Когда пишется суффикс -онок, а когда -ёнок- в словах?

Презентация у уроку русского языка «Правописание суффиксов — онок, -ёнок.

Когда пишется суффикс -онок, а когда -ёнок- в словах?

  • Русский язык Тема: «Правописание суффиксов –ОНОК, -ЁНОК»
  • Учитель начальных классов
  • высшей категории
  • МБОУ НОШ №95
  • город Челябинск
  • Черничкина Галина Валентиновна

Когда пишется суффикс -онок, а когда -ёнок- в словах?

3 класс

УМК « Перспективная начальная школа»

Когда пишется суффикс -онок, а когда -ёнок- в словах?

  1. Мы пришли сюда
  2. УЧИТЬСЯ.
  3. Не лениться, а
  4. ТРУДИТЬСЯ.
  5. Работать как?
  6. СТАРАТЕЛЬНО!
  7. А слушать как?
  8. ВНИМАТЕЛЬНО!

Когда пишется суффикс -онок, а когда -ёнок- в словах?

Словарный диктант

Когда пишется суффикс -онок, а когда -ёнок- в словах?

Найди лишнее слово

  • слонёнок
  • медвежонок
  • собачонок
  • бычок
  • котёнок
  • лосенок
  • бельчонок
  • рысёнок

Когда пишется суффикс -онок, а когда -ёнок- в словах?

  • «ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ
  • ОНОК, -ЁНОК» ЦЕЛИ
  • Учиться…
  • Находить…
  • Различать…
  • Узнать…
  • Повторить…
  • Продолжить…
  • Употреблять…

Когда пишется суффикс -онок, а когда -ёнок- в словах?

Исправь ошибку

стрижёнок, цыплёнок, грачонок, индюшёнок, козлонок, ребёнок, моржёнок, страусёнок, медвежёнок, ослёнок

Когда пишется суффикс -онок, а когда -ёнок- в словах?

Правило

  • После мягких согласных, кроме [ч ’ ]    пишется суффик c – ёнок- тигрёнок, телёнок.
  • После твёрдых согласных и [ч ’]  

пишется суффикс    -онок-: волчонок, мышонок.

Когда пишется суффикс -онок, а когда -ёнок- в словах?

9

Когда пишется суффикс -онок, а когда -ёнок- в словах?

  1. ё
  2. ё
  3. ут…нок
  4. слон…нок
  5. о
  6. о
  7. лягуш…нок
  8. еж…нок
  9. о
  10. ё
  11. зайч…нок
  12. орл…нок
  13. о
  14. ё
  15. 10

Алгоритм

Чтобы не ошибаться в написании суффиксов  –онок-  и  –ёнок -, нужно:

  • выделить корень
  • определить, какой согласный звук перед суффиксом
  • После мягких согласных, кроме [ч ’ ]    пишется суффик c – ёнок- тигрёнок, телёнок.
  • После твёрдых согласных и [ч ’]  
  • пишется суффикс    -онок- волчонок, мышонок.
  1. ёнок
  2. онок
  3. +
  4. ёнок
  5. рыс…
  6. +
  7. бельч….
  8. онок
  9. +
  10. мыш…
  11. онок
  12. +
  13. страус…
  14. ёнок
  15. +
  16. лис…
  17. ёнок
  18. +
  19. еж…
  20. онок
  21. +
  22. ёнок
  23. лос…
  24. +
  25. онок
  26. медвеж…
  27. +
  28. ёнок
  29. слон…
  30. +
  31. ёнок
  32. цыпл…
  33. +
  34. онок
  35. волч…
  36. +
  37. ёнок
  38. козл…
  • Самостоятельная работа
  • Составь словосочетания.
  • Разбери слова по составу.
  • маленький
  • глупый
  • голодный
  • Запиши название детёнышей
  1. слона         коровы            тигра
  2. волка         льва                 страуса
  3. лося           оленя               моржа
  4. лисы          барсука           орла
  5. белки         мыши              ежа

РЕФЛЕКСИЯ

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал, что…
  • я приобрел…
  • я научился…
  • у меня получилось …
  • я смог…
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • урок дал мне для жизни…
  • мне захотелось…

СПАСИБО

ЗА УРОК!

Источник: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/presentacii/pravopisaniie-suffiksov-onok-ionok

Написание суффиксов онок енок правило

УМК «Начальная школа XXI век» 2 класс (1-4)

Образовательные цели:

  • Закрепить знания об имени существительном как о части речи.
  • Учить анализировать языковой материал.
  • Учить правильно писать суффиксы -ёнок- и -онок-.

Развивающие цели:

  • Развивать навык работы в группе.
  • Развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, делать выводы.

Воспитательные цели:

  • Показать необходимость знаний русского языка.
  • Воспитывать умение работать в коллективе.
  • Конспект урока
  • Этапы урока
  • Ход урока
  • Долгожданный дан звонок – Начинается урок.
  • – Как определить какой суффикс напишем? (В именах существительных мужского рода пишется суффикс -ЕЦ-
  • В именах существительных женского рода пишется суффикс -ИЦ-)

– Прочитайте предложения. В каких ситуациях так говорят?

Добрая послов…ца ко времени молвится.

– Как называются такие предложения в русском языке? (Пословицы) – Докажите.

Запишите. Вставьте пропущенные буквы.

Не барашек и не кот, Носит шубу круглый год. Шуба серая – для лета, Для зимы – другого цвета.

  1. (Заяц)
  2. (Ворона)

Окраской – сероватая, Повадкой – вороватая, Крикунья хрипловатая – Известная персона.

Словарь: заяц, ворона – Проверяем. Назовите непроверяемые орфограммы.

– Что общего у данных слов? (Имя существительное, одушевлённое)

Образуйте от данных слов уменьшительно-ласкательные существительные.

Словарь: заяц, ворона

зайчонок, воронёнок – С помощью какой части слова образовались новые слова? (Суффиксов -онок-, -ёнок-)

Вывод: после мягких согласных, кроме ч, пишется суффикс -ёнок-. После твёрдых согласных и ч пишется суффикс -онок-.

  • Работа в группах
  • Птички
  • Птички в гнёздышке сидят И на улицу глядят. Погулять они хотят
  • И тихонечко летят.
  • (Дети имитируют разлетающихся птиц)
  • Учимся применять правило:
  • (Опорная таблица на доске)
  1. Выдели корень слова.
  2. Определить, какой согласный звук стоит перед суффиксом.
  3. Если это твёрдый согласный или шипящие ш, ж, ч, пишем – -онок-, если нет – -ёнок-.

2. Учебник стр.114 упр.1

Выпиши слова в два столбика 1) суффикс -ёнок-; 2) суффикс -онок-. Пользуйся опорной таблицей.

  1. Стриж…нок, бельч…нок, цыпл…нок, слон…нок, лис…нок, индюш…нок, рыс…нок, мыш…нок, козл…нок, реб…нок,
  2. 3. Игра «Крестики-нолики»
  3. Согласны – О Не согласны – Х

1. волчонок 4. ежонок 7. утёнок 2. моржонок 5. барсучёнок 8. грачонок 3. страусёнок 6.лягушонок 9.скворчонок.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Правописание суффиксов -oнок- и -ёнок- в словах

Суффикс -онок- пишется после твердых согласных и шипящих корня существительных, суффикс -ёнок — после мягких согласных, кроме «ч», в названиях птенцов и детенышей животных.

В русском языке названия птенцов и детенышей животных образуются с помощью суффикса -онок-/-ёнок-, например:

  • лев — львёнок (льв-ёнок_ — корень/суффикс/окончание),
  • барсук — барсучонок (барсуч-онок_ — корень/суффикс/окончание).

Как выбрать в слове нужный вариант суффикса, -онок- или -ёнок-?

Чтобы ответить на этот вопрос, вначале вспомним, что такое суффикс и какое значение он имеет в слове.

Правописание суффикса -ёнок-

А теперь образуем новые слова, названия птенцов и детенышей животных, с помощью суффикса -ёнок-:

  • рысь — рысёнок, ворона — воронёнок,
  • олень — оленёнок, страус — страусёнок,
  • козел — козлёнок, гусь — гусёнок,
  • слон — слонёнок,утка — утёнок,
  • кенгуру — кенгурёнок, соловей — соловьёнок.

Обратим внимание, что суффикс -ёнок- употребляется в написании существительных после мягких согласных корня, кроме всегда мягкого [ч’].

Правописание суффикса -онок-

Обратимся к суффиксу -онок- и получим с его помощью новые существительные:

  • волк — вол ч онок, скворец — сквор ч онок,
  • барсук — барсу ч онок, сорока — соро ч онок,
  • верблюд — верблю ж онок, стриж — стри ж онок,
  • ёж — е ж онок, уж — у ж онок,
  • мышь — мы ш онок, индюк — индю ш онок.

Теперь посмотрим, после каких гласных корня слов пишется под ударением данный суффикс. Как видим, это шипящие согласные — всегда твердые звуки [ж] , [ш] и всегда мягкий звук [ч’] .

Чтобы выбрать нужный вариант суффикса, воспользуемся следующим алгоритмом:

  1. выделим корень в слове;
  2. посмотрим, на какой согласный он заканчивается;
  3. после твердого согласного и шипящих «ж», «ш», «ч» корня существительных под ударением напишем суффикс -онок-, после любого мягкого согласного, кроме «ч», напишем -ёнок-.

Когда пишется суффикс -онок, а когда -ёнок- в словах?

Подробно, как пошагово пользоваться этим правилом, прочитаем в статьях о правописании слов «зайчонок» и «бельчонок«.

russkiiyazyk.ru

Слова с суффиксом -енок-, -онок-: примеры слов и правила

Согласно обучающим школьным программам, период, когда дети изучают слова с суффиксом -енок, – 3 класс. Слова с данным суффиксом нередко вызывают затруднения в аспекте словообразования и написания.

Данные затруднения связаны, прежде всего, с фонетикой, а именно — при звучании буква -е- дает звук [о]. Например, слово «лисенок», содержащее в суффиксе букву -е-, в транскрипции будет выглядеть так: [л`ис`онок]. Таким образом, буква -е- при звучании после мягкого согласного [с`] трансформируется в звук [о].

Поэтому важно при изучении данной темы уделить особое внимание вопросу образования новых слов с использованием указанных суффиксов, а также правильному выбору -о- и -е- в их написании.

Кроме четких правил, регламентирующих выбор суффикса в той или иной словообразовательной ситуации, существуют некоторые аспекты, определяющие употребление данного аффикса в плане смысловой нагрузки, которую он придает исходному слову. На это следует обратить особое внимание.

Когда пишется суффикс -онок, а когда -ёнок- в словах?

Слова с суффиксом -онок/-енок: примеры

Примеры слов с суффиксом -онок:

  • галчонок;
  • медвежонок;
  • сычонок;
  • лягушонок;
  • бочонок;
  • курчонок;
  • турчонок;
  • зайчонок;
  • бельчонок;
  • крольчонок;
  • собачонок;
  • кукушонок;
  • стрижонок;
  • скворчонок;
  • черепашонок;
  • паучонок;
  • мышонок;
  • рачонок;
  • ежонок;
  • моржонок;
  • внучонок;
  • барсучонок;
  • казачонок;
  • верблюжонок;
  • мальчонок;
  • дьячонок;
  • индюшонок;
  • волчонок;
  • грачонок;
  • пастушонок;
  • китайчонок.

Примеры слов с суффиксом -енок:

  • утенок;
  • котенок;
  • зверенок;
  • совенок;
  • дьяволенок;
  • бесенок;
  • масленок;
  • опенок;
  • лисенок;
  • поросенок;
  • львенок;
  • гусенок;
  • козленок;
  • вороненок;
  • журавленок;
  • орленок;
  • слоненок;
  • лосенок;
  • кукленок;
  • цыпленок;
  • поваренок;
  • козленок;
  • кенгуренок;
  • аистенок;
  • крысенок;
  • олененок;
  • постреленок;
  • теленок;
  • тигренок.

Когда пишется суффикс -онок, а когда -ёнок- в словах?

Употребление

Словообразовательные суффиксы -онок/-енок в большинстве случаев употребляются для создания слов мужского рода, обозначающих названия детенышей животных.

Данные аффиксы выполняют словообразовательную функцию и служат для создания новых слов с определенным лексическим значением.

Однако обозначение названий детенышей животных — не единственная функция, которую выполняют данные морфемы.

Слова с суффиксами -енок и -онок имеют уменьшительно-ласкательное, либо пренебрежительное значение, и указывают на детскость, невзрослость обозначаемых понятий.

Поэтому, прежде чем использовать слово с данным суффиксом, важно не только владеть правилами его написания, но и определить контекст речевой ситуации, в которой оно будет употреблено.

fb.ru

Правописание суффиксов -онок-, -енок-

Когда пишется суффикс -онок, а когда -ёнок- в словах?

Знакомство с правилом правописания суффиксов -онок-, -енок-.

Просмотр содержимого документа «Правописание суффиксов -онок-, -енок-»

Когда пишется суффикс -онок, а когда -ёнок- в словах?

  • Зоопарк – это музей живой природы.
  • Когда пишется суффикс -онок, а когда -ёнок- в словах? Когда пишется суффикс -онок, а когда -ёнок- в словах?
  • Кур в деревне крадёт .

Когда пишется суффикс -онок, а когда -ёнок- в словах?

  1. Что за зверь такой лесной,
  2. Встал, как столбик,
  3. И стоит среди травы, уши больше головы?

Когда пишется суффикс -онок, а когда -ёнок- в словах?

  • Травы копытами касаясь,
  • Ходит по лесу красавец,
  • Ходит смело и легко,
  • Рога раскинув широко.

Когда пишется суффикс -онок, а когда -ёнок- в словах?

  1. Он в берлоге спит зимой
  2. Под большущею сосной.
  3. А когда придёт весна,
  4. Просыпается от сна.
  5. Лежала между ёлками
  6. Подушечка с иголками.
  7. Потом вдруг убежала.
  8. Вы разве не знаете папы-
  9. Большого рыжего льва?
  10. У него тяжёлые лапы
  11. И косматая голова.
  12. Работа в группах.
  • Зайчонок
  • Медвежонок
  • Ежонок
  • Учимся писать суффиксы -онок-, -ёнок-.
  • Учимся применять правило: -онок- или -ёнок-?
  • Выдели корень.
  • Определи, какой согласный звук стоит перед суффиксом.
  • Если это твёрдый согласный или [ ч´ ], пиши суффикс онок- , если нет, пиши суффикс -ёнок-.
  1. kopilkaurokov.ru

Правописание суффиксов -онок-, -ёнок-. 2-й класс

  • Цель урока: сформулировать и научить при менять правило правописания суффиксов -онок-, -ёнок-.
  • Задачи:
  • 1. Формировать умение находить и выделять суффикс в словах;

2. Развивать умение наблюдать за словами, формулировать учебную задачу урока, отвечать на поставленные вопросы.

3. Воспитывать умение работать в паре, чувство товарищества, доброго отношения к животным.

Формируемые УУД:

Личностные:

  • сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, развивать способность к самооценке.
Читайте также:  "монтажом" или "монтажём", как правильно пишется?

Регулятивные:

  • принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия, выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Познавательные:

  • осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы, модели, схемы, высказываться в устной и письменной форме, анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез (целое из частей), проводить сравнение, классификацию по разным критериям, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения об объекте, обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку).

Коммуникативные:

  • допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу, контролировать действия партнера, использовать речь для регуляции своего действия.

Оборудование: учебник “Русский язык”, автор Иванов С.В., карточки для работы в парах, карточка-опора (алгоритм), иллюстрации животных, сигнальные карточки, мультимедийное оборудование, презентация урока.

  1. Тип урока: изучение нового материала
  2. Форма организации урока: беседа
  3. Используемые технологии: технология личностно ориентированного обучения

Долгожданный дан звонок, Начинается урок! Звуки с буквами пришли, Детям знанья принесли. А теперь проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте? Всё ль в порядке? Ручка, книжка и тетрадка! Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок. Постарайтесь всё понять,

  • Слушать, думать, рассуждать!
  • У: — Какую тему мы изучаем на последних уроках русского языка? (Суффикс)

У: — Проверим, что знаем о суффиксе. На экране будут появляться высказывания о суффиксе, а вы сигнальными карточками будете показывать, верные они или нет. (Слайд ):

1. Служит для образования новых слов.

2. Стоит после корня, перед окончанием.

3. Обозначается “домиком”.

4. Чтобы найти суффикс, надо выделить корень и окончание..

5. Суффикс имеет значение.

  1. (Красный цвет – “не согласен”, зеленый – “согласен”)
  2. У: — Дома вы учились находить суффикс в словах, проверим, как вы выполнили домашнее задание,
  3. (На доске слова с выделенными частями слова: лесной, травинка, листок)
  4. У: — Как вы считаете, научились ли вы находить суффикс в слове?

У: — Урок будет сегодня не совсем обычный. Мы отправимся в гости. А куда, вы узнаете, если правильно отгадаете загадку.

Есть такой чудесный дом, Много есть животных в нем. Дарят людям радость, смех.

Этот дом известен всем. (Зоопарк)

У: — Посмотрите, в нашем зоопарке живут совсем маленькие животные. Назовите его обитателей.

  • (На доске картинки (фотографии) детенышей животных: котёнок, утенок, цыпленок, медвежонок, ежонок, гусенок, тигренок, бельчонок, лисенок и др.)
  • У: -На какие группы вы можете их разделить? (Дикие и домашние, звери и птицы)
  • У: — Мы сегодня на уроке откроем один секрет и узнаем, как еще можно разделить наших малышей.
  • У: — Кто из вас может сказать, с помощью чего образовались эти слова – названия детенышей?
  • У: — С помощью каких суффиксов?

У вас на партах список слов. Прочитайте слова внимательно и попробуйте ответить на вопрос: в словах пишется суффикс – онок-, а когда суффикс – ёнок-?

Обратите внимание на произношение звуков, которые стоят перед суффиксами.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Источник: https://niitek.ru/post/napisanie-suffiksov-onok-enok-pravil/

Правописание суффиксов "онок" и "ёнок" в словах

  • Если перед суффиксом идёт твёрдый или шипящий согласный, то в ударном положении пишется буква «О», гласная «Ё» будет писаться, если корень оканчивается на мягкий согласный (исключение: после «Ч» всегда употребляется суффикс -онок-).
  • Чаще всего указанные суффиксы используются для ласкового наименования детенышей зверей и птиц.
  • Примеры:
  • верблюд + онок = верблюжонок;
  • лис + ёнок = лисёнок.

Правильное употребление суффикса —онок- либо —ёнок- зависит от предыдущего согласного.

Чтобы не допускать ошибок при написании, не лишним будет дать определение понятию «суффикс».

Суффикс — это морфема, находящаяся за корнем, которая образует новые формы слова.

Правописание суффикса -ёнок-

Когда пишется суффикс -онок, а когда -ёнок- в словах?

Дополнив морфемой «ёнок» существительные, обозначающие зверей, получим новые слова:

  • кабан — кабанёнок;
  • сова — совёнок;
  • кот — котёнок;
  • лис — лисёнок;
  • бобр — бобрёнок;
  • тигр — тигрёнок;
  • лось — лосёнок;
  • крыса — крысёнок;
  • орёл — орлёнок;
  • козёл — козлёнок.

Из примеров видно, что буква «Ё»пишется только, если она следует за мягким согласным, на который оканчивается корень слова. Исключение составляет лишь звук «Ч» (он всегда будет мягким, после него пишется О).

Правописание суффикса -онок-

Когда пишется суффикс -онок, а когда -ёнок- в словах?

Образовать новые слова можно при употреблении суффикса -онок-. Примеры:

  • медведь — медвежонок;
  • заяц — зайчонок;
  • белка — бельчонок;
  • галка — галчонок;
  • кукушка — кукушонок;
  • чиж — чижонок;
  • паук — паучонок;
  • морж — моржонок;
  • грач — грачонок;
  • лягушка — лягушонок.

Буква «О» в ударном положении будет писаться в суффиксе, если она находится после шипящих (Ж, Щ,Ч, Ш).

Подведём итоги

В суффиксах -онок-/-ёнок- будет писаться О после шипящих согласных, Ё — после мягких согласных, кроме Ч. Для того, чтобы не допустить ошибку при написании этих суффиксов, нужно придерживаться следующей схемы:

  1. провести морфемный разбор, обозначить корень слова, подобрав однокоренные слова;
  2. обратить внимание на последнюю букву в корне слова, определить её мягкость или твёрдость;
  3. если корень заканчивается на твёрдый согласный или же шипящий, то напишем суффикс —онок-, если же последней буквой корня является мягкий согласный (кроме Ч), то напишем -ёнок-.

Источник: http://koreniz.ru/spravochnik/138_pravopisanije-suffiksov-onok-i-jonok-v-slovah/

Написание суффиксов онок енок правило — Правовые вопросы и ответы

Согласно обучающим школьным программам, период, когда дети изучают слова с суффиксом -енок, – 3 класс. Слова с данным суффиксом нередко вызывают затруднения в аспекте словообразования и написания.

Данные затруднения связаны, прежде всего, с фонетикой, а именно — при звучании буква -е- дает звук [о]. Например, слово «лисенок», содержащее в суффиксе букву -е-, в транскрипции будет выглядеть так: [л`ис`онок]. Таким образом, буква -е- при звучании после мягкого согласного [с`] трансформируется в звук [о].

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Поэтому важно при изучении данной темы уделить особое внимание вопросу образования новых слов с использованием указанных суффиксов, а также правильному выбору -о- и -е- в их написании.

Кроме четких правил, регламентирующих выбор суффикса в той или иной словообразовательной ситуации, существуют некоторые аспекты, определяющие употребление данного аффикса в плане смысловой нагрузки, которую он придает исходному слову. На это следует обратить особое внимание.

Новообразованные формы употребляются в зависимости от речевой ситуации и смыслового значения, которым наделяется образуемое слово.

Примеры слов с суффиксом -онок:

  • галчонок;
  • медвежонок;
  • сычонок;
  • лягушонок;
  • бочонок;
  • курчонок;
  • турчонок;
  • зайчонок;
  • бельчонок;
  • крольчонок;
  • собачонок;
  • кукушонок;
  • стрижонок;
  • скворчонок;
  • черепашонок;
  • паучонок;
  • мышонок;
  • рачонок;
  • ежонок;
  • моржонок;
  • внучонок;
  • барсучонок;
  • казачонок;
  • верблюжонок;
  • мальчонок;
  • дьячонок;
  • индюшонок;
  • волчонок;
  • грачонок;
  • пастушонок;
  • китайчонок.

Примеры слов с суффиксом -енок:

  • утенок;
  • котенок;
  • зверенок;
  • совенок;
  • дьяволенок;
  • бесенок;
  • масленок;
  • опенок;
  • лисенок;
  • поросенок;
  • львенок;
  • гусенок;
  • козленок;
  • вороненок;
  • журавленок;
  • орленок;
  • слоненок;
  • лосенок;
  • кукленок;
  • цыпленок;
  • поваренок;
  • козленок;
  • кенгуренок;
  • аистенок;
  • крысенок;
  • олененок;
  • постреленок;
  • теленок;
  • тигренок.

Словообразовательный суффикс -онок/-енок может употребляться для образования не всех названий детенышей животных. Например, существуют названия животных, для обозначения названий которых используется другая парадигма слова.

Например.

Животное Название детеныша
баран ягненок
лошадь жеребенок
свинья поросенок
курица цыпленок
корова теленок

Существуют названия животных, для обозначения детенышей которых нельзя использовать суффиксальный способ словообразования.

жираф – детеныш жирафа, бегемот – детеныш бегемота.

Не существует четкого правила, регламентирующего употребление или неупотребление данных суффиксов с конкретным словом. Основная причина здесь историческая. Поэтому такие слова следует просто запомнить, чтобы не допускать в дальнейшем ошибки в словообразовании.

Чтобы определить, какое слово с суффиксом –енок или с суффиксом -онок следует написать в том или ином случае, необходимо руководствоваться следующими правилами.

медведь — медвеж´онок

Когда пишется суффикс -онок, а когда -ёнок- в словах?

  • мышь – мыш´онок
  • еж — еж´онок
  • лягушка — лягуш´онок
Слова с суффиксом енок: примеры слов Мягкий согласный
тигренок тиг [р`] енок
лисенок ли [с`] енок
бесенок бе [с`] енок
кукленок кук [л`] енок

основа слова суффикс -е (о) нок окончание (при необходимости)

Исходное слово Словообразовательная основа Конечное слово Выбор суффикса
сова сов совенок Основа конечного слова оканчивается на мягкий не шипящий [в`] – словообразовательный суффикс -енок.
лось лос лосенок Основа конечного слова оканчивается на мягкий не шипящий [с`] — словообразовательный суффикс -енок.
мышь мыш мышонок Основа оканчивается на шипящий [ш] – словообразовательный суффикс –онок.
батрак батрак батрачонок Основа оканчивается на шипящий [ч] – словообразовательный суффикс -онок.

Особое внимание при образовании новых слов следует обратить на чередование согласных букв в исходном и конечном слове.

Источник: https://auto-omega.ru/yurist/napisanie-suffiksov-onok-enok-pravilo/

Написание суффиксов -онок-, -ёнок-

Конспект урока русского языка в 3 классе.

Структура урока и ход урока

1. Вхождение в деятельность.

  • Прозвенел звонок и смолк –
  • Начинается урок.
  • Все за парты тихо сели,
  • На меня все посмотрели.
  • Пожелайте успехов глазами
  • И вперёд, за новыми знаниями!
  • Разминка пальчиков перед началом письма.
  • — Откройте тетради, запишите число, классная работа.
  • Послушайте загадки, постарайтесь их отгадать:

– Отгадайте загадки. Запишите отгадки.

  1. Учащиеся выходят к доске по очереди и записывают слова отгадки.
  2. Не барашек и не кот,Носит шубу круглый год.Шуба серая – для лета,
  3. Для зимы – другого цвета.
  4. (Заяц)
  5. Какую орфограмму вы видите в этом слове?
  6. В написании какой буквы можно ошибиться?
  7. Можно её проверить?
  8. А если её нельзя проверить, что в таких случаях надо делать?
  9. — это словарное слово, надо запомнить как это слово пишется.
  10. Окраской – сероватая,Повадкой – вороватая,Крикунья хрипловатая –Известная персона.(Ворона)
  11. Какую орфограмму видим в этом слове?
  12. Безударная гласная в корне.
  13. Пушистый хвост торчит с верхушки,
  14. Что за странная зверушка,
  15. Щёлкает орехи мелко,
  16. Ну конечно, это (белка)
  17. Он в лесу глухом живёт,
  18. Он большой и косолапый.
  19. Любит ягоды и мёд,
  20. А зимой он спит в берлоге.
  21. Это медведь.
  22. Записали слова в столбик по очереди.
  23. Объяснили слово медведь.
  24. — что общего у данных слов?
  25. — это имена существительные, обозначают живые предметы, одушевлённые.
  26. — каким общим словом можно объединить все эти слова?
  27. Животные.
  28. Кто увидел орфограмму в этом слове, назовите её.
  29. — жи пиши с и
Читайте также:  Правильное написание слова "неважно"

Эти животные потеряли своих детей. Давайте поможем им их найти.

  • Заяц-зайчонок
  • Ворона-воронёнок
  • Белка-бельчонок
  • Медведь-медвежонок
  • Что можно сказать о получившихся словах?
  • — это новые слова.
  • -при помощи чего образовались новые слова?
  • — при помощи суффикса –онок-, -ёнок-.
  • — кто догадался, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
  • — о суффиксах
  • — я предлагаю вспомнить, что вы знаете о суффиксах?
  • — часть слова, пишется после корня, служит для образования новых слов.

— с какими суффиксами мы уже знакомы? Назовите их.

  1. -к-, -ок-, -ик-, -очк-, -ечк-
  2. — с какими будем знакомится сегодня?
  3. -онок-, -ёнок-
  4. Тема урока: Употребление и написание слов с суффиксами –онок-, -ёнок-.
  5. Записать заранее, закрытьбумагой, а потом снять.
  6. Физпауза: Хомка
  7. — сегодня на уроке нам предстоит определить, когда в слове мы будем писать суффикс –онок-, а когда –ёнок-
  8. Обратим ещё раз внимание на слова , записанные на доске:
  9. Зайчонок
  10. Воронёнок
  11. Бельчонок
  12. Медвежонок
  13. Можно добавить ещё мышонок
  14. Лисёнок
  15. Волчонок
  16. — выделим суффиксы
  17. Обратим внимание на согласный звук, на который оканчивается корень слова.
  18. — согласные ж, ш всегда твёрдые, а звук ч всегда мягкий, его не нужно смягчать, после твёрдых согласных я буду писать суффикс -онок-,
  19. А перед мягкими согласными, кроме ч я буду писать суффикс –ёнок-
  20. Показать опорную таблицу.
  21. Далее учимся применять изученную орфограмму.
  22. Выпиши слова в два столбика.
  23. -онок- -ёнок-
  24. Стрижонок, бельчонок, цыплёнок, слонёнок, лисёнок, индюшонок, рысёнок, мышонок, козлёнок, лягушонок, утёнок, волчонок.
  25. Игра, крестики-нолики.
  26. Согласен ставлю 0
  27. Не согласен ставлю х
  28. 1 волчонок
  29. 2 моржонок
  30. 3 страусёнок
  31. 4 ежонок
  32. 5 барсучёнок
  33. 6 лягушонок
  34. 7 утёнок
  35. 8 грачонок
  36. 9 скворчонок.

Обведите ответы с 0 по порядку, какая буква получилась? О Отлично.

  • Итог урока:
  • — с какой частью слова работали на уроке? (С суффиксом)
  • -что мы образовали при помощи суффикса? (Новые слова, названия детёнышей животных)
  • — какую вы увидели орфограмму в слове?
  • (после твёрдых согласных и ч — пишу суффикс –онок-,
  • После мягких согласных, кроме ч пишу суффикс –ёнок-)
  • Записываем домашнее задание.
  • Всем спасибо за внимание.

Источник: https://infourok.ru/napisanie-suffiksov-onok-yonok-1878323.html

Правописание суффиксов ОНОК и ЕНОК в словах? Какое правило?

  • В каких случаях в словах пишется суффикс ЕНОК, а каких суффикс — ОНОК?
  • Белый Мишка
  • Суффикс онок пишется всегда после шипящих(ж,щ,ч,ш) и под ударением.
  • Примеры:галчонок,волчонок.
  • Суффикс ёнок пишется всегда после всех согласных(за исключением,шипящих букв:ж,ш,ч,щ).
  • Примеры:жеребёнок,котёнок
  • lady v

Суффиксы ОНОК и ЕНОК достаточно популярны в русском языке.

С их помощью мы можем получить название детенышей животных, например Слоненок, Олененок, Ежонок Вороненок, Галчонок или Медвежонок.

В приведенных примерах легко заметить основное правило написания этих суффиксов. Если перед гласной суффикса стоит твердая согласная, например Ж в слове Медвежонок, то это гласная О, мы используем суффикс ОНОК.

  1. Если перед гласной суффикса стоит мягкая согласная корня, например Н в слове Олененок, то используем суффикс ЕНОК.
  2. Также суффикс ОНОК используется после согласной Ч, несмотря на ее мягкость: Галчонок, Волчонок.
  3. Rogne­da
  4. С помощью суффикса -онок-/-ёнок образуются названия детенышей животных, птенцов и молодых особей рыб и земноводных.

Выбор суффикса -онок или -ёнок- , то есть буквы «о» или «ё», зависит от согласного основы слова. Если корень слова заканчивается шипящими «ж», «ш», «ч», «щ», то после них пишется суффикс -онок-, а после мягких согласных соответственно выберу суффикс -ёнок-.

  • Примеры существительных с суффиксом -онок-.
  • Следует учесть, что при образовании новых слов в производных названиях детенышей могут происходить чередования корневых согласных к//ч, ц//ч, д//ж.
  • скворец — скворчонок;
  • белка — бельчонок;
  • волк — волчонок;
  • заяц — зайчонок;
  • медведь — медвежонок,
  • верблюд — верблюжонок,
  • ерш — ершонок,
  • лягушка — лягушонок;
  • мышь — мышонок;
  • уж — ужонок.
  • Примеры слов с суффиксом -ёнок-:
  • лис — лисёнок;
  • орел — орлёнок;
  • слон — слонёнок,
  • лев — львёнок;
  • тигр — тигрёнок.
  • Н и к и т а

Данный суффикс часто встречается ,когда мы кого-то называем в ласковой форме, суффиксы «ОНОК» и «ЕНОК» можно назвать -уменьшительно ласкательными. Например: лосенок ,медвежонок.

И так чтобы определить какая буква пишется в суффиксе ,для этого стоит определить какая буква идет после корня слова. Если буквы «ж», «ш», «ч», «щ» и суффикс под ударением, то пишется суффикс «ОНОК» ,а остальным других случаях пишется суффикс «ЕНОК».

eugen­ie001

Суффикс -онок пишется после твердых и шипящих согласных корня в названиях детенышей животных и птенцов. Например: медведь — медвежонок, волк — волчонок, хомяк — хомячок, кролик — крольчонок.

Суффикс -ёнок пишется после мягких согласных, кроме «ч». Примеры: олень — олененок, рысь — рысенок, утка — утенок, гусь — гусенок.

СТЭЛС

Правило тут простое — если корень оканчивается одной из этих шипящих — «ж», «ш», «ч», «щ», то суффикс начинается с буквы О, стоящей под ударение. Если же корень завершает иная буква, пишем в суффиксе букву Ё.

Исключений из этого правила нет.

morel­juba

Зачастую мы задумываемся при написании таких суффиксов как «енок» и «онок». Так вот чтобы не ошибаться нам нужно просто обратиться к правилу, ограничивающему написание данных суффиксов.

  1. Если в нашем слове корень оканчивается на одну из таких букв как:
  2. То в ударной позиции будем писать суффикс с «о» — «онок».
  3. Во всех остальных случаях нужно писать «енок».
  4. -Irin­ka-
  5. Для того чтобы правильно написать суффиксы в словах «онок» /»ёнок»,нужно помнить правило, чтопосле мягких согласных,кроме
  6. ч, пишется суффикс-ёнок-.
  7. Примеры: телефон, лосёнок.
  8. После твёрдых согласных и «ч» пишется суффикс -онок-.
  9. уффиксами.
  10. Примерами могут быть такие слова, как: мышонок, галчонок, волчонок, ежонок.
  11. Тори Торич­ка
  12. При написании суффиксов -ОНОК и -ЕНОК необходимо помнить следующее правило: после шипящих и ц в суффиксах имен существительных выбор гласной зависит от ударения (под ударением О, без ударения — Е).
  13. Пример: галчОнок, но воронЕнок.
  14. Роза Мира

-онок пишется в том случае, если корень оканчивается на шипящий, например, медвежонок. -ёнок пишется после остальных согласных, например, кутенок, вороненок и так далее. Правило это простое, его легко запомнить.

Источник: www.bolshoyvopros.ru

Источник: https://otvetmne.ru/avto/question/pravopisanie-syffiksov-onok-i-enok-v-slovah-kakoe-pravilo

Тема : Правописание суффиксов -ёнок -, онок

Автор: Лукьянова Ирина Николаевна, учитель начальных классов

  • Предмет: русский язык
  • Класс: 2
  • Тема: Правописание суффиксов –ЁНОК –, – ОНОК –.
  • Учебно-методическое обеспечение:
  1. Русский язык, часть первая, 2 класс: учеб.

    для общеобразоват. учреждений / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова – М.: «Вентана-Граф», 2007.

Цели:

  1. Ознакомить с правописанием суффиксов –оньк–, –еньк–; учить образовывать новые слова с помощью суффиксов и правильно их писать.
  2. Развивать речь, внимание, мышление.

  3. Вызывать интерес к русскому языку.

Задачи урока:

  1. формирование умения у обучающихся грамотно писать суффиксы –оньк–, –еньк– .
  2. способствовать развитию орфографической зоркости, логического мышления; совершенствовать навык самостоятельной работы и работы в парах.

  3. способствовать воспитанию культуры учебного труда, интереса к предмету через ситуацию успеха и взаимодоверия.

^ Разбирая написание слов «ежонок или ежёнок», перед детьми встает проблема, когда пишется суффикс –оньк–, а когда –еньк– . В результате работы, им предстоит разрешить эту проблему.

  1. ^ : урок ознакомления с новым материалом;
  2. Форма урока: урок-исследование;
  3. Формы обучения:
  • самостоятельная работа
  • парная, групповая работы

Методы:

  • Частично — поисковые
  • Проблемно – сообщающие
  • Креативный (метод конструирования правила)

План урока:

№ п/п ^ Временная реализация
1 Организационный момент. 1 минута
2 Чистописание. 2 минуты
3 Стадия вызова. Приём «Кластер». ^ 3 минуты
4 Стадия осмысления. Прием «Лови ошибку».

  • ^
  • Задание содержит в себе ошибки 2 уровней:
  • ^
  • Б — скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.
3 минуты
5 Решение проблемного вопроса. Прием «Мозговой штурм». Групповая работа. 7 минуты
6 Физминутка. 1 минута
7 Составление алгоритма. 3 минуты
8 Физминутка. Зарядка для глаз. Пальчиковая зарядка. (Подготовка руки к письму) 1 минута
9 Закрепление изложенного материала 14 минут
10 Самостоятельная работа. 4 минуты
11 Итог урока. Рефлексия. На данном этапе используются такой прием, как синквейн – творческая форма рефлексии, которая способствует умению резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в кратких выражениях. 5 минут
12 Домашнее задание. 1 минута

^

Комментарий хода урока Время (мин) № слайдов Развитие личностных качеств и психических процессов
Репродуктивные формы деятельности Продуктивные формы деятельности
^ Проверка готовности к уроку. Мотивация учащихся. Положительный настрой на урок. 1 Внимание; Организованность; Аккуратность;
^ Дети устанавливают закономерность, рассматривая три пары букв. Устанавливают, с какой буквой работаем на минутке красивого письма. Идет повторение правописания парной согласной в середине слова. Задаются вопросы: Каким способом образованы новые слова? Какой суффикс помог образовать новые слова? На что он указывает? Дети записывают данные слова в тетради и выделяют суффикс. 2 2,3 Понимание материала; Глубина рассуждений; Гибкость; Аргументированность; Аккуратность; Выработка каллиграфического письма;
^ Это прием организации работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. Приём «Кластер». ^ Дети называют известные им сведения о суффиксе и графически оформляют в виде грозди (кластера). Грозди – графический прием в систематизации материала. Сказанные детьми понятия, открываются на слайде. С использованием интерактивной доски, те сведения, которые отсутствуют на слайде, дописываются маркером. После работы идет подведение итогов. О какой части слова мы сегодня ведем речь на нашем уроке? 3 4 Внимание; Память; Способность выделять множество причинно- следственных факторов; Рефлексивность; Самостоятельность; Мышление; Аргументированность; Ясность речи; Активность; Активное слушание;
^ Прием «Лови ошибку» На слайде появляются слова, содержащие ошибочную информацию. Учитель предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.

  1. ^
  2. А – явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из полученных раннее знаний;
  3. ^
  4. Учащиеся анализируют предложенные задания, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы.
  5. ^ пределяют тему урока и ставят перед собой задачи.
3 5,6,7,8 ВниманиеПамять Самостоятельность; Системность; Аргументированность; Ясность речи; Активность; Культура эмоций; Коммуникативная культура; Восприимчивость к новому;
^ . Знаем ли мы, как пишутся суффиксы –оньк–, –еньк– ? Как мы можем узнать об этом? Прием «Мозговой штурм». Групповая работа Для разрешения проблемы организуется групповая работа. В результате появляются варианты решений. Каждая группа предлагает свои варианты ребятам. Идет обсуждение детьми, и делаются выводы. Затем ребята сравнивают их с выводами с правилом в учебнике. 7 Внимание; Правила поведения на уроке; Умение слушать и слышать; Глубина рассуждений Аргументированность Системность Аналитичность Рефлексивность Точность, уместность, выразительность речи; Умение ориентироваться в аудитории;
Физминутка. Динамическая пауза. Направлена на сохранение здоровья детей. 1 Внимание; Память; Самостоятельность;
^ Учитель просит вывести алгоритм действий, который поможет нам правильно писать суффиксы –оньк–, –еньк– . Идет осмысление новой информации детьми. Установление причинно — следственных связей между блоками информации. После объяснения составленного детьми алгоритма, открывается слайд. Сравнение алгоритмов. Высказывания детей. 3 9 Правила поведения на уроке; Аргументированность; Системность; Мышление; Активное слушание; Толерантность; Умение слушать и слышать; Умение ориентироваться в аудитории;
Физминутка. Направлена на сохранение здоровья детей. 1 10 Внимание Организованность;
^ Выполнение практических заданий на основе изученной информации. Ребята учатся применять правило на письме. Учитель проводит дифференцированную работу. Задание для слабоуспевающих детей – составлено на слайде. 2 и 3 группы выполняют задание в карточках. После выполнения работы проверка Какой вывод по этой работе сделаем? ^ Затем задание на интерактивной доске. «Редактирование слов». Задача: найти ошибки, исправить их и доказав правильность своего утверждения, списать правильно. ^ После работы ребята делают выводы. 14 11 ВниманиеПамять Рефлексивность; Аргументированность; Ясность речи; Активность; Организованность; Аккуратность; Самостоятельность;
Проводится самостоятельная работа. Проверка детьми уровня своих знаний по данной теме. Ученики работают по карточкам и за компьютерами. В задании за компьютером заложены реакции на верные и на неверные ответы учащихся, поэтому сразу видны слова, в которых допущены ошибки. Проводится работа над ошибками. Ученики объясняют написание суффиксов –оньк–, –еньк– . Делают выводы: по какой причине допущена ошибка, какие встретились трудности? 4 12 Внимание; Сосредоточенность; Ответственность; Рефлексивность; Самостоятельность;
В заключение урока учитель предлагает определить ценность урока, его полезность, проводит рефлексию. ^ Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. 5  13 Рефлексивность; Аргументированность; Ясность речи;
Детям предлагается домашнее задание. 1 Ответственность; Самостоятельность;

^ :

1. Организационный момент.

  • «Психологическая установка на работу»
  • У. Долгожданный дан звонок-
  • Дети настраиваются на активную работу на уроке.

Начинается урок. Улыбнитесь друг другу, нашим гостям и тихо сядьте.

У.- сегодня мы отправляемся в путешествие в cтрану русского языка.

Какие буквы видите? Это не просто буквы, это ребус. Давайте попробуем его разгадать.

  1. Не барашек и не и кот
  2. Носит шубу круглый год.
  3. ^
  4. Для зимы другого цвета.(заяц)

Конечно же заяц, это любимая еда злого волка.

У.- Что вы можете сказать об этом слове? Назовите непроверяемую орфограмму в этом слове.

Посмотрите внимательно вокруг себя, выберите и выпишите словарные слова, обозначающие названия животных и птиц (заяц, медведь, корова, ворона, сорока)

^

У. – Какие слова вы выписали?

Назовите зайца ласково. (зайчик)

У. – Каким способом образовано новое слово?

Д. – Слово образованно суффиксальным способом.

^ – Какой суффикс помог образовать новое слово?

Д. – Суффикс ик–.

У. – На что он указывает?

Д. – Суффикс ик придает слову уменьшительно-ласкательное значение.

Дети записывают данные слова в тетради и выделяют суффикс.

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На данном уроке используется прием «Кластер». Идет составление кластера (корзины идей) при ответе на вопрос: «Что вы знаете о…?».

— Что вы знаете о суффиксе?

Приём «Кластер».

^ – О какой части слова мы сегодня ведем речь на нашем уроке?

Д. – О суффиксе.

У. – Встали. Внимание на тренажер.

  • Чтобы нам не уставать,
  • Нужно малость пробежать
  • ^
  • Влево-вправо, влево-вправо 1,2,3,4
  • Вверх-вниз, вверх-вниз 1,2,3,4
  • Ох, забот у нас немало
  • Пройдем по красному овалу 1,2,3,4
  • Получается на славу!
  • Зоркость, чтоб развить немножко,
  • Пойдем по синей мы дорожке.

У. – Дети, поменяйтесь местами.

Она дает возможность ученикам: получить новую информацию и освоить различные способы работы с ней; осмыслить информацию; соотнести новые знания с уже имеющимися.

  1. Описание приема.
  2. Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.
  3. Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:
  4. ^
  5. Б — скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.
  6. ^
  7. Сергеивна или Сергеевна

Д. – «Сергеевна», суффикс –евн– образует отчества.

Ирачка или Ирочка

Д. – Пишем суффикс –очк–, нет суффикса –ачк–.

зайчонок или зайчёнок

Разбирая слова «ежонок или ежёнок», перед детьми встает проблема.

Д. – Здесь суффикс –онок– .

Д. – А может –ёнок–? При произношении слышу гласную ё.

^ – А [ч] всегда мягкая, может ей не надо показатель мягкости?

Д. – может есть и суффикс –онок–, и суффикс –ёнок–?

У. – А, по-моему, мы ответить на этот вопрос не можем. Может это новая тема урока?

У.Определите тему нашего урока.

^ – Мы знакомимся с новыми суффиксами.

У. – Какие задачи мы поставим перед собой на уроке?

Д. – Узнать, есть ли суффикс –онок–, и суффикс –ёнок–, или только один суффикс. Научиться правильно писать слова с новыми суффиксами.

^ – Познакомиться с правилом, используя которое можно правильно писать слова с суффиксами –онок–и –ёнок–.

У. – Как мы можем узнать об этом?

Д. – Можно прочитать правило в учебнике. Можно самим вывести это правило.

  1. Решение проблемного вопроса

Прием «Мозговой штурм». Работа в парах.

У. – Перед вами лежит список слов. Попробуйте выяснить, как определить когда в слове пишется суффикс –онок–, а когда суффикс –ёнок–.

Сравни пары слов и обрати внимание на звуки перед суффиксами. Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –онок–, а когда суффикс –ёнок–.

  • лосёнок бельчонок
  • тигрёнок галчонок
  • лисенок бельчонок
  • тигрёнок скворчонок

После работы дети представляют свои выводы. Они доказывают, что есть два суффикса онок–и –ёнок и рассказывают об их написании.

^ – Как нам проверить наши предположения?

Обратимся к научному источнику. Откройте учебник на странице 113. Прочитайте правило.

Можно ли сказать, что после всех мягких согласных пишется –енок- ?(нет) Можно ли сказать, что после всех твердых согласных пишется –онок? (нет) Можно ли сказать, что суффикс –онок- пишется после всех шипящих звуков?

^ – Давайте вернёмся к вопросу, с которого мы начали открытие этой темы. Так какое же написание будет верным?

Д. – Зайчонок–онок–, потому что корень заканчивается на «ч». А после «ч» пишется суффикс –онок –.

Итак, мы узнали правило, но чтобы им грамотно пользоваться, мы ознакомимся с алгоритмом выполнения этого правила. Чтение алгоритма на доске. (Выходит к доске ученик, с помощью алгоритма определяет суффикс онок или енок нужно писать в слове утенок).

  1. Физминутка.
  2. ^
  3. Упражнение №1.
  4. а. Дифференцированная работа

4 круговых движения левой ногой 4 круговых движения правой ногой ГУСЕНИЦА!!!! Поставьте ногу на внутреннюю сторону стопы 4 движения левой ногой 4 движения правой ногой Посмотрели друг на друга, поморгали Зажмурились Удивились! Поменялись местами

(У кого зеленые карточки, выполняют задание № 1 в учебнике самостоятельно. в тетради запишите упр. №1, приступайте к выполнению. 2 человека работают у доски. Им нужно будет разгадать ребусы и написать названия детенышей. Остальные работают вместе с учителем.)

(Задание выполняется комментировано под руководством учителя) Найдите в классе изображение … и поставьте под нужным суффиксом. — онок- -енок- Бельчонок Слоненок Волчонок Тигренок Зайчонок Лисенок Медвежонок Бобренок Верблюжонок Олененок

Запишите по два слова в каждый столбик. ^

Проверка разгаданных ребусов.

У. — Какие слова записали с суффиксом –онок-?

У. — Какие слова записали с суффиксом –ёнок-?

Какой вывод по этой работе сделаем? Когда в слове пишется суффикс –онок–, а когда –ёнок–?

^

У. – Открыли рабочие тетради урок 53. Какую цель мы поставим, выполняя задания в тетрадях?

Д. – Закрепить изученный материал.

Повторить правила написания суффиксов –онок-, -ёнок-.

Упражнение №2. Самостоятельная работа.

У. Рассмотрите задание. Что неясно?

У. В каких словах написали суффикс –онок? Почему?

Какой вывод по этой работе сделаем?

9. Домашнее задание.

Выполните задание в рабочих тетрадях №1. Составьте рассказ о любимом животном.

10. Итог урока. Рефлексия.

— Какова была тема урока? А проблема? — Что нового вы сегодня узнали? — Давайте вернемся к нашему кластеру. Какое высказывание мы добавим? Суффиксы онок енок обозначают названия детенышей. — Какое задание было самым трудным? — Какое задание было самым интересным?

— Для кого этот урок прошел не напрасно? Поднимите смайлики!Спасибо за урок!

Источник: http://urf.podelise.ru/docs/2118/index-157811.html

Ссылка на основную публикацию