«можно» часть речи?

Что такое часть речи — это общность слов, которую можно выделить, основываясь на схожести и различиях их грамматических и семантических свойств.

  • Что такое часть речи в русском языке
  • Какие бывают части речи
  • Самостоятельные части речи
  • Служебные части речи
  • Как определить часть речи в русском языке
  • Заключение

Основываясь на посвящённой этой теме статье знаменитого российского лингвиста Льва Владимировича Щербы, создавшего вместе с группой других филологов теорию фонемы, доминирующим в лингвистической русистике считается принятие многогранности свойств в целях их классификации.

Беря за критерии вышеуказанные признаки и руководствуясь следующими существенными различиями и сходством, лексемы относят к определённым категориям:

  1. Единство суммарного смысла, как, например, признак признака у наречия.
  2. Единство грамматических закономерностей и словоизменения.
  3. Сходность синтаксических функций.

Дифференциация слов по классам занимала учёных ещё в древности и была актуальна на всех континентах и во все времена, так данным вопросом занимались и древнегреческие философы (Аристотель), и древнеиндийские лингвисты (Панини), и учёные царской России (Мелетий Смотрицкий).

Ввиду того, что в рамках русского языка большинство слов изменяемы, рассмотрим их разделение по морфологическому принципу, который широко пропагандировался представителями фортунатовской школы (названа по имени её основателя Ф.Ф. Фортунатова).

Существуют следующие признаки:

  • определённый порядок преобразования слова;
  • набор грамматических значений;
  • морфологическая структура (например, «как» и «так» – это местоимения, а «грустный» и «весёлый» – прилагательные).

То, к какому классу относится лексема, можно понять, используя лишь типологизацию по морфологическому признаку, однако в других языках использование данного принципа будет не столь очевидным.

Какие бывают части речи

Русистами определены 13 частей речи: 9 самостоятельных и 3 служебных. Рассмотрим каждую из частей речи отдельно.

Самостоятельные части речи

Иначе называются знаменательными. Если посмотреть с позиции синтаксиса, они могут выступать ещё и подлежащим, сказуемым, определением, обстоятельством или дополнением.

Эта категория в общемировых текстах занимает больше половины всего лексического объёма, что видно практически из любого текста. Например: «Это важное событие произошло неожиданно пятнадцатого мая».

Имя существительное

Отвечает на вопросы «Кто?», «Что?».

Может выполнять функции подлежащего или дополнения. С позиции морфологии обладает такими характеристиками, как: род (муж., жен., сред., общ. и обоюдный), число, падеж, нарицательность (нарицательное и собственное).

Например, собака – сущ. ж. р., 1 скл., одушевл., Им. пад., нарицательное.

Остап – сущ. м. р., 2 скл., одушевл., Им. пад., собственное.

Имя прилагательное

Смысловая составляющая: признак объекта.

К нему подходят следующие вопросы: «Какой?», «Чей?».

  • В предложении играет роль определения, согласовываясь с предметами.
  • Выделяют также отдельно краткие прилагательные, чьей отличительной особенностью является их гетерогенность по набору параметров, так, например, очень сложным может быть включение в этот класс таких неизменяемых слов, как бордо.
  • Разряд может быть назван самым устойчивым признаком данного класса (качественный, относительный, притяжательный).

Качественные, несущие в себе признак или качество объекта, могут меняться: усиливаться/ослабляться. Например, самый добрый, преогромный. Достигать изменения степени выраженности признака путём сочетания с наречиями очень (чрезвычайно, бесконечно, крайне и др.). Например, бесконечно глубокое море.

Практически все представители этой группы способны преобразовываться в краткую форму: прекрасен, должен. Также их можно узнать по возможности наличия антонимов: большой – маленький.

Вместе с тем, у качественных прилагательных существуют следующие степени сравнения:

  • Положительная — «длинная дорога»;
  • Сравнительная — «дорога из нашего города в Москву длиннее, чем дорога в Рязань»;
  • Превосходная — «длиннейшая дорога».

Относительные обладают следующими характеристиками:

  • отвечают на вопрос «Какой?»;
  • обозначают признак;
  • не соотносятся с усиливающими их наречиями;
  • имеют только положительную степень;
  • не бывают краткими;
  • не могут иметь антонимов.

Например — деревянный, бумажный, питерский, миллиметровый, телефонный (то есть прилагательные, обозначающие взаимосвязь одного объекта с другим).

Притяжательные прилагательные, как понятно из названия, дают представление о принадлежности объекта другому объекту. Они обладают теми же признаками (с 3-го по 6-й), что и представители предыдущей группы. Например, Верин, Серёжин, мамин, дядин, собачий.

Глаголы

Его можно узнать по вопросу «Что (с)делать?».

В предложении выполняет обязанности сказуемого. Глаголы имеют спряжение (изменение по лицам и числам).

Выделяют:

  1. Переходные (требует присоединения объекта, на который направлено действие, например — «он варит кашу») и непереходные (не сочетаются с дополнением, например — «он стоит»).
  2. Возвратные (например, «обниматься», «радуется») и невозвратные («обняться», «обрадуется»).
  1. Кроме спряжения изменяется также в рамках следующих категорий: наклонения, залог и др.
  2. Что касается изменения по временам, то здесь всё понятно: прошедшее (было), настоящее (есть), будущее (будет).
  3. По наклонениям глагол меняется следующим образом:
  • в изъявительном наклонении: «я пою»;
  • в сослагательном наклонении: «спел бы»;
  • в повелительном наклонении: «спой!».

Числительное

На вопрос «Сколько?» отвечают количественные (девять, восемь, девятнадцать), дробные (семь восьмых, восемь целых три десятых) и собирательные (четверо); на «Какой?» и «Который?» – порядковые (пятый, четырнадцатый).

Первая группа, в свою очередь, делится на:

  • определённо-количественные (десять, сто семьдесят семь) и неопределённо-количественные (несколько, много);
  • на простые, состоящие из одной основы (с 11-ти до 20-ти, тридцать, четыре), сложные, имеющие две основы (восемьсот, шестьдесят) и составные, состоящие из нескольких основ (три тысячи двадцать девять).

Наречие

Смысловая составляющая: признак: предмета, действия (в большей мере) или признака.

Можно определить по вопросам «Где?», «Почему?», «Когда?», «Зачем?», «Куда?» и «Как?». Не изменяется!

Выделяют:

  • Определительные: количественные (крайне, слишком), качественные (ровно), сравнительно-уподобительные (по-мальчишески);
  • Обстоятельственные: по образу действия (по-зимнему, напоказ, поэтому, так, можно, видно), меры и степени (единожды), места (там, здесь), причины (неспроста, поневоле), времени (когда, всегда, иногда, уже, ещё), цели (нарочно).

Местоимение

Выделяют следующие группы:

  • Личные (они);
  • Указательные (такова, этот, те, это);
  • Определительные (каждый, всё, весь, другой);
  • Относительные (сколько, кто, чей, который);
  • Отрицательные (ничей);
  • Неопределённые (кое-кто, где-то, что-то);
  • Притяжательные (свой, твой, мой);
  • Вопросительные (кем, чем).

Междометие

Учёные-языковеды в большинстве своём не относят их ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи. Междометия выражают эмоциональные и волевые проявления одушевлённых предметов.

Существует несколько их классификаций, основанных на их смысловой нагрузке, структуре и происхождении. К ним можно отнести обозначение быстрых действий («тыдыщ!»), фразеологизмы: «Батюшки мои!», «ну вот как-то так».

Причастие

Отвечает на вопрос «Какой?». При этом имеет признаки прилагательного и глагола.

Выделяют действительные (занимающийся, рисующий) и страдательные (поднимаемый, сдаваемый).

Деепричастие

Можно определить, задав вопросы «Что делая?», «Что сделав?».

Образовывается от глагола.

Добавляет дополнительное действие к основному. Обладает признаками как глагола, так и наречия.

От первого достались следующие свойства: возвратность, залог, переходность, вид, от второго перешли роль обстоятельства и неизменяемость.

Примеры: «делая», «сделав», «доделав».

Служебные части речи

Связывают представителей предыдущих классов и играют вспомогательную роль. Например — «Когда на улице холодно, я беру в (руки) книгу и сажусь на ковёр у камина с чашкой горячего какао».

Союзы

Связывают однородные члены и составные части предложений, бывают простыми (если, тоже, пока, чтобы) и составными (как будто).

Предлоги

Обозначают тип отношений субъекта и объекта, обеспечивая возможность подчинительной связи.

Бывают предлоги:

  • пространства («между лужайкой и парком», «около реки», «через дорогу»);
  • времени («на один час», «в пятнадцать минут второго»);
  • причины и цели («для»).

Частицы

Также исполняют вспомогательную роль, помогая окрасить эмоционально самостоятельные части речи. Кроме того, служат дальнейшему словообразованию.

Частицы бывают:

  • Вопросительные: неужели;
  • Указательные: вот;
  • Отрицательные: нет, ни;
  • Выделительные: лишь, только;
  • Усилительные: даже, уж;
  • Противопоставляющие: всё-таки.

Как определить часть речи в русском языке

Итак, чтобы понять, к какой из вышеуказанных категорий принадлежит лексема, необходимо установить:

  1. Во-первых, вопрос, на который оно отвечает, а также, что обозначает.
  2. Во-вторых, какими морфологическими признаками обладает (так, например, у существительного есть склонение, а у глагола спряжение), то есть как оно видоизменяется.
  3. В-третьих, какой частью предложения оно является.

Заключение

Таким образом, на основе семантических, синтаксических и, конечно, морфологических признаков делается вывод о принадлежности слова к вышеперечисленным классам.

Источник: https://1001student.ru/russkij-yazyk/chto-takoe-chast-rechi.html

Какая часть речи слово «можно»?

Слово «мож­но» — это само­сто­я­тель­ная часть речи кате­го­рия состо­я­ния, а так­же меж­до­ме­тие или модаль­ное сло­во в зави­си­мо­сти от кон­тек­ста. Рассмотрим с при­ме­ра­ми, какая часть речи сло­во «мож­но» в совре­мен­ном рус­ском язы­ке.

Узнаем при­над­леж­ность сло­ва «мож­но» к опре­де­лен­ной части речи, или лексико-грамматическому клас­су. С этой целью выяс­ним его обоб­щен­ное зна­че­ние и грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки в пред­ло­же­нии.

«Можно» — это слово категории состояния

Чтобы отне­сти сло­во «мож­но» к какой-либо части речи рус­ско­го язы­ка, рас­смот­рим пред­ло­же­ние:

Сегодня жар­ко, так что мож­но пой­ти на реч­ку иску­пать­ся.

Это сло­во не обо­зна­ча­ет пред­мет (кни­га, рука) как имя суще­стви­тель­ное, при­знак (сол­неч­ный, льви­ный) как имя при­ла­га­тель­ное или дей­ствие (гулять, пла­вать) как гла­гол и т. д. Лексема «мож­но» толь­ко выра­жа­ет модаль­ную воз­мож­ность осу­ществ­ле­ния дей­ствия или раз­ре­ше­ние кому-то что-то делать.

Можно при­сесть рядом с вами на ска­мей­ку?

Его анто­ним — это сло­во «нель­зя».

В соот­вет­ствии с этим обоб­щен­ным зна­че­ни­ем сло­во «мож­но» не отне­сём ни к одной зна­ме­на­тель­ной или слу­жеб­ной части речи, как и подоб­ные лек­се­мы:

  • надо
  • нель­зя
  • жаль
  • бояз­но
  • стыд­но
Читайте также:  Ставится ли запятая во фразе "всё(,) что можно"?

Эти сло­ва выра­жа­ют модаль­ную оцен­ку состо­я­ния субъ­ек­та, его жела­ние, готов­ность, необ­хо­ди­мость и пр. выпол­нить то или иное дей­ствие. В мор­фо­ло­гии совре­мен­но­го рус­ско­го язы­ка их назы­ва­ют модаль­ны­ми безлично-предикативными сло­ва­ми, или сло­ва­ми кате­го­рии состо­я­ния.

В без­лич­ном пред­ло­же­нии рас­смат­ри­ва­е­мое сло­во, как пра­ви­ло, выпол­ня­ет роль пре­ди­ка­та (лат. praedicatum — ска­зу­е­мое).

После  теп­ло­го лет­не­го дождя мож­но схо­дить в лес за гри­ба­ми.

У реки мож­но уви­деть выво­док уток.

Это сло­во не изме­ня­ет­ся, упо­треб­ля­ет­ся в роли глав­но­го чле­на пред­ло­же­ния и обо­зна­ча­ет необ­хо­ди­мость или воз­мож­ность про­из­ве­сти то или иное дей­ствие.

В ином выска­зы­ва­нии это сло­во может при­над­ле­жать к дру­гой части речи.

Слово «можно» — это междометие

Слово «мож­но» выра­жа­ет отри­ца­тель­ное отно­ше­ние к какому-либо объ­ек­ту реаль­но­сти, непри­я­тие чего-либо и даже осуж­де­ние.

Разве мож­но так посту­пать с ней!

Как это мож­но уйти не попро­щав­шись?

В соче­та­ни­ях «раз­ве мож­но», «как мож­но» это сло­во пере­да­ет чув­ства людей, не назы­вая их кон­крет­но. Такой спо­соб­но­стью обла­да­ют меж­до­ме­тия, кото­рые в рус­ском  язы­ке не явля­ют­ся ни само­сто­я­тель­ной частью речи, ни слу­жеб­ной.

«Можно» — это модальное слово

Отметим, что в опре­де­лён­ном кон­тек­сте «мож­но» в соче­та­нии с «ска­зать», «поду­мать» при­над­ле­жит к модаль­ным сло­вам. Тогда эти лек­се­мы обо­зна­ча­ют сте­пень веро­ят­но­сти или допу­сти­мо­сти какой-либо оцен­ки.

Можно поду­мать, она так все­гда  посту­па­ет!

Можно ска­зать, ему неза­чем тут боль­ше оста­вать­ся.

Модальные сло­во­со­че­та­ния «мож­но поду­мать», «мож­но ска­зать» обыч­но высту­па­ют в пред­ло­же­нии в роли ввод­ных слов.

Вводные сло­ва грам­ма­ти­че­ски не свя­за­ны с дру­ги­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния. Их мож­но изъ­ять из выска­зы­ва­ния без ущер­ба для его смыс­ла. Модальные сло­ва в роли ввод­ных обя­за­тель­но отде­ля­ем запя­той от чле­нов пред­ло­же­ния.

Источник: https://RusskiiYazyk.ru/kakaya-chast-rechi/mozhno.html

К какой части речи относится слово «столовая»?

К какой части речи относятся слова «столовая», «военный», «больной»? Формально это прилагательные: эти лексемы имеют род, число, склоняются. Но в то же время эти слова указывают на предмет.

Действительно, сейчас подобные слова воспринимаются как существительные, хотя раньше они относились к прилагательным: «столовая комната», «военный человек», «больной человек». Процесс перехода лексемы в разряд существительных называется субстантивацией.

Однако все эти лексемы могут выступать и в качестве обычных прилагательных. С легкостью определить часть речи лексемы можно по контексту.

Случаи субстантивации

  • Мы вошли в столовую. (вошли куда?)
  • Военные живут неподалеку. (кто?)
  • Надо проверить больного. (проверить кого?)

Примеры с обычными прилагательными

  • Столовая ложка лежала на столе. (Ложка какая?)
  • Военный парад проходит на площади. (Парад какой?)
  • Мы подобрали больного котенка. (Котенок какой?)

Субстантивации могут подвергаться не только прилагательные, которые в этом случае переходят в существительные, но и другие части речи.

  • Причастия: «будущее», «трудящиеся», «командующий».
  • Собирательные числительные: «Трое в лодке, не считая собаки».
  • Порядковые числительные: «На первое будет суп».
  • Числительное «один»:«Один в поле не воин».
  • Наречия: «(наше) вчера, сегодня, завтра».

Субстантивация может быть полной и неполной. Полная субстантивация подразумевает, что слово больше не может использоваться в той части речи, из которой перешло.

Например, слово «горничная» используется сейчас только как существительное.

При неполной субстантивации слово может использоваться в качестве двух частей речи в зависимости от контекста: «великий русский народ» (прилагательное) и «русский – звучит гордо» (существительное).

Теперь вы знаете, как ответить на вопрос, к какой части речи принадлежит слово «столовая». Вы с полной уверенностью можете заявить: «В зависимости от контекста».

Библиографический список

  • Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. — М.: Сов. энциклопедия, 1990.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/597f798c4ffd133ffcc720bd/5a3755875816699a3b28f09f

Поиск ответа

Всего найдено: 143

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, к какой части речи относится слово «немногие»?

Ответ справочной службы русского языка

Прилагательное, которое может употребляться в функции существительного.

Здравствуйте! В чем разница местоимений и местоименных наречий, если многие из них выглядят одинаково: там, где-то и т.п.?

Ответ справочной службы русского языка

Местоимения могут заменять собой разные части речи: существительные, прилагательные, наречия, числительные… Таким образом, местоименные наречия — это разновидность местоимений.

Здравствуйте, подскажите, пожалуйста. «Ничем не_выдающийся» — слитно или раздельно? И к какой части речи относится слово «выдающийся»? Это причастие (суффикс -ющ-) или имя прилагательное? Заранее спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

В этом значении выдающийся — прилагательное. Верно: ничем не выдающийся.

Подскажите, пожалуйста. «Ничем не_выдающийся» — слитно или раздельно? И к какой части речи относится слово выдающийся? Причастие или имя прилагательное?

Ответ справочной службы русского языка

С существительными, прилагательными, наречиями на -о отрицание не пишется раздельно в составе конструкций, усиливающих отрицание. К ним относятся и конструкции с отрицательными местоименными словами нисколько не, никак не, никого не, никому не, никем не, никогда не, никуда не, никакой не, ничего не, ничему не, ничем не и т. п.

Поэтому верно: ничем не выдающийся.

Подскажите, пожалуйста. К какой части речи относится слово «приемлемый»? Это страдательное причастие с суффиксом -ем? Как тогда стоит писать: неприемлем или не приемлем (ведь частица не с краткими причастиями пишется раздельно)?

Ответ справочной службы русского языка

Приемлемый — прилагательное. Оно пишется с не слитно или раздельно в зависимости от контекста.

Здравствуйте! У меня возник один вопрос по поводу определения части речи в этих словах: «утром, днём, в потёмках». Предложение: «Они светят и утром, и днём, и в потёмках» Как я поняла «утром, днём, потёмках» — наречия. Почему «потёмках» — наречие?

Ответ справочной службы русского языка

В потемках — наречное выражение. Потемки — существительное.

Подскажите, пожалуйста, как правильно: «Количество товара ограниче(НН)о». Дополнений в предложении нет.

Ответ справочной службы русского языка

Вы задали вопрос, на который не так просто ответить, потому что прописанная в руководствах по орфографии рекомендация основана на смысловом критерии, допускающем разные трактовки и приводящем к разным орфографическим решениям. Попробуем сформулировать точки зрения лингвистов коротко.

1. Правильно написание Количество товаров ограничено. В этой фразе отглагольное образование является причастием. Ограничено – это форма глагола ограничить, обладающая глагольным значением 'поставить в какие-либо границы, рамки; стеснить какими-либо условиями'.

 Признак ограниченности процессуальный, временный: он существует столько, сколько длится акция. В ситуации, описываемой фразой Количество товаров ограничено, обязательно присутствует какой-то субъект (например, руководитель компании), который ограничил количество товаров.

 

2. Правильно написание Количество товаров ограниченно. Отглагольное признаковое слово можно считать формой прилагательного ограниченный. В толковых словарях это прилагательное толкуется так: 'небольшой, незначительный' (Ограниченные средства.

 Соль следует употреблять в ограниченном количестве. Ограниченный обзор. Ограниченный круг знакомых. Человек ограниченных способностей) и 'c недостаточными знаниями, с узким кругозором' (Очень ограниченный и самоуверенный человек. Ограниченные люди редко сомневаются в своих способностях).

 В разбираемой фразе реализуется первое значение прилагательного: количество товаров ограниченно означает, что товаров немного, незначительно, мало. И это вполне может быть связано не с волей некоего субъекта, а с тем, что товар просто заканчивается.

Соответствует этому рассуждению пример из «Русского орфографического словаря»: наши возможности ограниченны. 

3. Есть и еще одна – отчасти примиряющая – позиция. Во фразе возможны оба смысла, они нейтрализуются, то есть не различаются.

Пишущий не обязан знать обо всех нюансах ситуации, к тому же они могут быть скрыты (не всегда компания, сообщающая об ограничении товаров, готова обнародовать истинные причины своих действий). Далее рассуждения переносятся с одного частного случая на весь корпус кратких отглагольных образований.

При нейтрализации возможны две стратегии нормирования: 1) признать допустимой вариативность написаний, 2) утвердить один вариант – с н или нн. Первая стратегия отражает лингвистическую сущность явления, но она приведет к разнонаписаниям. А это представляется плохим решением и для орфографии, и для пишущих.

Вся многовековая эволюция русского письма подчинена движению к унификации, отказу от вариативности, даже лингвистически обоснованной. Например, вполне возможно вариативное написание многих наречий и ученые не раз предлагали узаконить его.

Однако всякий раз дискуссия приходила к тому, что орфографическая вариативность неудобна: пишущему все равно придется выбирать между двумя вариантами и двоякие написания будут мешать формированию зрительного облика слова, очень важного для приобретения навыка беглого чтения. 

Из сказанного вытекает предложение, сейчас осторожно высказываемое некоторыми лингвистами при обсуждении этой болезненной темы. Можно было бы установить единое написание, не требующее различения кратких причастий и прилагательных.

Если такой выбор делать, то закреплять нужно написание с одним н, так как именно варианты с одним н абсолютно преобладают в практике письма.

В пользу такого решения говорит и то, что в устной речи мы не используем для подобных слов никаких сигналов «причастности» или «прилагательности» и это никак не мешает взаимопониманию.

Конечно, возникает вопрос, что делать с теми несколькими словами, на которых традиционно объясняют правила об орфографическом различии кратких причастий и отглагольных прилагательных (например: воспитана – воспитанна, образована – образованна, рассеяна – рассеянна).

 Прилагательные этой группы можно оставить исключениями из общего правила о написании с одним н, а можно подвести и под общее правило.

В пользу второго решения говорят современные исследования, показывающие, что даже в грамотном узусе (в текстах, прошедших редакторскую и корректорскую обработку) устойчиво не различаются соотносимые краткие причастия и прилагательные, а во многих случаях различить две части речи оказывается просто невозможно, как в предложении Количество товаров ограничен(?)о.

Здравствуйте! К какой части речи отностя сотрудники «Грамоты» слово необлагаемый? Вопрос связан с написанием не. Раздельно или нет. Если по Розенталю, это прилагательное, тогда независимо от наличия зависимых слов писать надо слитно… Если же причастие, то — раздельно.

Читайте также:  Предложить низкую цену в тендере или на тендере?

Ответ справочной службы русского языка

Это причастие.

Здравствуйте! В отрывке «…И днём, и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом» учитель в 4-м классе исправил ребенку в домашнем задании обозначенные части речи: над «днём» и «ночью» указал «наречие», зачеркнув «существительное».

Наречие изучалось 1 урок, подразделения на «наречия времени» и т.д. в учебнике перед этим упражнением нет. Буду признательна за Вашу помощь, как объяснить ребенку, почему это наречие, а не существительное, ребенок исходил из того, что «день» и «ночь» — это существительные.

Как его в этом разубедить? 🙂 Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

На наш взгляд, этот вопрос принципиально нерешаем в рамках лингвистической теории в четвертом классе. Можно обратиться к фундаментальной исследовательской литературе, но и там ответ вряд ли будет однозначным.

Возможное «детское» объяснение: формы днем и ночью приобрели самостоятельное временнОе значение (отвечают на вопрос когда? — «в определенное время суток»), и по сути стали самостоятельными словами (наречиями).

Пожалуйста, ответьте! Третий день очень ждём. Объясните, пожалуйста, почему на вопрос (№ 294975 (Подскажите, востребованны, в предложение ниже, с одно н, или двумя? Не секрет, что опытные менеджеры по продажам более востребованны, да и денег получают больше) вы ответили (ответ уже удалён): Верно: востребованы.

С двумя н эта форма не пишется. ?? А почему в других ответах вы признаёте существование этой формы?? № 279526 Скажите, пожалуйста, в выражении «деятельность абсолютно востребована» сколько н в слове «востребован/нна»? Ответ справочной службы русского языка Две Н: востребованна. № 264690 1.

Как правильно писать: эти программы востребованы или востребованны; дети на сцене раскованы или раскованны? Ответ справочной службы русского языка 1. Верно: востребованны. № 264757 1.

Помогите, пожалуйста, как надо писать слово ВОСТРЕБОВАНЫ (например, эти словари востребованы или востребованны)? Ответ справочной службы русского языка 1. Верно: эти словари востребованны; эти словари востребованы читателями.

№ 262989 Ответ справочной службы русского языка Количество Н зависит от того, краткая форма какой части речи перед Вами: востребована (краткое причастие) и востребованна (краткое прилагательное).

№ 262725 Ответ справочной службы русского языка Это слово может выступать как краткое прилагательное или как краткое причастие, с чем и связаны различия в написании. В Вашем примере следует написать две Н (это краткое прилагательное). № 216831 Ответ справочной службы русского языка Они здесь, в Юрге, нужны и востребованны_. № 213632 Ответ справочной службы русского языка Здесь верно (если нет зависимых слов): будет востребованна. ???

Ответ справочной службы русского языка

Написание краткой формы слова востребованный представляет собой орфографическую проблему. Правила 1956 года и вслед за ними Д. Э. Розенталь предлагали писать краткие причастия с одним н, а соотносимые с ними отглагольные прилагательные с двумя.

Так, одним и двумя н различаются причастия и прилагательные во фразах: Она воспитана дальней родственницей — У нее хорошие манеры, она воспитанна; Она избалована хорошими условиями — Она капризна и избалованна. Прилагательные отличаются от причастий тем, что имеют качественное значение и могут образовывать сравнительную степень.

Есть и другие показатели «причастности» и «прилагательности», но в орфографических справочниках указываются именно эти.

Если руководствоваться такими рекомендациями, слово востребованный во многих контекстах можно отнести к прилагательным.

 Оно часто имеет качественное значение 'нужный, своевременный' и при этом образовывает сравнительную степень: эти товары востребованнее, чем другие.

Из приведенного правила следует, что в востребованный может быть прилагательным и в его кратких формах нужно писать два н. 

Однако практика письма иная: в ней абсолютно преобладает написание с одним н. Более того, такое написание соответствует рекомендации «Русского орфографического словаря» РАН. Получается, что с двумя н эта форма не пишется. 

Можно предположить, с чем связана словарная фиксация с одним н. В толковых словарях слово востребованный как прилагательное не отмечается, в отличие от воспитанный, избалованный и других отглагольных прилагательных, давно существующих в русском языке.

По нашим наблюдениям значение 'нужный, своевременный' появилось у слова востребованный относительно недавно. А словари всегда немного отстают от развития языка.

Не зафиксированное толковыми словарями прилагательное не попало и в орфографический словарь.

Но почему не распространяется написание с двумя н (по правилу!) в практике письма?  Дело в том, что пишущие нарушают правило о кратких причастиях и прилагательных и во многих других случаях.

И количество не соответствующих правилам написаний столь велико, что впору задуматься, не говорит ли это о том, что само правило не соответствует норме письма.

Может быть, нормой стало написание прилагательных с одним н и только несколько пар типа воспитана – воспитанна еще более или менее устойчиво различаются. Также есть основания предполагать, что это вовсе не изменение нормы, а так было и раньше. Еще Д. Э.

Розенталь в своих наиболее полных справочниках отмечал, что есть отглагольные прилагательные, которые пишутся с одним н, а в некоторых случаях выбор н и нн обусловлен синтаксически: при наличии дополнения пишется н, а при его отсутствии – нн. 

Эта проблема не осталась без внимания ученых. Правило в полном академическом справочнике 2006 года было сформулировано несколько иначе, чем в своде 1956 года и у Д. Э.

Розенталя: «Краткие формы прилагательных на -нный пишутся с одним н, если эти прилагательные требуют зависимых слов и не имеют формы сравнительной степени.

Примеры: привязанный к кому-либо 'испытывающий привязанность' – Она к нему очень привязана; исполненный чего-либо 'полный, проникнутый' – Душа исполнена печали; наслышанный о чём-либо 'хорошо осведомленный' – Мы наслышаны о его проделках».

При этом в «Русском орфографическом словаре» для отглагольных прилагательных указано, что при наличии дополнения они пишутся с н, а при отсутствии – с нн, например: её интересы ограничены домом и детьми и наши возможности ограниченны, она самоуверенна и ограниченна (см. словарную статью для слова ограниченный). 

Вот такая непростая ситуация. Пока правило не изменено, мы рекомендуем писать в соответствии с ним, хотя иногда колеблемся. Однако нужно признать, что на данный момент ни написание н, ни написание нн в кратких формах прилагательного востребованный считать ошибкой нельзя. 

Добрый день! Скажите, пожалуйста, правильно ли проставлены запятые в предложении: «На данный момент, сумма кэшбэка может отображаться неверно, но, в процессе обработки заказа, кэшбэк поступит правильно на Ваш баланс.» И в роли какой части речи выступает «в процессе обработки заказа»?

Ответ справочной службы русского языка

В этом предложении нужна только одна запятая перед но. Обратите внимание, что вторая часть предложения составлена небезупречно, и ее лучше перестроить: На данный момент сумма кешбэка может отображаться неверно, но в процессе обработки заказа на Ваш баланс поступит правильная сумма.

Если Вы имеете в виду синтаксическую роль, которую выполняет словосочетание в предложении, то это обстоятельство времени.

Здравствуйте, к какой части речи относится слово «онлайн», хотелось бы, чтобы это было не только существительное, но ещё и наречие) Вжух!

Ответ справочной службы русского языка

Так и есть. Это существительное (работать в онлайне) и наречие (выполнять задания онлайн).

Добрый день, помогите пожалуйста определить как писать слово слитно или раздельно? Как определить к какой части речи оно относится? Предложение «Если вам неизвестна точная дата, укажите 31 декабря» Вопрос в написании слова: «неизвестна» или «не известна» Какое правило русского языка помогает определиться с написанием этого слова. Заранее большое спасибо))

Ответ справочной службы русского языка

Неизвестна – краткое прилагательное. Не с краткими прилагательными может писаться и слитно, и раздельно – в зависимости от того, какой смысл нужно подчеркнуть. Раздельное написание подчеркивает отрицание (отрицается известность), слитное написание подчеркивает утверждение (утверждается неизвестность). Окончательное решение принимает автор текста.

Здравствуйте. В школе нас учили, что сочетание «категорически запрещается» является нарушением лексической нормы. Является ли нарушением сочетание «строго запрещается»? И допустимы ли вообще какие-либо наречия или др. части речи в сочетании с «запрещается»?

Ответ справочной службы русского языка

Эти сочетания лексически корректны.

Кто знает, глаголы с разным управлением считаются полными омонимами или омоформами?

Ответ справочной службы русского языка

Омоформы — разновидность омонимов. Одинаковые глаголы с разным управлением — это либо многозначные слова, либо полные лексические омонимы.

Основным видом омонимов являются лексические омонимы – слова одной и той же части речи, имеющие одинаковое звучание, написание и грамматическое оформление, но разное значение.

Если между значениями многозначного слова прослеживаются смысловые связи, основанные на разных типах переноса наименования, то у омонимов значения не связаны между собой, у них нет общих смысловых компонентов (в отличие от разных значений многозначного слова). Омонимы являются разными словами.

Фонетические омонимы (омофо́ны) – это слова, различно пишущиеся, но одинаково произносящиеся (за счет редукции и оглушения/озвончения), например, код – кот, пруд – прут, обессилеть – обессилить, пребывать – прибывать.

Грамматические омонимы (омофо́рмы) – это разные слова, совпадающие в отдельных грамматических формах. Так, например, глаголы лететь и лечить совпадают в форме 1 лица единственного числа настоящего времени – лечу; мой – форма повелительного наклонения глагола мыть и притяжательное местоимение; печь – глагол и существительное.

Читайте также:  "на счет" или "насчет", как писать, раздельно или слитно?

Графические омонимы (омо́графы) – слова, одинаково пишущиеся, но различно произносящиеся за счет различия в ударении: за́мок – замо́к, му́ка – мука́, па́рить – парио́ть.

Источник: http://new.gramota.ru/spravka/buro/search-answer?s=%D0%A7%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%20%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B8&start=60

Части речи в английском языке: образование, как определить самостоятельные и служебные части речи

Greetings, ladies and gentlemen! В сегодняшней статье мы рассмотрим следующие вопросы: что такое части речи в английском языке, какая существует классификация частей речи и их образование.

Каждое слово, которое вы произносите в предложении, относится к определенной группе. Эти группы и называются частями речи (parts of speech).

Кроме этого, каждое слово выполняет свою функцию в предложении. По большому счету, все эти понятия нам знакомы еще со школьной скамьи. Но в разрезе частей речи существует разница между русским и английским языком.

Части речи в английском языке являются более обширным понятием. В английском намного шире переходные зоны, где границы между частями речи не просто размыты, а стёрты. 

Пройдите тему в онлайн тренажере: 

Классификация частей речи в английском

Части речи в английском языке делятся на самостоятельные и служебные.

Самостоятельные части речи в английском языке

Самостоятельные части речи — это слова, которые имеют самостоятельное лексическое значение (например, «table» – стол. Произнося это слово, сразу появляется четкое представление того, что оно значит).

К самостоятельным частям речи относятся:

Глагол (verb)

Глагол (verb) – часть речи, которая обозначает действие или состояние. В зависимости от значения и роли в предложении глаголы бывают смысловые (notional), служебные (semi-auxiliary), вспомогательные (auxiliary).

  • Все английские глаголы делятся на правильные и неправильные (regular and irregular).
  • Как учить английские неправильные глаголы?
  • Помимо этого глаголы в личной форме обладают такими категориями: лицо (person), число (singular/plural), аспект (aspect), время (tense), залог (voice) и наклонение (mood). 

Примеры: run, must, be, paint, love, sleep.

Неличные формы глагола (verbals):

Инфинитив (Infinitive): I want to live abroad; It is important to study foreign languages.Герундий (Gerund): I enjoy swimming; He is looking forward to moving back to Japan.Причастие (Participle):

  • Participle I (V+ing) – This situation is humiliating; He ran shouting something.
  • Participle II – Published in 1900, the story was adapted into a film in 1939; She looks annoyed.

Существительное (noun) 

Существительное (noun) — это часть речи, обозначающая предмет, живые существа, абстрактные понятия или явления. Отвечает на вопросы: «Кто?»; «Что?».

  1. Все существительные делятся на нарицательные (common), собственные (proper) и конкретные (concrete).
  2. Также существует классификация на исчисляемые и неисчисляемые (countable and uncountable nouns).
  3. Имя существительное обладает категориями рода (gender), числа (number) и падежа (case).

Примеры: a flower, Henry, tea, time, money, water.

Прилагательное (adjective)

  • Имя прилагательное (adjective) — это часть речи, обозначающая признак предмета, лица или явления.
  • По характеру признака все прилагательные можно разделить на качественные (qualitative) и относительные (relative).
  • По принципу словообразования они бывают простыми (simple), производными (derived) и сложными (compound).
  • Также прилагательные обладают степенями сравнения (degrees of comparison): положительной (positive degree), сравнительной (comparative degree) и превосходной (superlative degree).

Примеры: beautiful, nice, tall, happy, big – bigger – the biggest, good – better – the best.

Местоимение (pronoun)

Местоимение (pronoun) — часть речи, указывающая на предмет или качество предмета, не называя его. Местоимения обладают категориями рода и числа. В английском языке существует несколько групп местоимений:

  • Личные и притяжательные (personal and reflexive): he, his, his; she, her, hers, I, my, mine.
  • Возвратные (reflexive): myself, herself, himself, ourselves.
  • Указательные (demonstrative): this, that, those, these.
  • Вопросительное (interrogative): who, what, which, whose, whom.
  • Определительное (defining): every, all, each, everybody, everyone, both, either, other, another.
  • Неопределенные и негативные (indefinite and negative): some, any, no, none, one, many, much, little, few.

Числительные (numerals)

Числительные (numerals) — части речи, обозначающие количество и порядок предметов при счете. Они бывают порядковыми (ordinal numbers) и количественными (cardinal numbers).

Примеры: one, the first, twenty-eight, thirtieth.

Наречие (adverb)

Наречие (adverb) — часть речи, обозначающая характер действия и отвечающая на вопросы: «Как?»; «Где?»; «Когда?»; «Почему?»; «Каким образом?» (How? Where? When? Why? In what manner?).

Наречия также делятся на группы: наречия места (place), времени (time), образа действия (manner), частоты (frequency), степени (degree).

Примеры: happily, well, badly, quickly, fast.

Служебные части речи в английском языке

Служебные части речи выполняют вспомогательную роль и как бы «обслуживают» самостоятельные части речи.

К ним относятся:

  • Артикль (article) — определенный (the), неопределенный (a/an) и нулевой (отсутствие артикля) – «zero article».
  • Предлог (preposition) — служебная часть речи; соединяет слова и может выражать совершенно разные отношения. В английском языке есть предлоги времени, места, цели, причины и прочие: at, in, on, to, towards, under.

Предлоги времени и места в английском

At, On или In — какой предлог выбрать?

  • Союз (conjunction) — служебная часть речи, соединяет предложения: and, but, because, so, that’s why, or.

Междометия не относятся ни к служебным, ни к самостоятельным частям речи, так как они не имеют значения и не обслуживают самостоятельные части речи. Они служат для передачи чувств.

Например: ah, eh, alas, er, hey, uhm etc.

Как определить часть речи в английском языке

Отличать части речи можно по тому, как конкретное слово функционирует в предложении. Вы можете пользоваться небольшими подсказками, которые легко найти в предложении.

Например:

  • У существительного перед словом может и должен стоять артикль «a», «an», «the» или слово «some».
  • Глаголом заканчивается фраза «let us…».
  • Прилагательное идет после фразы «you are very…».
  • Окончание «-ly» образует наречие, если его добавить к прилагательному.

В английском языке иногда трудно определить, какой частью речи является слово в предложении.

Например, у одного и того же слова может быть множество значений, и оно может выступать разной частью речи. Для примера всем известное слово «book» может выступать как прилагательным, так и существительным, и даже глаголом. 

Give me this book please. – Дай мне эту книгу, пожалуйста (существительное).I want to book a hotel. – Я хочу забронировать отель (глагол).I met her in a book shop. – Я встретил ее в книжном магазине (прилагательное).

Образование частей речи в английском языке

Очень часто студенты путаются с частями речи и, пытаясь пользоваться уже знакомыми словами, используют глагол вместо существительного или прилагательного и т.д.

Чтобы не сбиться с толку и знать, какое слово употребить, нужно учитывать правила словообразования, тогда вы сможете без труда «превратить» существительное в прилагательное или в глагол и наоборот.

Давайте рассмотрим некоторые методы словообразования:

  • Конверсия. Этот метод часто применяется к существительным и прилагательным, из них можно сделать глагол, не меняя при этом ни написание, ни произношение.

Например: master (хозяин) – to master (управлять), water (вода) – to water (поливать), house (дом) – to house (размещать), empty (пустой) – to empty (опустошать) white (белый) – to white (белить)

  • Словосложение. Используя этот метод, можно из двух существительных сформировать новое, просто объединив их.

Например: airfield – аэродром (air – воздух, field – поле), schoolday – школьный день (school – школа, day – день), birthplace – место рождения (birth – рождение, place – место).

  • Если два существительных следуют подряд, то первое автоматически становится прилагательным, которое описывает следующее за ним существительное.

Например: two year guarantee – двухлетняя гарантия (two years – два года, guarantee – гарантия), shop window – витрина (shop – магазин, window – окно), horse races – лошадиные бега (horse – лошадь, races – бега).

  • Аффиксация. Это тот способ, при помощи которого можно сразу распознать, что перед нами за часть речи или сформировать новое слово, перевести его из одной части речи в другую.

Вот самые распространенные суффиксы для некоторых частей речи:

Таблица: Образование частей речи в английском языке

Часть речи Суффикс Примеры
Существительное (Noun) -er -or -(t)ion -ness -ment -hood-ship writer, worker, singer actor, sailor, supervisor communication, pollution, admission happiness, goodness, weakness excitement, enjoyment childhood, brotherhoodfriendship, membership, partnership
Глагол (Verb) -ise/-ize -ify-en modernise, industrialize electrify, terrifyshorten, deepen, darken
Прилагательное (Adjective) -able/-ible -ive -ous -ful-less readable, countable, edible, flexible active, passive dangerous, furious hopeful, useful, forgetfuluseless, harmless, cloudless

Заключение

Таким образом, используя некоторые правила и подсказки, которые дают вам сами слова, можно легко определить, к какой части речи они относятся и, следовательно, правильно и грамотно использовать их в речи.

Для того, чтобы лучше разбираться в грамматических нюансах, лучше изучать части речи последовательно, начав, к примеру, с глаголов и переходя к служебным частям речи далее. Тогда у вас не будет никакой путаницы и сложностей в употреблении.

Good luck with your evolving English!

Большая и дружная семья EnglishDom

Источник: https://www.EnglishDom.com/blog/chasti-rechi-v-anglijskom-yazyke/

Ссылка на основную публикацию