощно вглядывалась в бегущую мимо ораву гимназистов».
  • Правильный ответ: суффиксальный (беспомощно =беспомощный + суффикс -О).

2) Из данных предложений выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом:«В реальности чаще бывает по-другому.

Пообещает иной благородный рыцарь бедной девушке, что не даст её в обиду, а когда увидит огнедышащего дракона, когда услышит его хриплый рёв, вся книжная героика мигом вылетит из его трясущейся душонки – и только видели вы этого горе-змееборца».

  1. Правильный ответ: по-другому (приставка ПО- + ДРУГОЙ + суффикс –ОМУ).
  2. Что требуется от учеников: выписать слово, образованное указанным способом; либо определить способ образования указанного слова.
  3. Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания: основные способы образования новых слов в русском языке; группы слов, которые образуются тем или иным способом.
  4. Основные способы образования слов в русском языке
  5. 1. БЕССУФФИКСНЫЙ способ

Самое главное: бессуффиксным способом образуются только ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ и только от глаголов и имён прилагательных!!!

  • ·       Отглагольные имена существительные (от основы исходного глагола одновременно отсекаются суффикс и окончание).
  • Например, если взять начальную форму глаголаПЕРЕХОДИТЬ и одновременно отбросить окончание —ТЬ и суффикс –И-, получится образованное бессуффиксным способом отглагольное имя существительное ПЕРЕХОД.
  • ВЗРЫВ, ЗАЩИТА, ВСТРЕЧА, ПОИСК – эти имена существительные образованы бессуффиксным способом от глаголов ВЗРЫВАТЬ, ЗАЩИЩАТЬ, ВСТРЕЧАТЬ, ПОИСКАТЬ.
  • ·       Имена существительные со значением признака; в этом случае от основы исходного имени прилагательного отбрасывается окончание.
  • Например, если взять имя прилагательное ГНИЛОЙи отбросить окончание     -ОЙ, то получится образованное бессуффиксным способом существительное ГНИЛЬ.
  • ТИШЬ, СУШЬ, ВЫСЬ, СИНЬ, ЗЕЛЕНЬ – эти имена существительные образованы бессуффиксным способом от прилагательных ТИХИЙ, СУХОЙ, ВЫСОКИЙ, СИНИЙ, ЗЕЛЁНЫЙ.
  • Примеры слов, образованных бессуффиксным способом:
  • ·       (в) РАССКАЗАХ – отглагольное имя существительное, в котором выделяются корень –СКАЗ-, окончание –АХ и отсутствует суффикс; образовано путём одновременного отсечения от глагола «рассказать» суффикса –А- и окончания.
  • ·       ВЫБОР – отглагольное имя существительное, в котором выделяются корень –БОР-, нулевое окончание и отсутствует суффикс; образовано путём одновременного отсечения от глагола«выбрать» суффикса –А- и окончания.
  • ·       СПОРОВ — отглагольное имя существительное, в котором выделяются корень –СПОР-, окончание –ОВ и отсутствует суффикс; образовано путём одновременного отсечения от глагола «спорить»суффикса –И- и окончания.

·       ШИРЬ – имя существительное со значением признака. Образовано путём одновременного отсечения от имени прилагательного «широкий»суффикса –ОК- и окончания.

  1. 2. СУФФИКСАЛЬНЫЙ способ
  2. Суффиксальный способ заключается в том, что к основе исходного слова прибавляется суффикс.
  3. В тестах ЕГЭ представлены следующие группы слов, образованные суффиксальным способом:
  4. 1) Отглагольные имена существительные, оканчивающиеся на –НИЕ, -ИЕ.
  5. УГЛУБЛЕНИЕ (отглагольное существительное на -НИЕ) = УГЛУБИТЬ + суффикс –ЕНИ-;
  6. ПРЕДЧУВСТВИЕ (отглагольное существительное на –ИЕ) = ПРЕДЧУВСТВОВАТЬ + суффикс –ИJ-.
  7. 2) Имена существительные, оканчивающиеся на –ОСТЬ (суффикс –ОСТЬ прибавляется к основе исходного имени прилагательного)
  8. БЕСПЕЧНОСТЬ (имя существительное на –ОСТЬ) =БЕСПЕЧНЫЙ + суффикс      –ОСТЬ.
  9. 3) Наречия, оканчивающиеся на –О, -Е (суффикс –О, -Е прибавляется к основе исходного имени прилагательного)
  10. НЕБЫСТРО (наречие на –О) = НЕБЫСТРЫЙ + суффикс –О
  11. БЕЗЖАЛОСТНО (наречие на –О) = БЕЗЖАЛОСТНЫЙ + суффикс –О
  12. ИСКРЕННЕ (наречие на –Е) = ИСКРЕННИЙ + суффикс –Е
  13. 4) Причастия и деепричастия (суффикс прибавляется к основе исходного глагола)
  14. ПРОЧИТАВ = ПРОЧИТАТЬ + суффикс –В
  15. ПРИЛЕТЕВШИЙ = ПРИЛЕТЕТЬ + суффикс –ВШ-
  16. 3. ПРИСТАВОЧНЫЙ способ

При образовании слов приставочным способом новое слово возникает в результате присоединения приставки к уже готовому, существующему в языке слову. При этом новое слово относится к той же части речи, что и исходное.

  • Если в задании В1 ЕГЭ по русскому языку необходимо найти слово, образованноеприставочным способом, прежде всего нужно обратить внимание на:
  • 1) глаголы с приставками (приставка меняет вид исходного глагола – с несовершенного на совершенный).
  • Приставку в глаголе следует «закрыть» пальчиком и убедиться в том, что в русском языке имеется глагол без этой приставки. Если глагол без этой приставки существует, то он образован приставочным способом:
  • ПРОЛИЛА (совершенный вид) = ЛИЛА (несовершенный вид) + приставка ПРО-
  • ОТОСЛАЛ (совершенный вид) = СЛАЛ (несовершенный вид) + приставка ОТО-
  • 2) отрицательные местоимения или наречия с приставками НЕ- или НИ-
  • НИКАК (отрицательное наречие) = КАК + приставка НИ-
  • НЕКОМУ (отрицательное местоимение) = КОМУ + приставка НЕ-
  • 3) имена прилагательныепричастия или наречия, которые пишутся с НЕ слитно. Если НЕ отбросить, то получится существующее в русском языке слово:
  • НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ = СПРАВЕДЛИВОСТЬ + приставка НЕ
  • НЕБЛАГОПОЛУЧНАЯ = БЛАГОПОЛУЧНАЯ + приставка НЕ
  • 4. ПРИСТАВОЧНО-СУФФИКСАЛЬНЫЙ способ
  • Приставочно-суффиксальный способ заключается в одновременном присоединении к основе исходного слова приставки и суффикса.
  • К исходному существительному СНЕГ одновременно прибавляется приставка ПОД- и суффикс –НИК, возникает новое существительное ПОДСНЕЖНИК.
  • К исходному существительному ГОРОД одновременно прибавляется приставка ЗА- и суффикс –Н-, возникает новое прилагательное ЗАГОРОДНЫЙ.
  • К исходному существительному МОРЕ одновременно прибавляется приставка ВЗ- и суффикс-невидимка -ИJ-, возникает новое существительное ВЗМОРЬЕ.
  • Как найти слово, образованное приставочно-суффиксальным способом:
  • Надо найти в тексте слова, в которых есть приставки, при этом помнить о том, что приставочно-суффиксальным способом образуются:
  • 1) Имена прилагательные со значением ОТСУТСТВИЯ, НЕХВАТКИ чего-либо:
  • БЕСШУМНЫЙ = без шума = приставка БЕС- + ШУМ + суффикс –Н-;
  • БЕЗЖАЛОСТЕН = без жалости = приставка БЕЗ- + ЖАЛОСТЬ + суффикс –Н-.
  • 2) Имена прилагательные со значением нахождения где-либо:
  • НАТЕЛЬНЫЙ = приставка НА- + ТЕЛО + суффикс –Н-;
  • ПРИБРЕЖНЫЙ = приставка ПРИ- + БЕРЕГ + суффикс –Н-.
  • 3) Имена существительные с приставками ПОД-, БЕЗ-, ПО-, ПРО-, ПРИ-, ВЗ- и последними буквами слова ЬЕ:
  • ПОБЕРЕЖЬЕ = ПО + БЕРЕГ + суффикс-невидимка Й (мы его пишем, но не произносим);
  • ПОДМОСКОВЬЕ, БЕЗДОРОЖЬЕ, ПРИУРАЛЬЕ, БЕЗДЕНЕЖЬЕ, ПРИМОРЬЕ – имена существительные, образованные приставочно-суффиксальным способом.
  • 4) Наречия с приставками, оканчивающиеся не на О:
  • СНОВА = приставка С- + НОВЫЙ + суффикс –А;
  • ВО-ПЕРВЫХ = приставка ВО- + ПЕРВЫЙ + суффикс –ЫХ;
  • ВСКОРЕ = приставка В- + СКОРЫЙ + суффикс –Е;
  • ПО-ОСОБЕННОМУ = приставка ПО- + ОСОБЕННЫЙ + суффикс –ОМУ.
  • 5) Некоторые глаголы:
  • РАЗБЕЖАТЬСЯ = приставка РАЗ- + БЕЖАТЬ + суффикс –СЯ;
  • ВЫСПАТЬСЯ = приставка ВЫ- + СПАТЬ + суффикс –СЯ.
  • 5. ПЕРЕХОД ОДНОЙ ЧАСТИ РЕЧИ В ДРУГУЮ
  • Проанализируем два предложения:
  • ·       В город приехало новое лицо.
  • ·       Я люблю всё новое.

В первом предложении слово НОВОЕ отвечает на вопрос КАКОЕ? (лицо какое? новое) и являетсяименем прилагательным.

Во втором предложении слово НОВОЕ отвечает на вопрос ЧТО? (люблю что? новое) и употребляется уже никак прилагательное, а выступает в роли имени существительного.

Если в ЕГЭ по русскому языку требуется найти слово, образованное переходом одной части речи в другую, то задание формулируется так: Выпишите существительное, образованное путём перехода одной части речи в другую. В этом случае действуем по АЛГОРИТМУ:

1) Ищем в тексте ВСЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

2) Выбираем из них ТО, которое по происхождению является БЫВШИМ ПРИЧАСТИЕМ, или БЫВШИМ ИМЕНЕМ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМ, или БЫВШИМ МЕСТОИМЕНИЕМ (то есть в тексте это слово отвечает на вопросы КТО? ЧТО?, а вне текста (в другом предложении, которое мы сами можем придумать) оно будет отвечать на вопросы  КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? и характеризовать другое имя существительное).

Пример: Как отделить подлинно ГЕРОИЧЕСКОЕ от лжегероизма? (отделить (что?) ГЕРОИЧЕСКОЕ – имя существительное). – Его ГЕРОИЧЕСКОЕ поведение достойно уважения. (поведение (какое?) ГЕРОИЧЕСКОЕ – имя прилагательное).

Пример: Возле сцены у ПРОХОДНОЙ у меня возникает вопрос. (возле сцены (около чего?) у ПРОХОДНОЙ – имя существительное). – ПРОХОДНОЙбалл в этом году высок. (балл (какой?) ПРОХОДНОЙ – имя прилагательное).

Пример: Командир спросил у РЯДОВОГО. (спросил (у кого?) у РЯДОВОГО – имя существительное). – УРЯДОВОГО солдата не так много прав. (солдата (какого?) РЯДОВОГО – имя прилагательное).

Пример: ПРИСУТСТВУЮЩИЕ громко смеялись.(смеялись (кто?) ПРИСУТСТВУЮЩИЕ – имя существительное). – ПРИСУТСТВУЮЩИЕ журналисты задали много вопросов. (журналисты (какие?) ПРИСУТСТВУЮЩИЕ – причастие).

Пример: Я пришёл забрать СВОЁ(пришёл забрать (что?) СВОЁ – имя существительное). – У каждого из нас есть СВОЁ мнение. (мнение (чьё?) СВОЁ – притяжательное местоимение).

  1. Запомните, как правильно пишутся названия способов словообразования в русском языке:
  2. БЕССУФФИКСНЫЙ, СУФФИКСАЛЬНЫЙ, ПРИСТАВОЧНЫЙ.
  3. АЛГОРИТМ выполнения задания В1:

1. Определите, к какой части речи относится указанное слово.

  • 2. Вы определили, что это имя существительное:
  • ·                 если это отглагольное имя существительное, в котором после корня сразу идёт окончание и нет суффикса, то оно образованобессуффиксным способом (например, СПОРЫ, В ПЕРЕХОДАХ, ПРИ ПЕРЕЛЁТЕ);
  • ·                 если это отглагольное имя существительное, которое оканчивается на –НИЕ, -ИЕ, то оно образовано суффиксальным способом (например, УГЛУБЛЕНИЕ, ПРЕДЧУВСТВИЕ);
  • ·                 если это неотглагольное существительное с приставками ПОД-,  БЕЗ-, ПО-, ЗА-, ПРИ- и последними буквами в слове ЬЕ, то оно образованоприставочно-суффиксальным способом (например, БЕЗВРЕМЕНЬЕ, ПОЛЕСЬЕ, ПРИМОРЬЕ);
  • ·                 если это отглагольное имя существительное, которое оканчивается на –ОСТЬ, то оно образовано суффиксальным способом (например, БЕСПОМОЩНОСТЬ, ДОВЕРЧИВОСТЬ);
  • ·                 если это существительное начинается с НЕ, то оно образовано приставочным способом (например, НЕПОНИМАНИЕ).
  • 3. Вы определили, что это имя прилагательное:
  • ·       если это имя прилагательное со значением«отсутствие, нехватка чего-либо», то оно образовано приставочно-суффиксальным способом (например, БЕСХИТРОСТНЫЙ, БЕЗДУМНЫЙ);
  • ·        если это имя прилагательное со значением«нахождение где-либо», то оно образованоприставочно-суффиксальным способом (например, НАТЕЛЬНЫЙ, ПРИВОКЗАЛЬНЫЙ);
  • ·       если это имя прилагательное начинается с НЕ, то оно образовано приставочным способом (например, НЕРАЗБОРЧИВЫЙ).
  • 4. Вы определили, что это глагол:
  • ·       если в этом глаголе есть приставка и её можно отбросить (получится глагол другого вида), то этот глагол образован приставочным способом (например, ПРИДУМАЛ, ПРОЧИТАЛ);
  • ·       если в глаголе есть приставка и суффикс –СЯ и их нельзя отбросить (при отбрасывании либо приставки, либо суффикса получается не существующее в русском языке слово), то этот глагол образован приставочно-суффиксальнымспособом (например, ВЫСПАТЬСЯ, РАЗБЕЖАТЬСЯ).
  • 5. Вы определили, что это причастие:
  • ·       если причастие не начинается с НЕ, то оно образовано суффиксальным способом, независимо от наличия в нём приставки (например, ПРИЛЕТЕВШИЙ, ПРОЧИТАВШИЙ);
  • ·       если причастие начинается с НЕ, то оно образовано приставочным способом (например, НЕПРОЧИТАННАЯ книга).
  • 6. Вы определили, что это деепричастие:
  • ·       деепричастия образуются только суффиксальнымспособом (например, ПРОЛЕТАЯ, ПРИДУМАВ).
  • 7. Вы определили, что это наречие:
  • ·       если наречие оканчивается на –О, то оно образовано суффиксальным способом от исходного имени прилагательного (например, БЕЗЗВУЧНО, БЕСПОМОЩНО);
  • ·       если наречие начинается с НЕ, то оно образовано приставочным способом (например, НЕМНОГО, НЕДАЛЕКО);

если наречие не

Источник: http://natalyasambirskaya86.blogspot.com/2013/10/1.html

Ссылка на основную публикацию