В слове «ночлег» почему не ставится мягкий знак?

Posted on 12.11.201812.11.2018

Правила написания мягкого знака ь

В слове

Укажи Форму Глаголов и вставь где нужно мягкий знак.1) Сонного 4) С кем проведешь*ся,от того и набереш*ся 5) Не станеш*.

Урок русского языка в 3-м классе по теме «Мягкий знак (Ь) на конце имен существительных после Садитесь. Сегодня урок русского языка проведу я. арестуешь меня, и под видом пленника проведёшь меня в Башню.

Возьми с собой отряд, но в присутствии На мягкий знак или и краткое – не важно.

Новый год на носу. Весь мир впадает в благостный покой и ожидание.

Примеры глаголов с мягким знаком после шипящих

Вот и мы тут сидим — ждем, пока нас откопают. Носом в снег, можно сказать, если не хуже. Целый год в кризисе — привыкли. И вообще, ты что, и газет не читаешь? Шучу — это я так правительство в конце года похвалил. Знаешь ведь, кругом Вовины шпионы. Проколемся, сразу ему в Белый дом донесут. Ну и шутки у тебя перед праздником-то.

Они что нам свинью подложили? Свинья в прошлом году. Тигра они нам прислали… — Слава богу. Ты им от нас тоже тигра пошли. Только с полосками не поперек, а вдоль. Я что, напрасно нанотехнологов поддерживаю, или президентский кадровый резерв зря создавал?

В слове

Пусть молодые да ранние включат мозги — нового тигра и выведут, да хоть бы и с искусственным интеллектом. Только вот хорошо бы от ближних соседей показывает в сторону Белого дома разработку засекретить.

Научился же ты за полтора года туману напускать — раньше таким не. Что страшное-то, если не тигр? Тогда это Вовины штучки.

Ему, видно, лигачевская антиалкогольная компания во сне снится — вот он и предлагает разобраться с российским питием раз и навсегда.

Кругом его уши, а может, и глаза озирается по сторонам. Но еще не понятно.

В слове

Ходорковский, Гуцериев, заграница, тюрьма, Вова. Это то, о чем я сейчас подумал?!! Творкович вынимает из папки бумаги и показывает шефу. Тот в ужасе смотрит и начинает лихорадочно мучить мобильник.

Рычит только по ночам. Мы вам тоже пришлем.

  • Как пишется слово «семнадцать» или «семьнадцать»?
  • Как правильно пишется слово проведешь?
  • Конспект урока по русскому языку «Правописание слов с разделительным мягким знаком» Для 2 класса

И расскажите нам о вашей проблеме. Я узнала, что у вас открылось детективное агентство, и сразу решила обратиться именно к. У меня есть знакомый — Ь. Я знаю его как доброго друга звуков, который смягчает согласные. Как правило, он всегда стоит либо в конце слова, либо в середине. Но вдруг я стала замечать за ним странные действия.

Мне кажется, что мягкий знак сошёл с ума.

Как правильно пишется слово проведешь?

Он встал встревать в слоги-слияния, делить сочетания согласной и гласной букв. Я ему делаю замечания, напоминаю, что и без него согласные в этих слогах мягкие, но он в ответ бурчит, что так надо по правилу, потому что он Разделительный мягкий знак.

Объясните мне, что это за знак, какому правилу он подчиняется и зачем ему надо делить слоги-слияния. Мы согласны Вам помочь, и постараемся к концу урока ответить на ваши вопросы. Введение в тему, актуализация знаний. Но сначала попробуем сформулировать проблемный вопрос урока?

В слове

На какой вопрос мы должны ответить? Такие блокноты у каждого на столе.

В слове

А еще детектив должен уметь красиво и разборчиво писать. Чтобы потом самому не запутаться в своих записях. Поэтому, сегодня мы рассмотрим конкретные примеры, в которых ненароком можно перепутать два знака: Тема несложная, теряться в ней нечего.

В слове «ночлег» почему не ставится мягкий знак?

Коньяк хорош, когда вьюга Эти слова объединяет не только понятное желание согреться в неспокойную зимнюю погоду, но и мягкие знаки, занявшие свои законные места согласно существующему правилу. В школьном учебнике можно его найти и освежить в памяти. Следующую за мягким знаком согласную мы произносим мягко.

Напротив, за приставкой всегда пишется знак твёрдый.

Видеоурок по русскому языку «Разделительный мягкий знак»

Если вы догадались, это конь и як. Нас на мякине не проведешь: Не забывайте про твёрдый знак между корнем и приставкой, чтобы не вгонять в краску братьев Винчестеров главных действующих героев фильма.

Между ними образовалось идеальное местечко для твёрдого знака. От фанатов русского языка — фанатам Винчестеров и всем остальным: Мы отдельно отметим, что в них пишется только твёрдый знак, а не мягкий, и забывать о нем .

Источник: http://ziekaiwelccha.tk/znakom/provedesh-s-myagkim-znakom-ili.php

Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

  •                                                     Конспект урока
  • Предмет                                                           Русский язык         2 класс
  •  Тема урока.                                                  Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука
  •  Цель урока: Научить детей определять способы обозначения мягкости согласного на письме.
  • Задачи урока

1.

Развивать умение писать мягкий знак для обозначения мягкости согласного на конце слова.

2.Развивать умение объяснять орфограмму графически.

3.Развивать речь, орфографическую зоркость, внимание, умение ставить учебные цели, анализировать и обобщать.

4. Формировать интерес к рус. яз., привлекать внимание детей к «живому» слову.    

Оборудование урока:

  1. Персональный компьютер с программой PowerPoint, медиа-проектор.
  2. Условные знаки для рефлексии.
  3. Учебник русского языка под редакцией Р.Н. Бунеева.

1. Организационный момент.

Учебная цель: активно включиться в учебный процесс

Цель: Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс. Создание ситуации успеха для каждого учащегося.

Задача:  активизировать внимание  учащихся при помощи словесных методов.

Методы организации работы учащихся: словесные методы.

             Деятельность учащихся Деятельность учителя
Учитель читает слова:В лес примчался первый снег.Попросился на ночлег . . .

  1. Перепуганный не в шутку,
  2. Примерять стал зайчик шубку!
  3. Без иголки, без портного
  4. Шубка новая готова!
  5.  — Сегодня мы совершим путешествие в зимний лес

                           2. Актуализация знаний учащихся.

  • Цель: организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового материала.
  • Задача: организовать фиксацию затруднений в выполнении  учащимися задания.
  • Методы организации работы учащихся: словесные, наглядные методы.
             Деятельность учащихся Деятельность учителя
  Зима. Выпал пушистый снег. Он покрыл землю белым ковром. В лесу стоит тишина. Красивы деревья и кусты в снежном уборе. Зелены только сосна и ел_ .

  1. ( а, у, ы).
  2.  — а, о, у, ы, э.
  3. ( и, е).
  4.  — е, ё, и, ю, я.
  • Прочитайте текст (слайд 1):
  •  — В выделенных словах назовите гласные буквы, которые обозначают твердость предшествующих согласных звуков. 
  •  — Какими гласными буквами обозначают твердость согласных звуков?  
  •          — В выделенных словах назовите гласные буквы, которые обозначают  мягкость  предшествующих согласных звуков. 
  •  — Какими гласными буквами обозначают мягкость согласных звуков?                            
                                        Физминутка для глаз.

                                 3. Изучение нового учебного материала.

  1.     Учебная цель: научиться определять способы обозначения мягкости согласных на письме, писать «ь» для обозначения мягкости согласного на конце слова.
  2.     Цели и задачи:  — организовать подводящий  диалог по проблемному объяснению нового знания;
  3. — организовать уточнения и согласования темы урока;
  4. -соотнесение нового знания с правилом в учебнике;
  5. — развивать диалогическую речь детей.
Деятельность учащихся Деятельность учителя
  • (ел_).
  • (ель)
  • (он мягкий)
  • (мягким знаком)
  • (в конце слова)
  • обозначение «ь» мягкости согл. звука в конце слова

с.112, упр. 185

  1. – произнесите последнее слово, как оно написано. Объясните его смысл. Имеет ли это слово отношение к нашему тексту.
  2. – произнесите слово так, чтобы оно подошло по смыслу к тексту.
  1. — назовите согласный звук, опишите его
  2. — как на письме обозначить мягкость согл. звука
  3. — в какой части слова надо обозначать мягкость

     3) – итак, тема нашего урока . . .     4) – работа с правилом (Р.Н.Бунеев, «Русский язык» 2 кл.) с.113

                                                  Физминутка
  •    Формы и методы изложения нового учебного материала:  По преимущественному источнику получения знаний: словесные, наглядные, практические, объяснительно-иллюстративный, работа с учебником, постановка проблемы урока, её обсуждение.
  •    Основные формы и методы организации индивидуальной деятельности учащихся: частично поисковый метод, самостоятельная работа, работа с текстом правила.
  •     Критерии определения уровня внимания и интереса учащихся
  •     к излагаемому педагогом учебному материалу: качественное   выполнение заданий, вопросы по излагаемому материалу.
  •     Методы мотивирования учебной активности учащихся в ходе
  •     освоения нового учебного материала:  слово учителя, работа
  •      с  учебником, подготовка   проблемных вопросов,   создание ситуации успеха.

                                          4. Закрепление учебного материала.

  1. Учебная цель: закрепить навыки обозначения мягкости согласного на письме, писать «ь» для обозначения мягкости согласного на конце слова на практике.
  2. Цели и задачи учителя: — организовать усвоение детьми способов обозначения мягкости согласного на письме, писать «ь» для обозначения мягкости согласного на конце слова.
  3. Формы и методы достижения поставленных целей: словесные (беседа), практические,  учебно-познавательные, сочетание различных видов деятельности.
  4. Критерии, позволяющие определить степень усвоения учащимися нового учебного материала: качественное выполнение заданий в тетради, устные ответы на вопросы, оценка деятельности учащихся на уроке.

Возможные пути и методы реагирования на ситуации: при не усвоении частью учеников  нового учебного материала рекомендую использовать работу с текстом правила. Выделения ключевых слов с помощью учителя.

Деятельность учащихся Деятельность учителя
  • Самостоятельная работа учащихся(проверка слайд 2)
  • февраль
  • январь, декабрь
  • Практическая работа учащихся.
С.113, упр. 187 и 188.

  1.  — отгадайте загадку:
  2. По ночам мороз силен,
  3. Днем капели слышен звон.
  4. День прибавился заметно,

Что, скажи за месяц это. . . (загадки про другие зимние месяцы) — обратите внимание на согласн. звуки в конце слова. Что вы можете сказать о нем? — как на письме обозначить мягкость согл. звука на конце слова? Запишите названия зимних месяцев по порядку. Обозначьте мягкость согл. звука.

5. Самостоятельная работа.

  • Учебная цель: упражняться в написании слов с обозначением мягкости согласного, «ь» на конце слова.
  • Цели и задачи учителя: — организовать выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий. 
  • Формы и методы достижения поставленных целей: словесные, учебно-познавательный, практические.

Критерии, позволяющие определить степень усвоения учащимися нового учебного материала: качественное выполнение заданий в тетради, устные ответы на вопросы. Оценка деятельности учащихся на уроке.

Возможные пути и методы реагирования на ситуации: при не усвоении частью учеников нового материала рекомендую работу по вопросам учителя

Деятельность учащихся Деятельность учителя
  1. (животных и птиц)
  2. (медведь, рысь, снегирь, глухарь, лось)
  3. Два ученика у доски
  •  — кого мы можем встретить в зимнем лесу?
  •  — отгадайте загадки, отгадки запишите, обозначьте изученную орфограмму.
  • Проверка слайд 3.
  1. 6. Рефлексия
  2. Цель и задачи : обобщить, сделать выводы, самооценка.
  3. Формы и методы достижения поставленных целей: словесные.
Деятельность учащихся Деятельность учителя
—  научиться определять способы обозначения мягкости согласных на письме, писать «ь» для обозначения мягкости согласного на конце слова.Дети выбирают соответствующий знак. — Какую цель вы поставили в начале урока?- Выполнили  вы цель? Научились писать слова на это правило?- Если вы поняли тему урока, возьмите этот знак:- А если не поняли – такой знак.

7. Задание на дом

Цель самостоятельной работы учащихся : в ходе выполнения Д.З. ученик должен выучить текст правила с. 113, обозначать мягкость согласного на конце слова с помощью «ь», повторить правило переноса (с. 114, упр.189).

Цель учителя :  проверить знание изученного материала.

Критерии, позволяющие определить степень успешного выполнения учащимися Д.З. : правильность выполнения Д.З. , аккуратность, свободное владение текстом правила с.113

Возможные пути и методы реагирования на ситуации: при не усвоении частью учеников нового материала рекомендую работу по индивидуальным карточкам (парами).

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2012/03/20/myagkiy-znak-na-kontse-slova-kak-pokazatel-myagkosti

Слово ночка пишется с мягким знаком

Дата 25.09.201825.09.2018

Луч м.р. борщ, ключ, плащ, плач

Ребёнок в течение 1–2 минут орфографически вслух читает слова, пытаясь запомнить, как они пишутся. Затем взрослый просит ребёнка произнести Сочетания ЧК, НЧ, ЧН, ЩН (ночка, птенчик). 6. Мягкий знак — показатель мягкости согласного (день, деньки). 7. Проверяемые безударные гласные в корне.

Большая буква в начале предложения Начало предложения пишется с большой При переносе слов с мягким знаком — показателем мягкости согласного Сочетания ЧК—ЧН Сочетания ЧК, ЧН пишутся без мягкого знака: ночка.

Буквы побежали скорее в сарайчик,мягкий знак лежал совсем без сил Рысёнок КистоЧКа очень порадовался за мягкий знак, написал имя НоЧКи ( и ещё много других слов) пишется без мягкого знака,и почему.

Все правила по русскому языку 1-4 классы

Выпишите слово, в котором допущена ошибка, правильно. Слова с жи-ши пишутся с буквой и, слова с ча-ща — с буквой а, слова с чу-щу — с буквой. Слова с чк-чн пишутся без мягкого знака ь. Безударная гласная в слове, проверяемая ударением.

Выдели безударную гласную и проверь её ударной.

Calaméo — Все правила по русскому языку классы

Безударные гласные в словах пишутся так же, как ударные. Безударная гласная в слове, не проверяемая ударением словарное слово. Выпиши слово, в котором была допущена ошибка, правильно. Поставь знак ударения и выдели гласную, которую надо запомнить.

Напиши это слово 3 раза. Запомни, как оно пишется: Парные звонкие и глухие согласные сомнительные согласные. Согласные на конце слов и в середине перед согласной пишутся так же, как и в этих же словах перед гласными.

Большая буква в именах, отчествах и фамилиях. Имена, отчества и фамилии пишутся с большой буквы. Большая буква в кличках животных. Клички животных пишутся с большой буквы. Большая буква в названиях стран, городов, деревень, улиц, рек.

Названия стран, городов, улиц, рек пишутся с большой буквы. Разделительный мягкий знак ь. Разделительный мягкий знак ь пишется в корне после согласных перед гласными е, ё, ю, я. Двойные согласные в слове. Словосочетание это два слова, связанных между собой по смыслу.

В словосочетании есть главное и зависимое слово. От главного слова можно задать вопрос к зависимому. Текст — группа предложений, связанных между собой по смыслу.

Повествовательный — рассказывают, что произошло к нему мы можем задать вопрос Что произошло? Текст-описание — описывает какой-либо Предмет к нему мы можем задать вопрос Какой предмет? Текст-рассуждение — рассуждает на какую-либо тему к нему мы можем задать вопрос Почему?

Как пишется слово ночка или ночька?

Существительное — это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? Существительные, к которым можно подставить слова он мой, относятся к мужскому роду он мой папа.

Существительные, к которым можно подставить слова она моя, относятся к женскому роду она моя мама. В конце существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак. Несовершенный вид — действие еще незакончено. На конце они имеют —ть или — ти быть, идти, рисовать Неопределенная форма не указывает на время и не изменяется по временам.

Кто в глаголах пишет ЦА, — настоящая овца. Слитно пишется, когда без НЕ глагол не употребляется: НЕ с глаголами Настоящее время Что делает?

Луч м.р. борщ, ключ, плащ, плач

Видеть, слышать и обидеть. А ещё терпеть, вертеть, Ненавидеть и смотреть. Местоимения самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки и качества, но не называет.

OVERDOOR

Источник: https://drplus.ru/znakom/slovo-nochka-pishetsya-s-myagkim-znakom.php

Как пишется задач – Как правильно пишется слово ЗАДАЧА. Ударение в слове ЗАДАЧА

Слово «задач» пра­виль­но пишет­ся без мяг­ко­го зна­ка после шипя­ще­го соглас­но­го соглас­но пра­ви­лу орфо­гра­фии.

Выясним, как пра­виль­но пишет­ся сло­во «задач» или «задачь», с мяг­ким зна­ком после шипя­ще­го соглас­но­го или без мяг­ко­го зна­ка, опре­де­лив  сна­ча­ла грам­ма­ти­че­скую фор­му инте­ре­су­ю­ще­го нас суще­стви­тель­но­го.

Часть речи и форма слова «задач»

Мы сего­дня реши­ли мно­го зада́ч.

Много чего? зада́ч .

Это суще­стви­тель­ное в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла. Оно име­ет началь­ную фор­му един­ствен­но­го чис­ла име­ни­тель­но­го паде­жа «зада­ча». Отнесем его к суще­стви­тель­ным жен­ско­го рода пер­во­го скло­не­ния. Его корень закан­чи­ва­ет­ся на шипя­щий:

  • зада́ча — корень/окончание.
  • Если изме­нять рас­смат­ри­ва­е­мое суще­стви­тель­ное по паде­жам и чис­лам, то в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла оно име­ет нуле­вое окон­ча­ние:
  • задача — задачи — мно­го зада́ч   

Правописание слова «задач»

Хотя конеч­ный соглас­ный [ч’] зву­чит мяг­ко, посколь­ку явля­ет­ся глу­хим непар­ным мяг­ким зву­ком, все же мяг­кий знак не пишет­ся в сло­во­фор­ме «задач» ана­ли­зи­ру­е­мо­го суще­стви­тель­но­го соглас­но пра­ви­лу рус­ской орфо­гра­фии:

в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­ных пер­во­го и вто­ро­го скло­не­ния с осно­вой на шипя­щий мяг­кий знак не пишет­ся.

Примеры

У этих суще­стви­тель­ных жен­ско­го и сред­не­го рода после шипя­щих мяг­кий знак не пишет­ся в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла:

  • афи­ша — у афиш;                 
  • дача — мимо дач;                   
  • прит­ча —  кни­га притч;
  • учи­ли­ще —  несколь­ко учи­лищ;
  • чудо­ви­ще — мно­го чудо­вищ;
  • полот­ни­ще — пять полот­нищ.

Дополнительные материалы:

СОХРАНИТЬ В СОЦСЕТЯХ

russkiiyazyk.ru

Как правильно пишется: задач или задачь?

    1. Подобные слова: то есть существительные I и II склонения, которые оканчиваются на шипящую, пишутся без мягкого знака:
    2. задач
    3. дач
    4. туч
    5. А также без мягкого знака пишутся фамилии и отчества, которые заканчиваются на -ИЧ:
    6. Петрович,
    7. Иванович,
    8. Рабинович.

    9. Мягкий знак в существительных пишется после quot;Чquot; в конце у слов III склонения (признак женского рода):
    10. дочь,
    11. рожь,
    12. ночь,
    13. мышь
  • Слово quot;задачаquot; относится к существительному первого склонения.

    Согласно правилам русского языка во множественном числе в первом склонении родительном падеже мягкий знак вовсе не пишется (пишется в третьем склонении).

  • Мягкий знак пишется у существительных после шипящих в одном-единственном случае: если оно (существительное) употребляется в единственном числе и в женском роде: речь, дочь, течь.

    В нашем варианте — задач — во-первых, множественное число, во-вторых, родительный падеж. Следовательно, правильное написание — без мягкого знака — задач.

    Еще в начале 20 века, с отменой буквы ъ в конце слова, было сформулировано правило — слова в единственном числе мужском роде после шипяших нужно писать без мягкого знака, в женском — с мягким. Это правило действует и в современном русском языке.

    Таким образом ь в конце слова пишем у существительных только в единственном числе женского рода.

  • Точно не нужно писать слово quot;задачquot; с мягким знаком!

    Чего? — задач.

    Полагаю, что Вас могло смутить наличие шипящей на конце слова. Но есть правило, в котором говорится, что если данное слово является существительным ( а слово quot;задачаquot; таковым и является ) и оно стоит именно в форме множественного числа, то тогда писать quot;ьquot; недопустимо.

    Это же правило распространяется и на такие слова, как quot;дачquot; ( мн.ч ), quot;тучquot; ( мн.ч ).

    Итак, в слове quot;задачquot; quot;ьquot; писать не следует!

  • По правилам орфографии в словах женского рода первого склонения, которые в родительном падеже оканчиваются на -ч, мягкий знак не ставится. Например, туча-туч, круча-круч, задача-задач, дача-дач, удача-удач.

  • Слово quot;задачquot; является существительным первого склонения оканчивающимся на шипящую quot;чquot;. В этом случае, по правилам русского языка, мягкий знак на конце слова не пишется.

    Мягкий знак после шипящих (quot;чquot; и quot;шquot;) ставиться только в существительных третьего склонения женского рода (дочь, ночь, печь, рожь, мышь, тишь, мощь).

    Верным будет написание слова ЗАДАЧ.

  • Конечно же верным написанием в данном случае будет quot;задачquot; без мягкого знака на конце. Стоит вспомнить правило, согласно которому существительные первого и второго склонения, которые оканчиваются на шипящие, пишутся без мягкого знака на конце (задач, дач)

  • Как?

    Буква quot;чquot; в большинстве случаев слышится в русском языке мягко. Независимо от наличия или отсутствия мягкого знака после не. Это особенности данной фонемы. Но в нашем примере — quot;задачquot;, мягкий знак никогда не ставится. Вариант с мягким знаком ошибочен.

    Почему?

    Потому что мягкий знак после quot;чquot; никогда не выполняет функцию смягчения, quot;чquot; в нм не нуждается. Он или разделительный, или напоминающий о той либо другой грамматической форме.

    Поскольку у нас сейчас разбирается форма родительного падежа множественного числа слова 1-го склонения quot;задачаquot;, мягкий знак не нужен. Аналогично: дач, удач, неудач.

  • Правильно писать quot;задачquot;, а не quot;задачьquot;. Задач — это существительное 1-го склонения женского рода в родительном падеже. Если бы слово было женского рода, стояло в единственном числе и имело 3-е склонение, как, например, дочь, тогда его бы писали с мягким знаком.

  • Автор вопроса верно заметил, что в конце слова задач мягко слышится последний согласный. Это действительно так, потому что глухой согласный непарный звук ч к тому же еще всегда мягкий.

    Но в русской орфографии доминирует не фонетический принцип написания слов, как слышу, так и пишу, а морфологический. Мы должны сохранить единообразный вид корневой морфемы, независимо от ее звучания, кроме случаев чередований.

    В слове quot;задачаquot; нет мягкого знака. Это написание сохраняется во всех формах существительного. Особенно обращается внимание, что в форме родительного падежа множественного числа существительных 1-2 склонения, оканчивающихся на шипящий, мягкий знак не пишется. Сравним:

    • задача — много задач_
    • лужа — несколько луж_;
    • галоша — пара галош_;
    • училище — несколько училищ_;
    • стрельбище — у стрельбищ_;
    • пожарище — дым пожарищ_.
  • info-4all.ru

    Задач или задачь, как правильно?

    x

    Check Also

    Проверочное слово к слову поездка Написание суще­стви­тель­но­го поезд­ка про­ве­рят одно­ко­рен­ные сло­ва ездок, ездо­вой, ездить и фор­ма роди­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го числа суще­стви­тель­но­го — нет поез­док.

    Проверочное слово к слову подружка Подружка — это сло­во тре­бу­ет про­вер­ки без­удар­ной глас­ной в при­став­ке и кор­не­во­го соглас­но­го ж. Слово подруж­ка про­из­но­сит­ся с удар­ным глас­ным в кор­не: п о -дру ж -к-а — приставка/корень/суффикс/окончание.

    Проверочное слово к слову поглощать При про­из­не­се­нии сло­ва погло­щать уда­ре­ние пада­ет на послед­ний слог сло­ва: В сла­бой пози­ции без уда­ре­ния ока­зал­ся глас­ный в кор­не сло­ва: Чтобы пра­виль­но напи­сать гла­гол погло­щать, неза­ви­си­мо от его про­из­но­ше­ния, под­бе­рем род­ствен­ные сло­ва с целью, что­бы в них глас­ный, нуж­да­ю­щий­ся в про­вер­ке, ока­зал­ся под уда­ре­ни­ем: Написание без­удар­ной глас­ной в кор­не гла­го­ла погло­щать про­ве­рят одно­ко­рен­ные сло­ва глот­ка, гло­точ­ный. В кор­не род­ствен­ных слов погло­щать, глот­ка, гло­точ­ный про­ис­хо­дит кор­не­вое чере­до­ва­ние соглас­ных т//щ. В сло­ве погло­щать так­же без уда­ре­ния нахо­дит­ся при­став­ка по-, в кото­рой все­гда пишет­ся бук­ва о, как и в сло­вах: по-радовать, по-интересоваться, по-ближе, по-краска, по-крышка.

    Проверочное слово к слову поворот В кор­не сло­ва пов о рот без­удар­ная глас­ная о явля­ет­ся непро­ве­ря­е­мой. Написание при­став­ки по- про­ве­рим уда­ре­ни­ем. Интересующее нас сло­во про­из­но­сит­ся с удар­ным вто­рым глас­ным кор­ня: п о -в о рот_ — приставка/корень/окончание.

    Источник: https://csri.ru/raznoe/kak-pishetsya-zadach-kak-pravilno-pishetsya-slovo-zadacha-udarenie-v-slove-zadacha.html

    Конспект урока по русскому языку в 4 классе «Мягкий знак на конце и в середине числительных» (УМК «21 век»)

    • валентина шубина
      Конспект урока по русскому языку в 4 классе «Мягкий знак на конце и в середине числительных» (УМК «21 век»)
    • Тема урока: «Мягкий знак на конце и в середине числительных».
    • Цели:
    • образовательная — познакомить учащихся с написанием мягкого знака на конце и в середине числительных.
    • развивающая — развивать мыслительную деятельность учащихся, культуру речи, умение правильно писать имена числительные.

    воспитательная – воспитывать интерес к родному языку, чувство прекрасного, бережное отношение к природе, чувство милосердия. воспитание дружеских отношений между собой.

    Оборудование: карточки – карточки для индивидуальной работы, таблицы, раздаточный материал, магнитофон с грамзаписью, сигнальные квадраты.

    Ход урока:

    1. Организационный момент:

    — Сегодня я вошла в класс, и мне очень приятно, что вы встречаете меня добрым и ласковым взглядом. Давайте с таким же настроением проведем весь урок.

    — Ребята, а при какой погоде мы испытываем радость, тепло? (при солнечной, теплой)

    -Согласна. И сегодня в этом классе тепло и уютно от солнышка, которое своими лучами будет согревать нас весь урок.

    1. -Давайте откроем наши тетради, запишем число (18 марта, классная работа.
    2. — Возьмите желтый карандаш и поселите солнышко к себе в тетрадь.
    3. — Ребята, а если вы будете активно работать, правильно отвечать на вопросы, наш класс заиграет всеми цветами радуги.
    4. — Сколько цветов у радуги? (7)
    5. -А можете их назвать? (каждый охотник желает знать, где сидит фазан)
    6. -Сегодня, вы должны работать быстро, правильно выполнять задания, помогать друг другу, чтобы у нашей радуги образовались все 7 красивых дуг.
    7. -За каждое правильно выполненное задание будет появляться дуга радуги.

    2. Словарная работа.

    • — Ребята, поднимите руку, кто любит ходить в магазин?
    • -Вот и начнем наш урок с посещения магазина.
    • -Сегодня мы посетим магазин «Канцтовары»
    • — Где располагается товар в магазинах? (в витрине)
    • — У нас тоже с вами есть витрина и товар….
    • — Посмотрите какой товар у нас в наличии и чего вы пожелали себе приобрести.
    • — А когда товар покупают, то покупателю кроме кассового чека что еще выдают если он пожелает? (товарный чек)
    • -Правильно, товарный чек, в котором записывается наименование товара, его цена и общая стоимость всей покупки.
    • — А кто производит эту запись? (продавец)
    • — Ребята, поднимите руку, кто мечтает стать продавцом?

    — Хорошо. Вот сегодня мы с вами и поучимся заполнять товарный чек.

    -Возьмите все желтую карточку-это товарный чек. Посмотрите, как мы должны его заполнять. В товарном чеке 3 колонки: номер по порядку, название товара и цена.

    Товар у нас в ветрине, на каждом предмете есть ценник.

    — А первым посетит наш магазин

    — Молодцы! Вас приветствует первая дуга радуги. (красная)

    1. — Ребята, посмотрите и скажите: что вы заметили, какие слова расположены в 1 столбике?
    2. (словарные)
    3. -Почему их так называют? (их нельзя проверить, а надо запомнить)
    4. — А где мы можем их найти и посмотреть? (в словаре)
    5. — А какой части речи являются эти слова? (существительными)

    — Назовите признаки, по которым вы узнали, что это существительные? (дети называют: вопрос что? обозначают предмет)

    — А какой части речи являются слова 2 столбика? (числительные)

    -Обоснуйте свой ответ. Почему?

    • -А теперь подсчитайте на какую сумму мы купили товар (тридцать пять рублей — 35 рублей)
    • -Назовите числительное.
    • — Какое оно? (составное)
    • -Перед вами оранжевая дуга радуги.

    — А сейчас с одним из слов 1 столбика составьте предложение. У кого уже готово? (идет записывает на доске)

    ПРОСТОЙ КАРАНДАШ ЛЕЖИТ НА ПАРТЕ.

    — Выполните синтаксический разбор этого предложения.

    -Молоды! И вас приветствует 3дуга. (желтая)

    — А теперь настало время игры. Для этого сядьте поудобнее, выпрямите спинки и слушайте внимательно). Ответы на вопросы вы должны показывать движениями: или «да»-хлопаете, или «нет»-топаете.

    — Готовы?

    3. Игра «Скажи да или нет».

    — Наша речь состоит из предложений? (да)

    — Предложения состоят из слов? (да)

    — Слова, которые отвечают на вопрос сколько? Это существительные? (нет)

    1. — Это числительные? (да)
    2. Числительные бывают большие и маленькие? (нет)
    3. Числительные бывают порядковые и количественные? (да)
    4. Числительные бывают простые и составные? (да)
    5. — Порядковые числительные отвечают на вопрос сколько? (нет)
    6. — На вопрос, «который» отвечают количественные числительные? (нет)
    7. — Количественные числительные отвечают на вопрос сколько? (да)
    8. — Составные числительные состоят из 2 и более слов? (да)
    9. — Простые числительные состоят из одного слова? (да)

    — Молодцы! И вот появляется дуга зеленого цвета.

    4. Работа с текстом. (сигнальный квадрат)

    — Продолжим урок. У вас на парте лежит оранжевая карточка. Возьмите её и давайте прочитаем по цепочке. При чтении подумайте о чем здесь говорится?

    Наступала ночь. Термометр показывал тридцать восемь градусов мороза. От сильного мороза наши бороды стали похожи на перепутанные проволоки, а ресницы – на ледяную бахрому. Чтобы не отморозить ноги, мы бежали возле собачьих упряжек уже минут пятьдесят. В девятнадцать часов пятнадцать минут мы остановились на ночлег.

    Вдруг, словно огромная радуга, вспыхнула дуга самых блестящих цветов на свете. Из нее то и дело вылетали вверх красные и желтые лучи. Я разбудил товарищей, и мы стали любоваться необыкновенным зрелищем. Через семь минут красный огонь залил все небо. Через десять секунд пурпур сменился оранжевым цветом, а еще через двадцать секунд небо стало бледно-зеленым.

    • Дальний север — северок,
    • Ветер гонит из-под ног
    • Мёрзлые снежинки
    • Жёсткие, как льдинки.
    • И при звёздах и луне
    • Небо плещется в огне
    • Цветоизлиянием —(Северным сиянием)
    • — Что же такое северное сияние? (это разноцветное цветоизлияние)

    *Весной и осенью в полярных областях можно наблюдать одно из красивейших явлений природы — полярное сияние. На ночном небе загораются сверкающие дуги, переливаясь разными красками.

    1. *Полярное (северное) сияние — свечение верхних слоёв атмосфер планет, обладающих магнитосферой, вследствие их взаимодействия с заряженными частицами солнечного ветра.
    2. * А по старинным финским легендам, это лисы охотятся на сопках и чешут бока о скалы так, что искры летят на небо превращаясь в северное сияние.
    3. — Ребята, а мы прочитали текст или набор предложений?
    4. -Почему вы так думаете? (предложения связаны по смыслу, у них общая тема)
    5. — Из этого текста надо выписать числительные.
    6. Работаем по вариантам.
    7. (2 ученика у доски)

    1вариант — выписывает простые. Простые числительные – это слова с одной основой, Простые числительные состоят из одного слова.

    2вариант -выписывают сложные. Сложные числительные состоят из 2 основ.

    • — Кто выполнит это задание, повернет ко мне зеленый квадрат.
    • Если у кого возникнут вопросы — желтый квадрат)
    • 3) Проверка выписанных числительных.
    • (обменялись тетрадями, взяли красный карандаш)
    • 1вариант — (девятнадцать, пятнадцать, семь, десять, тридцать).
    • 2вариант — (пятьдесят, шестьдесят)
    • — Какое числительное мы не написали? (тридцать восемь)
    • — Почему? (оно составное)
    • -Обоснуйте ответ. Как вы догадались (из 2 слов состоит)

    Хорошо! За выполнение этого задания мы встречаем голубую дугу радуги.

    5. Гимнастика для глаз.

    * Посмотрите на меня, поморгайте 5 раз, затем закройте глаза и подушечкой указательного пальца сделайте им легкий круговой массаж.

    6. Сообщение темы урока.

    1. — Ребята, а что вы заметили одинакового в написании числительных? (что во всех числительных есть «ь» знак)
    2. -А где стоит «ь» знак? (в некоторых он написан в конце, в некоторых в середине)
    3. — Так кто же может сформулировать тему нашего урока?
    4. Тема урока: «Мягкий знак на конце и в середине числительных».
    5. — Молодцы.
    6. 7. Объяснение нового материала:
    7. 1) Работа карточкой-таблицей.
    8. -Возьмите карточку голубого цвета.
    9. — Давайте еще раз хором прочитаем тему нашего урока.
    10. — Рассмотрите внимательно таблицу и скажите: Чем она может нам помочь?
    11. (рассказать о правописании ь знака в числительных)
    12. — Где пишется «ь» в числительных? (на конце и в середине)
    13. -Давайте посмотрим в каких числительных «ь» пишется на конце? (читаем в таблице)
    14. — Приведите примеры:
    15. — Зачитайте когда «ь» знак пишется в середине? (читаем в таблице)
    16. -Приведите примеры.
    17. — О чем еще может нам рассказать эта таблица? (когда «ь» знак не пишется)
    18. — Так когда же он не пишется? середин числительных 15,16,17, 18, 19)
    19. — Ребята, а хотите я вам раскрою секрет, как проще запомнить это правило?
    20. (А секрет таков: если на конце числительного есть «ь», то в середине его писать не надо, а если в конце нет «ь» знака, то он пишется в середине. «ь» знак надо писать только один раз)

    8. Физкультминутка. (под музыку.)

    • Дети скачут: раз, два, три
    • Приседают, молодцы!
    • Раз – согнуться, разогнуться.
    • Два – нагнуться, потянуться.
    • Три – в ладоши три хлопка,
    • Головою три кивка.

    Подровнялись! Сели.

    9. Заочная экскурсия в лес. (грамзапись пение птиц)

    — А теперь давайте пофантазируем! Закройте глаза.

    (Звучит запись с голосами птиц)

    -Послушайте и скажите: Где мы можем услышать это пение? (В лесу).

    — Голос, какой птицы мы услышали? (соловья.)

    1. — А зимой можно его услышать? (Нет)
    2. — Почему? (Он улетает на юг)
    3. — Как называют таких птиц? (Перелетными)

    — А каких птиц мы можем увидеть зимой? (Ворону, воробья, синицу и т. д.)

    • — Как они называются? (Зимующие)
    • — Как живется зимой таким птицам? (Тяжело)
    • — А чем мы можем им помочь? (Кормушки сделать)
    • — Вот сегодня на уроке русского языка мы продолжим выполнение нашего проекта. «Помогите птицам»

    — Я предлагаю вам прямо сейчас помочь птицам. Каждый правильный ответ – горсть зерна в кормушку, а на перемене мы повесим кормушку на участке.

    (На столе учителя – кормушка, зерно в мешочке.)

    10. Проверка усвоения новых знаний.

    1. — Для этого надо выполнить самостоятельную работу.
    2. — У вас на партах есть карточки желтого и зеленого цвета.
    3. Карточку желтого цвета могут выполнять все ребята, а зеленая карточка с заданием повышенной сложности.
    4. — Посмотрите внимательно какую карточку вы выберете.
    5. Если вы выбрали зеленую карточку, то поставьте кубик ко мне зеленой стороной.
    6. Если вы выбрали желтую карточку, то поставьте желтой стороной.
    7. — Приступили к выполнению заданий.

    2. Проверка.

    (вызываю по одному, если ответ правильный — кладут горсть в кормушку)

    — Хорошо! Вот и сыты будут наши птички.

    • — Что мы с вами наполняли семенами? (кормушка)
    • Запишите слово «Кормушка» и сделайте разбор слова по составу.
    • КОРМУШКА.
    • И вот за хорошую работу к вам спешит (синяя дуга)
    • 11 Итог урока.
    • — Ребята!
    • -Услышим скоро мы звонок,
    • Пора заканчивать урок.
    • -С какой частью речи мы работали весь урок? (числительным)
    • — Повторите правило с которым познакомились на уроке?
    • — Какие задания у вас вызвали затруднения?
    • — А с какими заданиями бы вы встретились на следующем уроке?
    • — Ну вот и последняя дуга радуги. (фиолетовая)

    12. Выставление оценок.

    13 Рефлексия урока.

    — Посмотрите появилась прекрасная радуга, которая радует нас нашими успехами. А под ней лесенка – чудесенка. Ваша задача поставить себя на одну из этих ступенек. У вас на партах человечки — это каждый из вас. Вы должны поставить себя на одну из ступенек- рассуждая следующим образом:

    1. 1) Если вы считаете, что хорошо усвоили эту тему, можете четко повторить правило, не допустили ошибок в самостоятельной работе — прикрепите героя на верхнюю ступеньку.
    2. 2) Если вам еще нужно время, чтобы выучить правило, но ошибок на это правило вы уже не допускаете — на вторую ступеньку.
    3. 3)Если вам нужно еще раз послушать объяснение, так как вы не понимаете как действовать – третью.
    4. (Дети подходят и прикрепляют своих героев на соответствующие места и объясняют почему)

    Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-uroka-po-ruskomu-jazyku-4-klas-umk-21-vek.html

    699 | Орфография

    Правильно Примешь – единственно правильный вариант написания глагола во втором лице единственного числа будущего времени. По правилам русского языка на конце таких глаголов после «ш» пишется мягкий знак. Примешь меня сегодня на ночлег? Примешь заявления у всех рабочих. Управление компанией примешь на себя. Примешь одну таблетку утром и одну… Читать »

    Оба варианта являются правильными. Чтобы не перепутать, какой именно вариант написать следует в конкретном случае, следует поставить вопрос к глаголу. Кроме того, глаголы отличаются ударением.Правильно Разводится – глагол настоящего времени, отвечающий на вопрос «что делает?». Поскольку вопрос не имеет мягкого знака, то и в глаголе эту букву… Читать »

    Оба варианта написания являются правильными. Отличия у них не только в написании, но и в ударении. Правописание проверяется постановкой вопросов к глаголам.Правильно Разделится – глагол будущего времени. Отвечает на вопрос «что сделает?». Глагольный суффикс будет писаться без мягкого знака, потому что вопрос этой буквы не имеет. Ударение падает на… Читать »

    Оба варианта являются верными, каждый в своем случае. Проверить правильность написания слова в конкретном случае, легко. Достаточно поставить вопрос к глаголу. Если вопрос будет иметь мягкий знак, то и глагол будет писаться с ним. Кроме того, эти слова имеют и разное ударение.Правильно Разленится – слово стоит в форме будущего времени, поэтому… Читать »

    Эта пара глаголов очень схожа в написании, однако отличие определяется формой каждого из глаголов. Ударение у них тоже приходится на разные слоги.Правильно Разлучится – представляет собой глагол, стоящий в форме будущего времени. «Что сделает?» – вопрос, на который отвечает глагол. Поскольку вопрос не имеет буквы «Ь», то и глагол будет… Читать »

    И первый вариант написания, и второй являют правильными. Но каждый в своем случае. Отличить их возможно, поставив, к ним вопросы.Правильно Разозлится – является глаголом будущего времени, следовательно, отвечает на вопрос «Что сделает?». Поскольку вопрос пишется без «Ь», то и в суффиксе глагола этой буквы также не будет. Он ужасно разозлится,… Читать »

    Каждый из представленных вариантов написания является правильным. Чтобы не ошибиться в выборе варианта, следует поставить вопрос, который и подскажет, как правильно следует писать.Правильно Разрушится – глагол будущего времени, который будет писаться без мягкого знака в суффиксе, потому что в вопросе «что сделает?», на который он отвечает, этой… Читать »

    Чтобы не перепутать, какой именно вариант следует писать в каждом конкретном случае, следует поставть проверочный вопрос к слову.Правильно Рассорится – отвечает на вопрос «что сделает?», потому что представляет собой глагол будущего времени. Будет писаться без мягкого знака, потому что такой буквы в проверочном вопросе нет. Рассорится она со… Читать »

    Источник: https://gramota.me/cat/1/699

    Ссылка на основную публикацию