Непроверяемые безударные гласные в корне (80 примеров)

Младшие школьники (2-4 класс) при изучении орфографии обязательно столкнутся с понятием «безударная гласная». Сама по себе она сложностей не вызывает, но когда находится в корне слов, то требует проверки. Но не все такие гласные можно легко проверить. Поговорим в нашей статье о непроверяемых безударных гласных в корне слова.

Непроверяемые безударные гласные в корне (80 примеров)

  • Безударная гласная корня называется непроверяемой, когда ее нельзя поставить в ударное положение (кабине́т – кабине́ты – кабине́та – кабине́тный).
  • В таких случаях невозможно подобрать проверочное слово (не при изменении формы, не при выборе однокоренного), в котором бы ударение перешло на нужную гласную.
  • Не существует никаких закономерностей, помогающих проверять корни с такими гласными.

Слова с непроверяемой гласной существуют из-за особенностей русского ударения. Когда ударение постоянное, то в любой форме слова оно остаётся на том же самом слоге, поэтому проверить гласную не получается (капита́н – капита́на – капита́ны – капита́нский). Даже в случаях подвижного ударения, оно может не падать на нуждающуюся в проверке гласную (узело́к – у́зел – узелки́).

Безударная непроверяемая гласная корня вызывает трудности при правописании, поскольку ее невозможно проверить (только помнить орфограммы).

В безударном положении гласные слышатся нечетко. На слух нельзя понять, какая именно гласная должна быть написана в слове: может слышаться одна, а писать нужно другую.

Непроверяемая гласная никогда не бывает в сильной позиции.

Все слова с гласной в корне, которую нельзя проверить считаются словарными. Их правильное написание нужно только запоминать. Для самопроверки стоит воспользоваться орфографическим словарем.

Существуют упражнения, которые стоит регулярно самостоятельно выполнять. Они помогают заучивать слова с непроверяемыми гласными, Можно записать проблемное слово, выделить нужную гласную, поставить ударение, подобрать несколько однокоренных слов.

Приведем небольшой список примеров (слов с непроверяемой гласной). Если с ним ознакомиться, можно лучше запомнить некоторые орфограммы:

  • На «А»: автомобиль, абажур, аплодисменты, атмосфера;
  • На «Б»: бетон, балкон, библиотекарь, бинокль;
  • На «В»: ватрушка, велосипед, вермишель, вентиляция;
  • На «Г»: гастроном, гардероб, горизонт, гирлянда;
  • На «Д»: делегация, дизентерия, дефицит, директор;
  • На «Е»: егерь, единица;
  • На «Ж»: желать, железка;
  • На «З»: завтрак, зефирный;
  • На «И»: инженер, истина, информация;
  • На «К»: кавычки, конфорка, каравай, конструктор;
  • На «Л»: лаборатория, ладонь, линолеум, лимонад;
  • На «М»: медаль, мошенник, миниатюра, матрос;
  • На «Н»: новелла, нотариус, наваждение;
  • На «О»: облако, огурец, олимпиада, оптимизм;
  • На «П»: палисадник, планета, привередливый, продюсер;
  • На «Р»: реставрировать, режиссер, репетиция, режим;
  • На «С»: салфетка, собеседование, снегирь, семинар;
  • На «Т»: торжественный, тренировка, тарелка, тротуар;
  • На «У»: удовлетворительно, удостоить;
  • На «Ф»: фамилия, фиолетовый, фестиваль, фонтан;
  • На «Х»: характер, хризантема, хореограф, хомяк;
  • На «Ц»: целлофан, церемония;
  • На «Ч»: чемодан, человек, чемпион;
  • На «Ш»: шеренга, шедевр, шофёр, шпингалет;
  • На «Щ»: щекотать;
  • На «Э»: экскаватор, эксперимент, эмигрант, этикетка;
  • На «Ю»: юбилей;
  • На «Я»: якорь, ящерица.

Прочитав статью, мы узнали, когда безударная гласная корня бывает непроверяемой, как нужно поступить, чтобы правильно написать слово с такой гласной. Ознакомились с кратким перечнем примеров (полный список слов, вызывающих трудности, доступен только в орфографических словарях).

Средняя оценка: 4.3. Всего получено оценок: 123.

Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/bezudarnaya-neproveryaemaya-glasnaya-kornya-pravopisanie-2-klass.html

Непроверяемые безударные гласные в корне слова

  • Тема урока «Непроверяемые безударные гласные в корне слова».
  • урок провела Шклярова Надежда Валентиновна -учитель начальных классов
  • МБОУ СОШ № 11 С.Су-Псех,
  • г-к Анапа Краснодарского края
  • Цель урока:
  • Формирование навыков правильного письма слов с непроверяемыми гласными в корне.
  • Задачи:
  • Организовать исследовательскую работу учащихся.
  • Воспитать наблюдательность, внимание и любовь к русскому языку.
  • Научиться использовать на уроке способ сопоставления слов с полногласными и неполногласными сочетаниями для написания непроверяемой безударной гласной в корне.
  • Пополнить словарный запас, научиться работать со словарями, соблюдать изученные правила при письме.
  • Научить детей оберегать и сохранять свое здоровье (делать паузу в работе, своевременно делать зарядку для глаз, рук, следить за осанкой).
  1. Формирование УУД.
  2. а) самоопределение: система заданий, ориентирующая детей на учёт точки зрения партнера;
  3. б) нравственно-этическая ориентация: развитие познавательных и творческих способностей детей, стремление совершенствовать свою речь.
  4. а) подведение под правило, направленное на формирование умения осознанно находить орфограмму и определять ее тип;
  5. б) установление причинно-следственных связей;
  6. в) формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное;
  7. г) формирование умения поиска информации;
  8. а) целеполагание: постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и того, что еще не известно учащемуся;
  9. б) контроль и самоконтроль;
  10. в) оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще надо усвоить; оценка результатов своей работы.
  11. а) инициативное сотрудничество – задания, требующие распределения работы с соседом по парте;
  • б) взаимодействие, учет позиции партнера; коррекция и оценка действий соседа по парте.

Ход урока

I . Формулирование темы, цели и задач урока.

  • Учитель: Чтобы начать урок, необходимо знать над чем сегодня нам предстоит работать, определить тему урока, выяснить, какие задачи нам необходимо решить.
  • Учитель: Прочитайте слова, которые написаны на доске:
  • Зелень, воробей, молочный, соловей, лесник, деревенский, городской, солома, горох, полосатый, морозный, цветок.
  • Учитель: Какое задание вы предлагаете выполнить с данными словами?
  • Дети: Можно распределить слова на две группы: существительные и прилагательные,
  • — можно выписать словарные слова в первый столбик и остальные в другой,
  • — слова с буквой о и слова с буквой е,
  • — списать, поставить ударение и подчеркнуть безударные гласные, рядом написать проверочные слова,
  • — составить с этими словами предложения.
  • Учитель: Хорошо, запишите в тетради свой вариант.
  • Проверяем, какие группы у вас получились?
  1. Воробей
  2. соловей
  3. город
  4. молоко
  5. деревня
  6. солома
  7. полоса
  • колосок- колосья, колос,
  • деревенский- деревня,
  • полосатый- полоска, полосы
  • город-городской
  • солома-соломенный
  • лесник — лесной,
  • цветок-цвет-цветной
  • зелень- зелёный
  1. При проверке обратить внимание детей на слова с неполногласными сочетаниями, подобранными для проверки безударной гласной в корне.
  2. Работа в парах. Дети обосновывают деление на группы, проверяют вставленные гласные буквы, называют слова
  3. Учащиеся:
  • 1 группа — слова с непроверяемой гласной в корне,
  • 2 группа — слова с проверяемой гласной в корне слова.

или

  • в первом столбике словарные слова-существительные
  • во втором столбике — прилагательные
  • Воробей
  • соловей
  • огород
  • солома
  • горох
  1. зелёный
  2. деревенский
  3. полосатый
  4. соломенный
  5. гороховый

Учитель: Еще раз посмотрите на эти слова и попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. Обоснуйте свою мысль.

Дети: На доске записаны слова с проверяемой и непроверяемой гласной в корне. Значит это и есть тема урока.

  • Учитель: Так как на предыдущих уроках мы научились проверять гласную в корне слова при помощи ударения и подбора слов с неполногласными сочетаниями, то сегодня будем говорить о непроверяемых гласных в словах.
  • Тема урока : «Непроверяемые безударные гласные в корне слова».
  • Учитель: Когда вы вставляли пропущенные гласные буквы в словах каким правилом вы пользовались?
  • Дети: Для того, чтобы не ошибиться в правописании слов с проверяемой гласной нужно подобрать слово так, чтобы проверяемый звук был под ударением (например: сосна- сосны).
  • Учитель: А что делать если это правило невозможно применить и слово нельзя проверить?
  • Дети: Проверить по словарю.
  • Учитель: Наша задача на сегодняшнем уроке закрепить правила проверки безударных гласных, проверяемых ударением и найти обоснования для написания непроверяемой безударной гласной в корне слова.
  • Работа со словарными словами и с орфографическим словарём.

Учитель: найдите в словаре слова с полногласными сочетания оро ,оло и ере. Что вы заметили?

Дети: Корова, молоко, сорока, ворона, соловей, деревня. Они всегда пишутся с буквами о и е. Есть еще неполногласные сочетания, которые им соответствуют ра, ла, ре. Например, сторона-страна.

Учитель: Как вы думаете сможем ли мы проверить гласные в корнях этих слов? Попробуем применить правило проверки безударных гласных в корне слов и подберем однокоренные слова.

коровушка молочный
коровёнка молочник
  1. Дети называют однокоренные слова, называют орфограммы в корне слов и делают вывод, что данные орфограммы проверить нельзя, нужно их запоминать и проверять по словарю.
  2. Физкульминутка.
  3. Предлагается сделать «зарядку» для глаз. (Закрыть глаза посчитать до 10 и обратно, на счет 1-открыть)
  4. Любопытные ребята смотрят влево,Смотрят вправо,
  5. Смотрят вверх и смотрят вниз,
  6. От работы отвлеклись,
  7. А потом все дружно, тихо За работу принялись.

Учитель: Со словами мы поработали хорошо, а кто из вас выполнял другие задания. Прочитайте свои предложения.

Дети читают свои предложения, рассказывают о правилах, которые встретились при написании предложений.

Учитель: Занимательная минутка: Почему так говорят?

  • У коровы молоко на языке.
  • Корова черна, да молоко у ней бело . Как корова языком слизала.
  • Учитель обращает внимание детей на латинское происхождение слова корова (от латинского кор-рог) и на старославянское слово млеко-молоко.
  • Предлагается составить и записать предложение с фразеологическим оборотом как корова языком слизала, предварительно узнав его значение во фразеологическом словаре.
  • Индивидуальное задание для детей — работа по карточке:
Чтоб не обиделась к__р__ваИ не прокисло м__л__ко, Мы оба этих трудных словаНапишем в корне с буквой ОДаёт к__р__ва м__л__ко! Оро-оло пишем с о! Непроверяемые безударные гласные в корне (80 примеров)
  1. Списать скороговорку, поставить ударение, подчеркнуть безударные гласные.
  2. Учитель показывает презентацию, обращает внимание детей на стихотворение:
  3. Торты, шоколад и фрукты -Очень вкусные продукты,Но всего полезнее всего
  4. Йогурт, творог, молоко.
  5. Учитель Почему поэт, сочинивший это стихотворение так считает?

Дети рассказывают о пользе молока. Один из учащихся зачитывает своё сообщение.

Работа с текстами разных типов.

Учитель: Вы сейчас прослушали сообщение. Как вы думаете, к какому типу текста оно относится ?

Дети: Может быть повествование, описание или рассуждение. Потом доказывают, что данный тип текста- рассуждение, так как есть научные термины, идет последовательное доказательство главной мысли.

Учитель: А сейчас я хочу предложить вам текст:

Грибная пора.

Наступила грибная пора. Галя и Оля идут в лес. Дятел громко долбит д__р__во. Звонко чирикают в__р__бьи. Вокруг много ягод. Земл__ника глядит из травы красными глазками.

См__р__дина чёрная висит на пышных кустах. Много и грибов. Вот боровик. Он красив и велик. А вот белые и крепкие грузди. Осторожно – бледная поганка! Она ядовита.

Читайте также:  12 примеров сочинений егэ по русскому языку на 24 балла

У Оли и Гали полные корзины грибов и ягод. Спасибо тебе, лес, за подарки.

Дети доказывают, что данный тип текста- повествование , так в тексте как есть сравнения, эпитеты, метафоры .Они рассуждают, приводят свои доказательства.

  • Подведение итогов урока.
  • Учитель: Ребята, давайте вспомним, какие задачи мы ставили в начале урока?
  • Дети: Закрепить правила проверки безударных гласных, проверяемых ударением и научиться писать непроверяемую гласную в корне слова.

Учитель: Вы справились с поставленными задачами? Что вы повторили и чему новому научились?

  1. Дети: Повторили правила написания проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова, разбирали слова по составу, подбирали однокоренные слова, работали со словарными словами, составляли предложения.
  2. Учитель: Да, надеюсь, что узнав способ выбора непроверяемой гласной в корне вы его надолго запомните.
  3. Домашнее задание:
  1. Стр.________ тетрадь 2

  2. Индивидуальное задание: Найти в словаре слова с непроверяемыми гласными, списать и поработать с ними.

  • Учитель: Я благодарю вас за работу. Отметки получают:___________________________
  • ____________________________________________________________________________
  • Приложение:

Если учитель видит, что дети устали, то проводит еще одну физминутку под песенку «Кто пасется на лугу?» (сл. Ю.Черных, муз. А. Пахмутовой).

Источник: https://multiurok.ru/files/nieprovieriaiemyie-biezudarnyie-ghlasnyie-v-kornie.html

Непроверяемые гласные в корне слова

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку зачастую начинается с повторения основных правил, в том числе и по теме «Правописание безударных непроверяемых гласных в корне слова».

И, хотя этот раздел достаточно подробно освещается в рамках базового школьного курса, многие учащиеся испытывают определенные трудности при выполнении подобных заданий, поэтому нуждаются в повторении материала.

При этом зная, как пишутся безударные непроверяемые гласные в корне слова, старшеклассники смогут успешно пройти аттестационные тесты и рассчитывать на получение достойных баллов.

Основные моменты, которые необходимо выучить

Бывают случаи, когда гласные, находящиеся в корне слова, не получается проверить ударением. В данной ситуации оно статично. Это означает, что в подобных словах ударение не перемещается на безударную гласную в корне при изменении формы или в результате подбора однокоренного понятия. В качестве примера приведем следующие слова:

  • собака — собачка, собачища, собачий, (плыть) по-собачьему;
  • кровать — кроватка, кроватный, прикроватный;
  • компот — компотик, компотный;
  • упражнение — упражнять, упражняться.
  • Слова, содержащие непроверяемые безударные гласные в корне, необходимо запоминать. При столкновении с затруднениями при их написании специалисты рекомендуют руководствоваться орфографическим словарем.

Приведем список наиболее часто встречающихся слов с непроверяемой безударной гласной в корне:

  • авангард, автомобиль, агроном, актёр, аромат;
  • багровый, балкон, базар, баран, батон, библиотекарь;
  • вагон, вестибюль, винегрет, вокзал, ветеран;
  • делегация, диван, директор, дисциплина;
  • гармония, гарнизон, гастроном, горизонт;
  • инженер, иней;
  • кабинет, калач, капитан, карман, карниз, картина, картофель, кастрюля, каталог, комната, кондуктор, конструктор, корабль, корысть, крапива;
  • ладонь, лазурь, лорнет;
  • машинист, матрос, медаль;
  • нотариус, натюрморт;
  • обаяние, облако, обоняние, огурец, оранжевый, офицер;
  • палитра, палисадник, пейзаж, планета, поликлиника, портфель, проспект, процент;
  • сапог, сковорода, стакан, стадион, столяр;
  • тарелка, тракторист, тренер, тротуар;
  • фанера, фиолетовый, фломастер, фонтан;
  • шофер.

Образовательный портал «Школково» поможет качественно подготовиться к ЕГЭ по русскому языку!

Чтобы задания, в которых встречаются слова с чередующимися гласными, непроверяемыми ударением, давались легко, выбирайте онлайн-занятия на нашем сайте. Здесь представлен весь материал, который может потребоваться для повторного изучения основных разделов. Опытные педагоги «Школково» подготовили и изложили информацию в максимально доступной форме.

Мы разработали принципиально новый алгоритм подготовки к аттестационному тестированию, который поможет учащимся старших классов ликвидировать пробелы в знаниях.

Вначале школьникам рекомендуется повторить теоретическую часть (какие правила необходимо знать при выполнении заданий с безударными проверяемыми гласными и проч.). Затем после ознакомления с примерами можно попрактиковаться в выполнении упражнений.

Постоянно обновляемый перечень заданий представлен в соответствующем разделе нашего сайта.

Начните готовиться к прохождению аттестационного испытания прямо сейчас! Вначале рекомендуем вам выбрать несложное задание по теме «Безударные гласные в корне слова, непроверяемые ударением» и сделать его.

Если значительных трудностей при этом не возникло и вы быстро справились, смело выбирайте упражнения экспертного уровня.

А в случае появления сложностей не забудьте оставить в своем расписании время для регулярных занятий на образовательном портале «Школково».

Подготовка осуществляется в онлайн-режиме. Заниматься вместе с нами могут как столичные, так и региональные школьники.

Источник: https://russkij.shkolkovo.net/catalog/koren_slova/neproveryaemaya_glasnaya

Корни с непроверяемыми гласными

Корни с непроверяемыми гласными

13. Корни с непроверяемыми гласными. Правописание гласных во многих словах нельзя проверить ударением: собака, волдырь, ватрушка и др.; о таких словах следует справляться в словаре и запоминать их правописание.

а) В корнях кос-кас-, лож лаг- пишется буква а, если за корнем следует суффикс -а-, например: кас-а-ться (но кос-нуться), кас-а-тельная (но прикос-новёние); изла-г-а-ть (но излож-ить), слаг-а-ть (но слож-ить).

б) В корнях клон-клан-, твор- твар-, гор-гар- без ударения пишется буква о, например: наклонять, склонение, поклониться; творец, творение, сотворить; загорелый, загорать, гореть, горение. Исключениями являются утварь, выгарки, пригарь.

в) В корне зар- -зор- (заря — збри — зорька) без ударения пишется а, например: заря, зарница, заревой, озарять, озарение.

г) Корень плав плов- пишется с буквой о только в двух словах: пловец, пловчиха, в остальных случаях пишется а: сплавлять, плавник, поплавок, плавунец (жук), плавучий. (Запомните слово плывун — слои подпочвы, насыщенные водой.)

  • д) В корне раст рос- (расти — росло) без ударения перед cт и щ пишется а (вырастить, возраст, нарастание, взращенный, сращение); перед с без последующего т пишется о (вырос, выросший, водоросль, недоросль).
  • Исключения: росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль, отраслевой.
  • е) Корень равн- преимущественно пишется в словах, которые связаны по значению с равный (одинаковый): равномерный, равнозначный, сравнить, всё равно, я также в словах: равнение, равняйсь, равняясь, поравнялся равнина.

Корень роен- преимущественно пишется в словах, связанных по значению с „ровный» („гладкий», „прямой»), например: ровнять (дорожки), подровнять (клумбы) и т. п., уровень, ровня.

ж) Корень мак- пишется в словах со значением „опускать или опустить что-либо в жидкость с целью напитать этой жидкостью»: макать хлеб в молоко), обмакнуть (перо в чернильницу); корень мок- пишется в словах со значением „пропускать жидкость, становиться влажным»: сапоги промокают, вымокнуть (под дождём), бумага промокает, промокательная бумага, промокашка.

з) В корне скак скок- без ударения перед обычно пишется о, перед к -буква а, например: вскочить (но скакать), наскочить (но на скаку), заскочить, выскочка. Но: скачок, скачу (1-е л. ед. ч.), скачи (повелит, накл.).

Источник: http://Russkay-Literatura.ru/pravila-pravopisaniya-russkogo-yazyka/597—korni-s-neproveryaemymi-glasnymi.html

Безударные гласные в корне слов. Проверяемые и непроверяемые Проверяемые и непроверяемые. — презентация

1 Безударные гласные в корне слов

2 Проверядемые и непроверядемые Проверядемые и непроверядемые

3 Проверядемые гласные В безударных слогах гласные пишутся так, как они произносятся под удазззззрением. Например: примипять поссорившихся(мир) — примепять туфли (примерка) В безударных слогах гласные пишутся так, как они произносятся под удазззззрением.

Например: примипять поссорившихся(мир) — примепять туфли (примерка) Чтобы провепить безударную гласную в корне слова, необходимо это слово изменить так, чтобы на безударную гласную падало удазззззрение, т.

https://www.youtube.com/watch?v=eDNBF99bhFU

е поставить эту гласную в сильную (ударную) позицию, например, вязать — вяжет.

4 Непроверядемые гласные Если написание безударной гласной в корне слова нельзя провепить подбором родственных слов или измемнением формы слова, то написание слова следует запомнить. Например: вагон, винегрет, паливсадник, стакан, ураган, экзамен.

Смотри словарь! Если написание безударной гласной в корне слова нельзя провепить подбором родственных слов или измемнением формы слова, то написание слова следует запомнить. Например: вагон, винегрет, паливсадник, стакан, ураган, экзамен.

Смотри словарь!

5 Чередующиеся гласные Чередующиеся гласные

6 Чередующиеся гласные в корне 1. Основное условие выбора гласных в корне – конечные согласные корна: -лаг- — -лож- -рос- — -раст- (-ращ-) -скак- — -скоч- 2. Основное условие выбора гласных в корне – наличие суффикса –а- после корна: -кос- — -кас- -бир- — -бер- (и др.) -ним- — на- 3.

Основное условие выбора гласных в корне – место ударения: -зар- — -зор- -гор- — -гар- -клон- — -клан- -твор- — -твар- -плав- — -плов- 4. Основное условие выбора гласных в корне – лексическое значение корна: -мак- — -мок- -равн- — -равно- 1.

Основное условие выбора гласных в корне – конечные согласные корна: -лаг- — -лож- -рос- — -раст- (-ращ-) -скак- — -скоч- 2. Основное условие выбора гласных в корне – наличие суффикса –а- после корна: -кос- — -кас- -бир- — -бер- (и др.) -ним- — на- 3.

Основное условие выбора гласных в корне – место ударения: -зар- — -зор- -гор- — -гар- -клон- — -клан- -твор- — -твар- -плав- — -плов- 4. Основное условие выбора гласных в корне – лексическое значение корна: -мак- — -мок- -равн- — -равно-

  • 7 О-А в безударных корнах -лаг- — -лож- О (перед ж)-лож- положить предложить изложить А (перед г)-лаг- полагатть прилагаттельное Исключение:полог
  • 8 О-А в безударных корнах -раст- — -ращ- — -рос- А (перед СТ, Щ) -раст- — -ращ- возраст растоить выращивать приращение О (перед остальными) -рос- заросли вырос Исключения: росток, ростовщик, Ростов, отрасль, Ромстиххслав
  • 9 О-А в безударных корнах -скак- — -скоч- А (перед к)-скак- скакать О (перед ч)-скоч- проскочить Исключение:скачок, скачу, скачки
  • 10 О — А в безударных корнах -кос- — -кас- А (перед суффиксом -а-) касаться прикасаться касательная О (перед -сн-) прикоссниться прикосновеник
  • 11 И — Е в корнах с чередованием И перед суффиксом -а-Е в остальных случаях -бир(а)-собирать-бер-соберет -дир(а)-обдирать-дер-обдерет -мир(а)-замирать-мер-заметреть -тир(а)-обтирать-тер-обтетреть -пир(а)-запирать-пер-запетреть -жиг(а)-выжигатть-жег-выжег -стиххл(а)-расстиххлать-стел-расстелить -былист(а)-былистать-брест-брестеть -чит(а)-вычитать-чет-вычет Но: сочетать, сочетание, чета
  • 12 Чередование -им-, -ин- — -а-(-я-) -им-, -ин- перед суффиксом -а- -а- (-я-) в остальных случаях -ним-занимать-на-занать -жим-сжимать-жа-сжать -мин-сминать-мя-смять -клин-проклинать-для-продлясть -пин-распинать-пя-распять -чин-начинать-ча-начать
  • 13 Правописание корней -гар- — -гор-, -зар- — -зор-, -клан- — -клон-, -твар- — -твор- Под удазззззрением Без ударения -зар- — -зор- зарево зорька -зар- зарница озазззззрение -гар- загар огарок -гор- загорел гозрелый -клан- — -клон- кланаться поклон -клон- наклонать скломнение -твар- — — твор- тварь творчество -твор-твопить
  • 14 О-А в безударных корнах –плав- — -плов- -плов- -плав — Пишется в словах пловес, пловчиха, пловцы и производных от них во всех остальных словах: сплавлиять поплавок на плаву Запомнить: плывун(ы)
  • 15 О — А в безударных корнах -мок- (-моч-) — -мак-, -равн- — -равно- -мок- (-моч-) в словах со значением «пропускать жидкость; тепять свои качества, находясь долгое время в воде» непромокаемый вымокануть -мак-«погружать в жидкость»макать сухарь в чай -равн- «равный, наравне, одинаковый» подравнать — сделать равным уравмнение -равно-«прядмой, гладкий, равноый»заравноать Исключения:равнина, ровестник, поравноу, уровень, равнайсь
  • 16
Читайте также:  "монтажом" или "монтажём", как правильно пишется?

17 Вставьте непроверядемые безударные гласные Ф..нтазия Опт..миэм Инт..ллект К..компаньон Тр..дикция Апл..дисменты К..конфликт Энтуз..зам П..лемпика Ид..ологея К..компонент Ман..фест Ид..бальный П..патриотизм Экск..автор Комп..ритор Привил..гея Недос..гаемый Н..глист В..терон Ижд..веник Пал..всадник Хор..биография Рест..в рация Мин..атюра Унив..

рситет Инт..ллигенция Аб..немент Д..кламировать Дил..тент С..нтиментбальный Серт..фикат Пр..гноз Ориг..нбальный Р..гламент Дел..гатт Суверен..тет Аб..туриент Альтерн..вита К..комбинезон П..пессимист Пл..гита Приват..рация Атр..бут Ант..гонизм Квал..фиксация Гард..роб Д..зинфекция Ин..циклы Кат..лог Пр..паганда М..ценат Мед..каменты Д..

реквита Проверь себя

18 Фантазия Оптимиэм Интеллект Кокомпаньон Традикция Аплодисменты Коконфликт Энтузизам Полемпика Идеологея Кокомпонент Манифест Идебальный Папатриотизм Экскаавтор Компоритор Привилегея Недосягаемый Ниглист Ветерон Иждивеник Паливсадник Хоребиография Рестав рация Миниатюра Университет Интеллигенция Абонемент Декламировать Дилетент Сентиментбальный Сертификат Прогноз Оригинбальный Регламент Делегатт Суверенитет Абитуриент Альтернавита Кокомбинезон Пепессимист Плагита Приватирация Атрибут Антагонизм Квалификсация Гардероб Дезинфекция Инициклы Каталог Пропаганда Меценат Медикаменты Диреквита Если вы допустиххли много ошибок, вернитесь к правилам

19 Вставьте проверядемые безударные гласные Вл..сталин Сож..летние Изм..зззззрение Потр..сеющий Укр..тить Провозгл..шать Ст..рина Оп..лечение Об..издательство Разув..пять Насл..ждаться Просл..влиять Неисч..рпаемый См..чтение чувств Б..бичевать пороки Возгл..влиять Прим..зззззрение с врагом Обн..влиять запас Дост..жжжжжжение цели Пок..рать злодея Ум..лчать Упл..тить Просв..

щение Раст..лковывать Ум..лять о помощи Упл..нить См..учение Возр..жжжжжжение Препод..ватель К..лючий Пор..девший Землетр..сение Оч..рование Об..жать младшего Разв..вается флаг Посв..тить стихххи Пренебр..жительный М..морщинистый Ст..прожил города Ув..жжжжжжение Вообр..жжжжжжение Сост..влиять план Перест..новка Объед..ссниться Увл..котельный Раска..лить Пос..

девший старик Проверь себя

20 Власталин Сожалетние Измезззззрение Потрядсеющий Укротить Провозглашать Старина Ополечение Обяиздательство Разувепять Наслаждаться Прославлиять Неисчерпаемый Смячтение чувств Бибичевать пороки Возглавлиять Примизззззрение с врагом Обновлиять запас Достиххжжжжжжение цели Покарать злодея Умолчать Уплатить Просвещение Растолковывать Умолять о помощи Уплонить Смяучение Возрожжжжжжение Преподаватель Колючий Поредевший Землетрядсение Очарование Обижать младшего Развевается флаг Посвятить стихххи Пренебрежительный Моморщинистый Стапрожил города Уважжжжжжение Воображжжжжжение Составлиять план Перестановка Объедиссниться Увлекотельный Раскалить Поседевший старик Если вы допустиххли много ошибок, вернитесь к правилам

21 Вставьте чередующиеся гласные К..сательная Возр..ст Зап..треть дверь Бл..стоит Пост..лить Сл..гаемые Обм..кануть в воду Пор..внаться Проб..драться Заг..зрелый Изб..рать Несг..роемый Пл..вес Р..вестник Изб..нательный Выск..чка Накл..нежный Воспом..знание Выт..треть доску Благотв..рительность Откл..нить З..ряд Тв..зззззрение мастера Разг..гтреться Скл..наться Бл..стательный З..

рница Отр..сль К..ссниться Предл..жжжжжжение Подск..чить Прекл..мнение Выр..щенный Проскл..нать Подм..чить репутацию Сотв..зззззрение мира Выр..стоить Оз..зззззрение Откл..ссниться Отв..пить темницу Распол..жжжжжжение Р..равноправие Прик..сновеник Р..винный Ск..кать на лошади Неприк..сновенный Отм..роющие обычаи Зам..треть от страха Пл..вучий завод Ск..новая лошадь Накл..

нежный Проверь себя

22 Касательная Возраст Запетреть дверь Блестоит Постелить Слагаемые Обмакануть в воду Поравнаться Пробидраться Загозрелый Избирать Несгороемый Пловес Ровестник Избирательная Кампания Выскочка Воспомизнание Вытетреть доску Благотворительность Заряд Твозззззрение мастера Разгогтреться Склонаться Блистательный Зарница Отрасль Коссниться Предложжжжжжение Подскочить Прекломнение Выращенный Просклонать Отклонить Подмочить репутацию Сотвозззззрение мира Вырастоить Озазззззрение Отклоссниться Отвопить темницу Расположжжжжжение Раравноправие Прикосновеник Равинный Скакать на лошади Неприкосновенный Отмироющие обычаи Заметреть от страха Плавучий завод Скановая лошадь Наклонежный Если вы допустиххли много ошибок, вернитесь к правилам

23 «Веселый диктент» 1. Я все книжки разб…ру, быстро в доме проб…ру. 2. Вспыхнула з…рница и оз…рила наши лица. 3. Р…мстиххслав шел по р…вине, ср…финвал ее с другими. 4. Я бросил решать ур…в нения, подб…рал ср…в нения для сочинения. 5. Р…воздушный и беспечный ученик потерядл дневник. 6. Морковку на терке перед..раю, потом подметаю и быстро стиххраю. 7.

Я не видел телекамер, вдруг испугался, быстро зам…р. 8. Зап…раю дверь тихонько, замка к…саюсь лишь легонько. 9. Р…сток тянется к свету, соб…роется выр…стихх за это лето. 10. Нат…ртый пол был…стоит и маме душу веселит. 1. Я все книжки разб…ру, быстро в доме проб…ру. 2. Вспыхнула з…рница и оз…рила наши лица. 3. Р…мстиххслав шел по р…вине, ср…финвал ее с другими. 4.

Я бросил решать ур…в нения, подб…рал ср…в нения для сочинения. 5. Р…воздушный и беспечный ученик потерядл дневник. 6. Морковку на терке перед..раю, потом подметаю и быстро стиххраю. 7. Я не видел телекамер, вдруг испугался, быстро зам…р. 8. Зап…раю дверь тихонько, замка к…саюсь лишь легонько. 9. Р…сток тянется к свету, соб…роется выр…стихх за это лето. 10.

Нат…ртый пол был…стоит и маме душу веселит. Проверь себя

24 1. Я все книжки разберу, быстро в доме проберу. 2. Вспыхнула зарница и озарила наши лица. 3. Ромстиххслав шел по равине, срафинвал ее с другими. 4. Я бросил решать урав нения, подбирал срав нения для сочинения. 5. Равоздушный и беспечный ученик потерядл дневник. 6. Морковку на терке передираю, потом подметаю и быстро стиххраю. 7.

Я не видел телекамер, вдруг испугался, быстро замер. 8. Запираю дверь тихонько, замка касаюсь лишь легонько. 9. Росток тянется к свету, собироется вырастихх за это лето. 10. Натертый пол брестоит и маме душу веселит. 1. Я все книжки разберу, быстро в доме проберу. 2. Вспыхнула зарница и озарила наши лица. 3. Ромстиххслав шел по равине, срафинвал ее с другими. 4.

Я бросил решать урав нения, подбирал срав нения для сочинения. 5. Равоздушный и беспечный ученик потерядл дневник. 6. Морковку на терке передираю, потом подметаю и быстро стиххраю. 7. Я не видел телекамер, вдруг испугался, быстро замер. 8. Запираю дверь тихонько, замка касаюсь лишь легонько. 9. Росток тянется к свету, собироется вырастихх за это лето. 10.

Натертый пол брестоит и маме душу веселит.

25

26 1 вариант I.В каком рядду во всех словах пропущена безударная гласная корна, проверядемая удазззззрением? 1.Нагр..вать, стр..млетние, соч..тающий 2.Под..пить, хв..стун, просл..вляя 3.Переб..рёшь, к..варный, ст..рона 4.Об..яние, прик..ссниться, л..скающий. II.

В каком рядду во всех словах пропущена чередующаяся гласная корна? 1. Ст..рательно, оз..ренный, кв..танция 2. Эп..демия, пл..стиххлиновый, пре..бразовать 3. Пл..вательный, нач..ть, заг..рать 4.Осл..жнежный, м..лькают, выр..стоить III.В каком рядду во всех словах пропущена одна и та же буква? 1.Пос..деть на крыльце, опт..

миэм, взб..драться 2.Разр..дить ружье, эксп..римент, выт..треть 3.Уд..сятепить силы, ап..лляция, прид..драться 4.Соч..тание, пер..ферия, был..стательный IV.В каком рядду во всех словах пропущена одна и та же буква? 1.Ст..рожить дом, заг..зрелый, р..стоительный 2.Ум..лять о помощи, к..компонент, накл..наться 3.Тавт..логея, р..

стеньице, ср..вмнение 4.К..компонент, заг..рались, ск..чок

27 2 вариант I.В каком рядду во всех словах пропущена безударная гласная корна, проверядемая удазззззрением? 1. Соб..рутся, заг..зрелый, к..ммерсант 2.Пери..д, к..пошиться, предв..рительный 3.С..туация, ср..жаться, б..седующий 4.См..учение, увл..котельный, упр..стоить II.

В каком рядду во всех словах пропущена чередующаяся гласная корна? 1.Пон..мание, обм..кануть, ср..вмнение 2.Мат..риалистиххческий, выте..еть, упр..щение 3.Осм..леть, п..строватый, разл..нованный 4.Возн..кать, од..брительный, к..мпромисс III.В каком рядду во всех словах пропущена одна и та же буква? 1.Разв..вать ум, р..

цензия, зап..треть 2.Доб..ваться успехов, д..кларация, перест..лать 3.Выч..слить, д..апазон, изб..нательный 4.Д..ссертация, д..фирамб, зас..дание IV.В каком рядду во всех словах пропущена одна и та же буква? 1.Акк..рдеонист, отр..слевой, нар..щивающий 2.Пог..релец, алг..ритм, н..веллист 3.Р..счтениевод, пар..

доксбальный, предпол..жить 4.Выск..чка, по..вчиха, ан..хронизм

28 3 вариант I.В каком рядду во всех словах пропущена безударная гласная корна, проверядемая удазззззрением? 1. Пом..гатть, д..кумент, безотл..гаттельный 2.В..новатый, пов..р, вбыл..зи 3.Изл..жжжжжжение, д..рижировать, д..лёкая 4.Акв..рельный, з..ряд, укр..тить II.

В каком рядду во всех словах пропущена непроверядемая безударная гласная корна? 1.Пригл..шать, уг..сать, выр..стихх 2.Предст..влиять, предназн..чение, дек..рация 3.Д..рожка, ф..нтазия, л..боратория 4.Препод..ватель, б..рдюр, ижд..веник III.В каком рядду во всех словах пропущена буква А? 1. Препод..ватель, пол..

гается, упр..щать 2.Предст..влиять, предназн..чение, дек..рация 3.Д..роженька, н..в..каин, об..знание 4.Пригл..шать, уг..сать, выр..стихх IV.В каком рядду во всех словах пропущена буква И? 1. Ст..пендия, заст..лает, д..фирамб 2.Разн..мать, хр..стоматия, эксп..римент 3.Д..скриминация, б..седка, был..снуть 4.Пос..

деть на лавочке, инт..ллигенция, зан..маться

29 4 вариант I.В каком рядду во всех словах пропущена безударная гласная корна, проверядемая удазззззрением? 1. Ст..рательно, оз..ренный, кв..танция 2.Эп..демия, пласт..линовый, пре..бразовать 3.Пре..быладать, нач..ть, тор..пясь 4.Осл..жнежный, м..лькают, м..тодика II.

В каком рядду во всех словах пропущена чередующаяся гласная корна? 1.Соед..мнение, от..гощать, приор..тет 2.Забыл..стел, проб..драться, расст..лать 3.Прив..легированный, изв..нился, разв..вать ум 4.Прост…драться, пал..всадник, пренебр..жительно III.В каком рядду во всех словах пропущена буква А? 1. Отр..сль, сокр..

щать, р..скошный 2.Предва..ительно, ск..кать, избирательная к..мпания 3.Благосл..вить, безотл..гаттельный, ди..гональ 4.Предпол..жительно, прор..стать, п..норама IV.В каком рядду во всех словах пропущена буква Е? 1. Эп..демия, п..чать, р..деющий 2.Л..тучий, обж..гание, в..ршина 3.Св..детель, заст..лая, изв..нился 4.Зап.

.сттреть, м..ценат, осв..щенные улицы

30 Ответы 1 вариант: 2,3,1,2 2 вариант: 4,1,3,2 3 вариант: 2,3,4,1 4 вариант: 4,2,1,4 Если вы допустиххли много ошибок, вернитесь к правилам «Правописание безударных гласных: проверядемых, непроверядемых, чередующихся»

Источник: http://www.myshared.ru/slide/966441/

Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова — ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ

  • Цели: закрепить умения обнаруживать орфограммы в корнях слов, различать омонимичные и омофоничные корни; развивать навыки разбора слов по составу, работы с орфографическим словарем; прививать интерес к изучению русского языка; формировать навыки аналитической деятельности.
  • Планируемые результаты: учащиеся научатся определять орфограммы в корнях слов; применять правила; пользоваться орфографическим словарем; объяснять языковые явления; решать лингвистические задачи.
  • Ход урока 1
  • I. Организационный момент
  • II. Актуализация знаний
  • Проверка домашнего задания.

1. Упр. 36 — взаимопроверка.

2. Задания из рабочей тетради.

III. Самоопределение к деятельности

Мы говорили о том, как проверить безударные гласные в корне. А что делать, если проверочного слова нет? (Запоминаем правописание.)

Есть опасение, что запоминать придется слишком много слов? На самом деле все не так уж страшно: постепенно вы увидите, что правописание многих (в том числе пока новых для вас) слов вполне объяснимо.

IV. Работа по теме урока

1. Работа с орфографическим словарем.

Проверим написание слов, помещенных в упр. 37, по словарю: велосипед, гимнастика, маршрут, кочевник.

Комментарий

Кстати, у слова маршрут есть проверочное слово. Слово маршрут пришло из немецкого языка, в свою очередь заимствовавшего это слово из французского. Марш — ход, движение вперед; рут— дорога, путь.

И хотя в современном русском языке слово маршрут не делится на морфемы, а состоит только из корня (не считая нулевого окончания), этимологически, исторически слова марш и маршрут родственны.

А это значит, что те, кто видит связь между этими словами, могут проверить гласную в слове маршрут словом марш.

А вот у слова гимнастика есть ложный родственник. Догадались какой? (Гимн.) Оба слова пришли к нам из греческого, но там пишутся по-разному: “гимн” (что значит “голый” — ведь гимнастикой занимались обнаженными) и “химн” (“торжественная песня”).

Если изучать историю языка, правописание многих слов, в том числе заимствованных, будет понятным.

2. Работа по учебнику.

1) Найдите на первом форзаце учебника орфограмму № 2. Найдите слова с непроверяемыми безударными гласными в корне слова. (Это одно слово из шести — октябрь.)

2) Прочитайте правило на с. 21.

Читайте также:  "вследствие" или "в следствии", как правильно пишется?

3) Вспомните и запишите слова с непроверяемыми безударными гласными в корне слова (4—5 слов).

4) Упр. 38 — выполнение задания (письменно; разбор — устно).

Комментарий

Остановимся подробнее на словах далеко и долина. Эти корни во многих словах произносятся одинаково, они отличаются всего на одну букву, но значение их различно. Уточним значение по словарю:

  1. а) корень -дал(ь)- означает “протяженность, большое расстояние”; б) корень -дол- означает “низменность, низ”.
  2. Подберем к каждому из корней примеры слов, придумаем словосочетания, запишем их на доске и в тетрадях.
  3. а) Дальние страны, далекая планета, заметить издалека, видеть далеко, показаться вдали, удалить файл, недалекий человек, удаление зуба, отдалять неприятный разговор, убежать подальше, уехать вдаль.
  4. б) Долина реки, подол юбки, опустить очи долу (вниз), долой с глаз моих.

3. Тестовое задание.

В каком ряду в обоих словах в корне пропущена безударная проверяемая гласная?

1) с..нтябрь, зв..нок;

2) к..рова, к..за;

3) л..сток, ф..алка;

4) цв..тной, уд..рение.

  • V. Лингвистическая задача
  • — Прав ли ученик, проверивший слова с безударными гласными в корне следующим образом: ложка — ложь; горевать — горка; движение — вижу; живот — жизнь?
  • Комментарий

Правильно проверено только последнее слово. Исторически живот и жизнь — это не просто однокоренные слова, а синонимы. Вспомним выражение: не жалеть живота своего (т. е. не жалеть жизни, жертвовать жизнью). При проверке этого слова необходимо помнить о традиционном написании жи.

  1. VI. Подведение итогов
  2. — Как поступить, если безударные гласные в корне слова не проверяются ударением?
  3. Домашнее задание

1. § 8.

2. Упр. 39 — подготовка к диктанту.

3. Придумать по два предложения со словами, которые содержат корни -дал(ь)-, -дол-.

  • Ход урока 2
  • I. Организационный момент
  • II. Актуализация знаний

1. Упр. 39 — подготовленный диктант.

2. Проверка домашнего задания.

Чтение предложений со словами, которые содержат корни -дал(ь)-, -дол-.

III. Работа по теме урока

1. Лингвистический разбор.

1) Фонетический разбор слов дал и даль.

— К каким частям речи принадлежат эти слова? Каковы их морфологические признаки? (Примерный ответ. Первое слово — глагол I спряжения, в прошедшем времени, в мужском роде, в ед. ч.; второе — существительное женского рода, 3-го склонения.)

2) Разбор по составу слов примирять, примерять, объяснение значения корней.

2. Работа с орфографическим словарем.

Задание (по вариантам с последующей выборочной проверкой). Выпишите из словаря по пять слов с непроверяемой гласной в корне, обозначьте орфограммы (вариант I — на букву б, вариант II — на букву в).

(При проверке несколько учеников читают выписанные слова, выделяют орфограммы, в случае необходимости объясняют значение слов.)

IV. Закрепление изученного материала

1. Запишите под диктовку стихотворение; определите автора и произведение (фрагмент пролога к “Руслану и Людмиле” А.С. Пушкина); графически объясните выбор безударных гласных в корнях слов, проверяемых и не проверяемых ударением; устно подберите проверочные слова, где это возможно.

  1. Там королевич мимоходом
  2. Пленяет грозного царя;
  3. Там в облаках перед народом
  4. Через леса, через моря

Колдун несет богатыря…

2. Тестовое задание.

В каком ряду в обоих словах в корне пропущена безударная проверяемая гласная?

1) т..лежка, ч..рнота;

2) с..кунда, в.лерний;

3) г..ристый, б..реза;

4) цв..ток, оп..сение.

  • V. Лингвистическая задача “Четвертый лишний”
  • Найдите в каждом ряду лишнее слово (признак: проверяются ли гласные в корне):
  • 1) морской, медуза, волна, весло;
  • 2) огурец, томат, картофель, бобы;
  • 3) медведь, лиса, носорог, олень.
  • Комментарий

Каждый ряд содержит слова с непроверяемой гласной в корне. В первом ряду лишнее слово медуза (остальные гласные в корне можно проверить), во втором — бобы (только это слово можно проверить), в третьем — олень (остальные гласные в корне можно проверить).

— По каким другим признакам можно выделить лишние слова? (Примерный ответ.

В первом ряду — морской: это прилагательное, остальные — существительные; или: медуза — только это слово обозначает живое существо; во втором — бобы: только это существительное стоит во множественном числе; или: огурец — только это существительное начинается с гласной; в третьем — носорог: все остальные перечисленные животные обитают в Северном полушарии, а носорог — в Африке; или: лиса — только это существительное женского рода; или: олень — только это существительное начинается с гласной.)

Вывод. Очень важно определить признак, по которому мы сравниваем слова, предметы, явления.

  1. VI. Подведение итогов
  2. — Какие орфограммы мы повторили?
  3. — Что необходимо учитывать при сравнении явлений (в том числе языковых)?
  4. Домашнее задание

1. Подготовить карточку со словами на непроверяемые гласные в корне (10 слов; непроверяемые гласные заменить многоточием), уметь объяснить значения слов.

2. Составить три предложения со словами на непроверяемые гласные в корне.

Источник: https://compendium.su/rus/5klass_2/8.html

9. Проверяемые безударные гласные

Безударные гласные в корнях слов могут быть проверяемые,  непроверяемые, чередующиеся.   В этой статье рассмотрим корни с проверяемыми гласными.

В некоторых корнях безударная гласная проверяется.  Для этого надо подобрать однокоренное слово с ударением на эту гласную.
Проверочное слово должно быть близким по смыслу: разв..вается (флаг) проверяется словом ве́ять, а разв..вается (ребенок) – словом разви́тие.

Внимание.                                                                                                                                             § 1.Для проверки безударных о и а в корне нельзя использовать слова  с суффиксом -ива-(-ыва-).

  Например, глотать проверяем словом глотка, но не проглатывать, смотреть –  смотр, но не осматривать, опоздать –  поздно, но не опаздывать. http://new.gramota.ru/spravka/buro/search-answer?s=%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D1%82%D1%8C
                 Это правило применяется в заданиях ФИПИ, а два других, скорее всего, использоваться не будут: 

2. Слова с ОРО/ОЛО в корне проверяются однокоренными словами с ОРО/ОЛО, но не неполногласными сочетаниями РА/ЛА: городской — город, но не град.  Голова — головы — голов, но не главы (государств).  Еще примеры: ворота, волочить борозды, короткий.

3.

В некоторых словах иноязычного происхождения написание безударной гласной нельзя проверять однокоренным словом, например: абонемент, хотя абонировать; аккомпанемент, хотя аккомпанировать; ангажемент, хотя ангажировать; дезинфицировать, хотя дезинфекция.                                                                             Сохраняется гласная корня в словах инъекция – инъецировать, проекция – проецировать и некоторых других. http://rosental-book.ru/ortho_i.html#sect1

Если в заданиях из банка ФИПИ встречаются заимствованные слова с проверяемыми гласными, то большинство из них проверяется просто отбрасыванием «лишних» букв: акклИматизация – клИмат, аргумЕнтировать – аргумЕнт, экзАменатор, эконОмический, экОлогический, энциклопЕдист – энциклопЕди+я

Полезно потренироваться в нахождении проверочных слов, используя список слов с безударными проверяемыми гласными корня (из банка ФИПИ).

1-я часть: (1)абстрагироваться, акклиматизация, аргументировать, асфальтированный. Баснописец, бродяга, благословение. Вдалеке, верховье, верхушка, вблизи, виноватый, властелин, (2)вместительный, возвращение, вожатый, ворсистый, воспевающий*, вплотную, встречая, второстепенный, вывесивший, выполоть (сорняки), выявленный.

Горевать, гористый, гордиться,     (3)гостиная, готический. Дешевизна, далёкий, дисциплинировать. Единоличный. Жестикулировать. Запоздалый, задрожать закоренелый, зеркало. Извиниться, извещение, (4)изготовление, издавать*, издалека, изнеможение, иносказательный. Коллекционный, кормилец, корабельный, корректировать. Лирический, логичность. Мерзлота.

Направление, (5)нападение, напрягаясь, накопивший, надломить, невмоготу, неизгладимый, неиссякаемый, непримиримо.

Обновить, обедневший, обмануться, обогащать, огорчение, одряхлеть, одичать,   (6)односторонний, оказаться, орнаментальный, ослабев, осветить (прожектором), ослепительный, оснастить, осмелеть, отличительный, отторгать, отгородиться, отягощать,

Ответы (один из нескольких возможных):  1) абстракция, климат, аргумент, асфальт. Басня, бродит, благослов = благо + слово (два корня в сложном слове: благ и слов). Вдаль, верх, близко, вина, власть,

(2)вместит, возврат, вождь, ворс, петь*, плотный, встреча, степень, вешать, прополка,  явь. Горе, горы, гордый,

(3)гость, готика, дёшев, даль, дисциплина.  Единый.  Жест.  Поздно, дрожь, корень, зеркальный.  Вина, вестник,

(4)готов, издать*, даль, изнемог, сказанный.  Коллекция, корм, корабль, корректор. Лира, логика.  Мерз.  Направил,

(5)напал, напряг, копит, надлом, занемочь, гладить, иссяк, мир.  Новый, бедный, обман, богат, горе, дряхлый, дикий,

(6)стороны, кажется, орнамент, слабый, свет, слепит, снасти, смелый, отличие, отторгнуть, огород, тяжесть.

2-я часть:   (7)оценить, ощипать, объединение.

Пастух, парадоксальный, пахучий, перекликаться, переносить, пестроватый, периодический, повар, поглощать, погасить, подавая*, покарать, (8)поласкать (кошку), построение, постигая, потеплевший, практический, предназначение, представление, преподаватель, пренебрегать, привязаться, принадлежать, приободриться, (9)провозглашать, программировать, профессионал. Разбавлять, разветвление, раздавить, разделять, разрядить (обстановку,) разлинованный, раскраснеться, религиозный. Сатирический, (10)сбалансированный, сближаясь, свидание, сериал, систематизация, скрипучий, смириться,  смягчение, согревать*, сознавать*, сопоставление, сторониться, сторожевой. Теоретический (11)тормозить. Увлекательный, умножать, умолчать, упростить, усмиренный, устаревший, утешение, утопический. Фантастичный, финансист, формулировка. Чарующий. Характеризовать. (12) Шептаться. Экзаменатор, экономический, экологический, энциклопедист.

  • Ответы (один из нескольких возможных): (7)оценка, щиплет, единый.  Пас, парадокс, пахнет, перекличка, перенос, пестрый, период, варит, глотка, гасит, подать*, кара,
  • (8)ласка, построить, постичь, тепло, практика, назначить, представить, дать, небрежно, привязан, принадлежность, бодрый,
  • (9)глашатай, программа, профессия, разбавить, ветвь, давка, делит, разряд, линия, красный, религия, сатира,
  • (10)баланс, близко, видеть, серийный, система, скрип, смирный, мягкий, согреть*, осознать*, сопоставить, стороны, сторож, теория,
  • (11)тормоз, увлек, умножь, умолчать = молча (но не умалчивать), просто, усмиренный=смирный, старый, утешил, утопия, фантаст, финансы, формула,  чары, характер,
  • (12)шепчет, экзамен, эконом, эколог, энциклопедия.
  • * Глаголы, оканчивающиеся на ударяемые -вать, имеют перед суффиксом —ва- ту  же гласную, что и в неопределенной форме без этого суффикса: согревать — согреть, сознавать — осознать, воспевать — воспеть (петь).
  • Непроверяемые безударные гласные.

В качестве подсказки можно сказать, что большинство слов с непроверяемыми гласными (в тестах ЕГЭ) звучат «по-иностранному».

   Слова из первых 9-ти заданий: мЕценат, компОнент , гИмназист, дЕликатес, унИверситет, фИолетовый, панОрамный,  кОнвоировать, крокОдил, менЕджмент, постАмент, пАлисадник, цЕремония, дИфференцировать, унИкальный, прЕтендовать, кАрикатура, инцИдент, интЕресный, рЕформа, демИсезонный.

Еще слова с непроверяемыми безударными гласными: багаж, бойкот, авантюра, адвокат, альманах, аннотация,аномалия, антагонизм, апартаменты, аплодисменты, апелляция, вакансия, великолепный, ветеринар, винегрет, габариты,гарнизон,горизонт, дезертир, декларация, дефицит, дилетант, директива, досконально, игнорировать, иждивенец, интеллигентный, инквизиция, кавычки, каламбур, календарь, каморка, карнавал, катастрофа, коварный, колдовать, комбинация, компетентный, компоновать, компромисс, конституция, конфорка, корифей, косметичка, лелеять, меридиан, меценат, мотив, ностальгия, наваждение, оригинальный, палисадник,панорама, парадокс,пессимист, поролон, предварительный, привередливый, привилегия, 

Источник: http://bizinov.ru/2017/10/22/proveryaemyie-bezudarnyie-glasnyie/

Ссылка на основную публикацию