«держать» — спряжение глагола

  • Содержание 
  • Что такое спряжение глагола?
  • Зачем определять спряжение глагола?
  • Как определить спряжение глагола?
  • Как применять правило?
  • Какие глаголы называются разноспрягаемыми?
  • Что такое глаголы особого спряжения? 
  • Тест по теме «Спряжение глагола»
  • Тест «Правописание глаголов и причастий»

  1. Спряжение глагола — пожалуй, одна из самых сложных тем в курсе русского языка.
  2. Однако хорошо усвоить её нужно обязательно: без глаголов не обходится ни один школьный диктант.
  3. Кроме того, задания, связанные с определением спряжения глагола, непременно встретятся в тестовой части выпускных экзаменов по русскому языку — ОГЭ в девятом классе и ЕГЭ — в одиннадцатом.
  4. Несмотря на то, что определять спряжение глагола и грамотно писать его личные окончания учат ещё в начальных классах, ошибок на это правило предостаточно в работах школьников всех возрастных категорий.

Покорить Его Величество Глагол непросто… Но мы всё же — шаг за шагом — попробуем это сделать. Для начала разберёмся, что же из себя представляет это пресловутое спряжение глагола.

Что такое спряжение глагола?

Спряжением называется изменение глагола по лицам и числам.

Как это выглядит на практике?

Лицо и число глагола можно определить, если подставить к нему одно из подходящих по смыслу личных местоимений.

Вспомним эти местоимения:

Так, к глаголу идёшь можно подставить местоимение ты: (ты) идёшь — значит, это глагол 2 лица единственного числа. А к глаголу поём подставляется местоимение мы — это глагол 1 лица множественного числа. (Они) клеят — 3 лицо множественного числа, (я) рассказываю — 1 лицо единственного числа и т.д.

Теперь научимся спрягать глаголы (то есть изменять их по лицам и числам).

Вот так, к примеру, спрягаются глаголы делать и клеить: 

Окончания глаголов первого, второго и третьего лица называются личными. То же название имеют и формы глаголов, образовавшиеся при спряжении.

Кстати, окончания глаголов мы выделили не случайно. В русском языке огромное количество разных глаголов. Но почти все они по своим личным окончаниям делятся всего на два типа.

  • Первый тип глаголов (то есть глаголы первого спряжения) имеет личные окончания:
  • -у (или -ю), -ем, -ешь, -ете, -ет, -ут (или -ют).
  • Окончания глаголов второго типа (то есть глаголов второго спряжения):
  • —у(или -ю), -им, -ишь, -ите, -ит, -ат (или -ят).
  • Наверняка вы уже отметили, что мы проспрягали глаголы обоих типов: глагол делать относится к первому спряжению, а глагол клеить — ко второму спряжению. 

Личные окончания глаголов первого и второго спряжения  нужно запомнить!

Зачем определять спряжение глагола?

Действительно, зачем? Для чего учителя периодически усложняют жизнь школьникам, заставляя их зубрить — в стихах и в прозе — глаголы-исключения, вновь и вновь повторять, казалось бы, затверженное наизусть правило определения спряжения? Оказывается, причина есть — и причина важная.

  1. Попробуйте-ка, не зная правил, вставить пропущенные буквы в глаголы:
  2. (мы) се…м, 
  3. (мы) вид…м. 

Задача не из лёгких, не так ли? Даже если природа вас наделила врождённой грамотностью, правильно писать личные окончания глаголов непросто.

Гораздо легче тем, кто определил, что глагол сеять относится к первому спряжению, а глагол видеть — ко второму.

Из списка личных окончаний глаголов первого спряжения выбираем подходящее по смыслу окончание для глагола се…м — -ЕМ. И пишем глагол правильно:

Из другого списка — личных окончаний второго спряжения — выберем нужное личное окончание для глагола вид…м — -ИМ. Напишем глагол грамотно:

Кстати, от спряжения глагола зависят и гласные в суффиксах причастий настоящего времени. Если причастие образовано от глагола первого спряжения, его суффиксы будут такими:

-ущ-, -ющ-, -ом-, -ем-.

У причастий, образованных от глаголов второго спряжения, суффиксы следующие:

-ащ-, -ящ-, -им-.

Итак, умение определять спряжения глагола необходимо, чтобы правильно писать личные окончания глаголов и суффиксы причастий. Теперь возникает другой вполне резонный вопрос — как именно определять спряжение глагола?

Как определить спряжение глагола? 

Чтобы определить спряжение глагола, прежде всего, поставим его в неопределённую форму.

Напомним: в неопределённой форме (она по-другому называется инфинитивом) глагол отвечает на вопрос что делать? или что сделать? — смотреть, искать, нести, беречь, надеяться и т.п.)

Смотрим, на что оканчивается глагол. К примеру, глагол смотреть оканчивается на -еть, искать — на -ать, нести — на -ти, беречь — на -чь, надеяться — на -ять (постфикс -ся отбрасываем) и т.д.

А вот, собственно говоря, само правило.

Ко второму спряжению относятся:

— все глаголы, оканчивающиеся в инфинитиве на -ИТЬ, кроме трёх — брить, стелить, зиждиться

11 глаголов-исключений, которые оканчиваются на -ЕТЬ и -АТЬ (их нужно запомнить!) — 

7 глаголов на -ЕТЬ: 

4 глагола на -АТЬ:

К первому спряжению относятся

все остальные глаголы, включая глаголы-исключения брить, стелить, зиждиться. 

Примечание. Этот способ определения спряжения подходит только для глаголов, у которых на личное окончание не падает ударение.

Не пытайтесь определять по неопределённой форме спряжение глаголов с ударными личными окончаниями.

Во-первых в этом нет необходимости, так как гласные под ударением слышатся чётко, а значит для их правильного написания в окончаниях глаголов правило применять не требуется.

Во-вторых, определяя по инфинитиву спряжение глаголов с ударными личными окончаниями, вы рискуете запутаться: глагол лететь, например, оканчивается в неопределённой форме на -ЕТЬ (а если применить к нему правило, то окажется, что он первого спряжения).

Однако личные формы глагола лететь имеют все окончания второго спряжения (летим, летишь, летите, летит, летят).

Следовательно, и относить этот глагол нужно ко второму спряжению.

Спряжение глаголов с ударными личными окончаниями определяется по самим окончаниям, а не по неопределённой форме!

Как применять правило?

Итак, мы выяснили, что определять спряжение глагола необходимо, чтобы правильно писать гласные в личных окончаниях. На практике это выглядит следующим образом.

  • Предположим, что требуется вставить пропущенные буквы в глаголах:
  • (мы) се…м,
  • (они) кол…тся, 
  • (ты) пил…шь, 
  • (он) удерж…т. 
  • Личные окончания этих глаголов безударные, и для определения спряжений нужно поставить глаголы в неопределённую форму.

Се…м — сеять. В инфинитиве глагол оканчивается на -ять, а значит, относится к первому спряжению. Вспоминаем личные окончания глаголов 1 спряжения:

Выбираем из списка то окончание, которое нам подходит по смыслу: -ЕМ. Записываем глагол правильно: сеем.

Кол…тся — колоться. В неопределённой форме глагол оканчивается на -оть и, следовательно, также относится к первому спряжению (на постфикс -ся в данном случае внимания не обращаем: он не влияет на написание глагола). Выбираем из списка подходящее окончание:

Без пропусков глагол выглядит так: колются.

Пил…шь — пилить. Инфинитив этого глагола оканчивается на -ить — значит, перед нами глагол второго спряжения. Вспомним личные окончания глаголов второго спряжения и выберем из них то, что подходит по смыслу:

Без пропусков глагол пишется так: пилишь. 

Удерж…т — удержать. Глагол оканчивается в инфинитиве на -ать. Вспоминаем: глагол держать — один из четырёх глаголов-исключений на -ать, относящихся ко второму спряжению (приставка у- на написание глагола не влияет). Выбираем из списка подходящее по смыслу окончание: 

Записываем глагол в соответствии с правилом: удержит.

Разноспрягаемые глаголы

Есть в русском языке глаголы, которые при спряжении приобретают личные окончания и первого, и второго спряжения. Таких глаголов всего три: хотеть, бежать и брезжить. Поскольку ни к первому, ни ко второму спряжению эти глаголы отнести нельзя, они считаются разноспрягаемыми.

Проанализируем формы глагола хотеть. В единственном числе он имеет окончания первого спряжения: хочешь, хочет. А вот формы множественного числа спрягаются уже по второму типу спряжения: хотим, хотите, хотят.

Все личные окончания глагола бежать ударные: бежим, бежишь, бежите, бежит, бегут. Как видим, во множественном числе третьего лица глагол имеет окончание первого спряжения -ут. Остальные же его формы спрягаются по второму спряжению.

Глагол брезжить не употребляется в первом и втором лице. Что же касается третьего лица, то в единственном числе глагол приобретает окончание второго спряжения (брезжит), а во множественном числе – окончание первого спряжения (брезжут).

Глаголы особого спряжения

Глаголы в русском языке, спрягаясь, приобретают, как правило, личные окончания одного из двух типов спряжения. Исключением являются глаголы особого спряжения, имеющие специфические личные окончания. Это глаголы есть и дать – древнейшие слова, судя по всему, одними из первых появившиеся во всех языках мира. Проанализируем их формы.

Глагол есть (в значении «принимать пищу») во множественном числе спрягается подобно глаголам второго спряжения: едим, едите, едят.  А вот в единственном числе окончания в формах этого глагола особенные: ем (окончание -м), ешь (окончание -шь), ест (окончание -ст).

Глагол дать во множественном числе спрягается и как глаголы второго спряжения (дадим, дадите), и как глагол первого спряжения (дадут).

Что же касается единственного числа, то здесь окончания специфические, как и у глагола есть: дам (окончание ), дашь (окончание -шь), даст (окончание -ст).

Источник: http://bacenko.ru/podgotovka-k-ege/opredelyaem-spryazhenie-glagola/

«Ко второму же спряженью отнесем мы без сомненья» — запоминалки спряжений глаголов

Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением. В русском языке у глаголов выделяют первое и второе спряжение, которые различаются окончаниями. В большинстве личных окончаний глаголов первого спряжения пишется буква «е», а у глаголов второго спряжения — буква «и».

У многих глаголов окончания являются безударными, что вызывает затруднения в их правописании. Чтобы правильно выбрать окончание глагола, следует определить его принадлежность к первому или второму спряжению по неопределенной форме (что делать?).

Ко второму спряжению относятся:

  1. глаголы, заканчивающиеся на -ить, кроме глаголов «брить», «стелить» и односложных (пить, лить и др.);
  2. семь глаголов, заканчивающихся на -еть: видеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, терпеть, смотреть;
  3. четыре глагола, заканчивающихся на -ать: слышать, дышать, держать, гнать.

Все остальные глаголы относятся к первому спряжению.

Чтобы запомнить глаголы-исключения, можно использовать следующие стихотворные запоминалки:

Запоминалка спряжений глаголов — 1

Ко второму же спряженью Отнесем мы без сомненья Все глаголы, что на -ить, Исключая брить, стелить. А еще: смотреть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, гнать, дышать, держать, терпеть, И зависеть, и вертеть.

Запоминалка спряжений глаголов — 2

  • Гнать, держать, смотреть и видеть, Дышать, слышать, ненавидеть,
  • И обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть.

Запоминалка спряжений глаголов — 3

  1. Гнать, держать, смотреть и видеть, Дышать, слышать, ненавидеть, И зависеть, и вертеть, И обидеть, и терпеть – Вы запомните, друзья,
  2. Их на Е спрягать нельзя.

Запоминалка спряжений глаголов — 4

  • Слышать, видеть, ненавидеть, И зависеть, и обидеть, Гнать, держать, терпеть, вертеть,
  • А еще дышать, смотреть!

Запоминалка спряжений глаголов — 5

Как начнёшь меня ты гнать, Перестану я дышать, Перестанут уши слышать Ну а руки – всё держать. На меня начнёшь смотреть, Будешь ты меня вертеть – Буду всё равно терпеть, Буду от тебя зависеть, Раз ты смог меня обидеть. Буду я тебя не видеть,

Читайте также:  Запятая перед "будто"

А открыто ненавидеть.

Дата публикации 27.04.2018 Автор статьи:

Источник: https://materinstvo.ru/art/16961

Спряжение глагола

Спряжение глаголов представляет собой постоянный грамматический признак этой части речи.

В статье описаны способы, как определять спряжение глаголов, приведены таблицы с наглядными примерами различных вариантов спряжений, а также указаны исключения из общих правил.

Спряжение глаголов в русском языке представляет собой систему изменения форм глаголов настоящего времени по числам и лицам. Спряжение глаголов относится к постоянным грамматическим признакам данной части речи. В русском языке существует два основных типа спряжений – 1 и 2 спряжение глаголов. По правилам спряжение глаголов определяется двумя способами:

  • По ударным личным окончаниям глаголов настоящего времени;
  • Если окончание глагола безударное, спряжение определяется по суффиксу инфинитива (неопределенной формы).

Для определения спряжения глагола с ударным личным окончанием, достаточно проспрягать слово по числам и лицам. Перечень личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения с примерами представлен в понятной таблице спряжения глаголов в русском языке.

Лицо Глаголы 1 спряжения Глаголы 2 спряжения
Ед. число Мн. число Примеры глаголов 1 спряжения Ед. число Мн. число Примеры глаголов 2 спряжения
1-е -у (-ю) -ем рисую, сошью, расту
рисуем, сошьем, растем
-у(-ю) -им приготовлю, куплю, держу
приготовим, купим, держим
2-е -ешь -ете рисуешь, сошьешь, растешь
рисуете, сошьете, растете
-ишь -ите приготовишь, купишь, держишь
приготовите, купите, держите
3-е -ет -ут (-ют) рисует, сошьет, растет
рисуют, сошьют, растут
-ит -ат (-ят) приготовит, купит, держит
приготовят, купят, держат

Чтобы узнать спряжение глаголов с безударными личными окончаниями, необходимо образовать неопределенную форму глагола (инфинитив) и по суффиксу инфинитива определить спряжение глагола.

Глаголы первого спряжения представлены:

  • глаголами, имеющими в неопределенной форме суффикс -еть (кроме семи глаголов исключений 2 спряжения);
  • глаголами с суффиксом -ать (кроме четырех глаголов исключений, относящихся к 2 спряжению);
  • тремя глаголами исключениями с суффиксом -ить (зиждиться, стелить, брить);
  • всеми глаголами с суффиксом -оть, -уть, -ть и др. (обуть, полоть, смолоть).

Глаголы второго спряжения представлены:

  • глаголами, имеющими в неопределенной форме суффикс -ить (все кроме трех глаголов исключений 1 спряжения);
  • семью глаголами исключениями с суффиксом -еть (видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, смотреть, вертеть);
  • четырьмя глаголами исключениями с суффиксом -ать (дышать, слышать, гнать, держать).

Глаголами исключениями 1 и 2 спряжения являются разноспрягаемые глаголы (хотеть, чтить бежать и производные), которые частично спрягаются как по 1-му, так и по 2-му спряжениям. Кроме того, существуют глаголы с особой системой окончаний (есть, дать и производные). Они не относятся ни к одному из спряжений в русском языке и также являются исключением спряжений глаголов.

Средняя оценка: 4.1. Всего получено оценок: 3198.

Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/spryazhenie-glagola-kak-opredelit

Как запомнить спряжение глаголов

Спряжение глаголов – достаточно трудная тема даже для некоторых взрослых. У детей она в большинстве случаев вызывает сложности. Чтобы научиться изменять глаголы по лицам и числам, нужно хорошо понимать, что представляет собой каждое из этих понятий. Кроме того, существуют глаголы-исключения, которые не подчиняются общему правилу. Как же запомнить спряжение глаголов быстро и без проблем?

Шаг 1. Определение важности первого и второго спряжения

Объясните ребенку, что изучить эту тему необходимо не для того, чтобы получить оценку, похвалу учителя или родителей. Этот материал пригодится ему в будущем, чтобы писать окончания глаголов правильно. Если не разобрать тему до конца, ошибки в письме будут возникать даже во взрослом возрасте.

Ещё один вопрос, часто возникающий у детей – откуда взялись два спряжения? Нужно объяснить, что глаголы имеют два типа окончаний. Если мы поймем, к какому спряжению относится этот глагол, то сможем легко узнать нужное окончание.

Шаг 2. Изучение глаголов с ударными окончаниями

Теперь приступаем к спряжению. Сначала нужно выяснить, какие окончания имеет нужный глагол. Они могут быть ударные или безударные. Если его окончания ударные, то спряжение сразу можно определить.

Все глаголы, имеющие ударные окончания «ит», «ат», «ят» сразу относим ко второму спряжению. Например, глагол «грустить»: ты грустишь, он грустит, они грустят, мы грустим, вы грустите.

Таким же образом все глаголы с ударными окончаниями «ет», «ут», «ют» мы относим к первому спряжению. Например, глагол «приобретать»: ты приобретёшь, они приобретут, мы приобретём.

Представим эту информацию в виде таблицы:

Глаголы в 3-ем лице единственного и множественного числа с ударными окончаниями
I спряжение II спряжение
-ет, -ут, -ют -ит, -ат, ят

Шаг 3. Изучение глаголов с безударными окончаниями

Если окончания глагола являются безударными, задача немного усложняется. Ко второму спряжению мы относим все глаголы, заканчивающиеся на «ить», когда он стоит в инфинитиве (помимо исключений, о которых мы поговорим позже). Например, глагол «гладить»: ты гладишь, он гладит, они гладят.

К первому спряжению мы относим все глаголы, не попавшие во второе спряжение. Например, «рисовать»: ты рисуешь, он рисует, они рисуют.

Общая схема определения глаголов с безударными окончаниями выглядти следующим образом:

Глаголы в неопределенной форме с безударными окончаниями
I спряжение II спряжение
-ать, -еть, -оть, -уть -ить

Шаг 4. Изучение глаголов-исключений

Тема была бы простой для изучения, если бы не 13 глаголов-исключений. Они присутствуют в обоих спряжениях и, несмотря на то, что их немного, вносят большую путаницу. Именно с глаголами-исключениями связаны основные трудности с пониманием темы у детей.

Итак, во второе спряжение попадают 11 глаголов, окончание которых отличается от «ить»: гнать, дышать, слышать, держать, смотреть, вертеть, терпеть, зависеть, обидеть, видеть, ненавидеть.

Например, глагол «держать» склоняется по правилам второго спряжения: ты держишь, они держат (а не держут), мы держим и т.д.

При этом к первому спряжению относятся два глагола на «ить»: брить и стелить.

Соответственно, они подчиняются всем правилам первого спряжения. Например, глагол «стелить»: ты стелешь (хотя хочется написать «стелишь»), они стелют (хотя рука тянется написать «стелят»), вы стелете, мы стелем.

Заключение

Как можно заметить, если структурировать этот материал, «разложить все по полочкам», он не кажется слишком запутанным. Но при изучении темы в классе ребенок часто не успевает разобраться. Поэтому желательно сесть вместе с ним дома и еще раз пройти эту тему по всем перечисленным пунктам.

Постарайтесь сначала объяснить общее правило, и отдельно рассмотреть тему глаголов-исключений. Если объяснять всё вперемешку, ребёнок отвлекается на глаголы-исключения, которые представляют основную сложность, и теряет понимание самого действия при спряжении.

Чтобы запомнить глаголы-исключения, существуют специальные методики. В основном это стишки и фразы, которые содержат в себе все 13 глаголов. Ребенку необходимо один раз разобраться в теме, после чего он будет правильно спрягать глаголы без всяких проблем.

Источник: https://imdiv.com/arts/view-Kak-zapomnit-spryazhenie-glagolov.html

Как определять спряжение глагола?

В четвёртой четверти 4—5 классы традиционно изучают раздел, посвящённый глаголу.

Под занавес учебного года трудно справиться с двумя самыми сложными в правописании темами — «Гласные в личных окончаниях и в суффиксах глаголов».

Ещё сложнее шестиклассникам, изучающим правописание суффиксов причастий. Ребятам приходится определять спряжение глаголов, а сделать это бывает очень не просто. А уж каково старшеклассникам, у которых впереди экзамен по русскому языку, и представить себе невозможно!..

Сведения разрозненные, не завершённые вовремя тщательной отработкой, приводят к серьёзным пробелам. Будем систематизировать всё, что необходимо знать о спряжении глаголов.

Казалось бы, хрестоматийно известно, что II спряжение имеют глаголы, оканчивающиеся в неопределённой форме, или инфинитиве, на -Ить, а также семь глаголов на -Еть и четыре глагола на -Ать. К I спряжению относятся все остальные глаголы на -Еть, -Ать, -НУть, -Оть, -Ыть и известные по школьным учебникам два слова-исключения на -Ить (брить, стелить).

Редко встречающиеся слова зиждиться (со значением: строиться, основываться), зыбиться (со значением: колебаться, качаться) употребляются только в 3 лице: дисциплина зиждется на сознании ученика, решения зиждутся на законе, тростник зыблется, листья зыблются.

Запомните, что спряжение по инфинитиву определяется только у тех глаголов, которые имеют ударные личные окончания: стоИт — стоять (II спр.), летЯт — лететь (II спр.).

Если же личные окончания у глагола ударные, то незачем искать инфинитив, нужно смотреть на это окончание: берёшь, берёт, берём, берёте, берут (ЕШЬ/ЁШЬ, ЕТ/ЁТ, ЕМ/ЁМ, ЕТЕ/ЁТЕ, УТ/ЮТ) — I спряжение; шумишь, шумит, шумим, шумите, шумят (ИШЬ, ИТ, ИМ, ИТЕ, АТ/ЯТ) — II спряжение.

Правда, нет ничего нового! Однако проблема остаётся не решённой до сих пор. Почему?

  • Во-первых, не знаем слова-исключения. Исправить это легко, надо лишь выучить полезную рифмовку:
  • Гнать, держать, терпеть, обидеть,
  • Слышать, видеть, ненавидеть.
  • И ещё: дышать, вертеть,
  • И зависеть, и смотреть.

Во-вторых, сама неопределённая форма иногда ставит нас в тупик. Хорошо, если на суффикс перед -ТЬ падает ударение (стоять, молчать, лететь, грозить), но если звук безударный, то сомневаемся, как правильно: клеЯть или клеИть, зависИть или зависЕть, сеИть или сеЯть (подчёркнутые слова написаны верно!). Глаголы нужно опять заучивать и узнавать.

Однако есть маленький совет: проговаривайте нужное слово медленно, чтобы услышать звук йот [j'], во всех словах на -Ять присутствует буква Я, она ведь йотированная гласная (мерить, чистить, НО таЯть, затеЯть).

Не перепутайте значения слов таЯть (исчезать, становиться жидким, испытывать состояние умиления) и таИть (скрывать в себе, молчать, не обнаруживать). А вот слова КЛЕить, СТРОить выучите крепко-накрепко!

В-третьих, есть группа глаголов, которые спрягаются, нарушая все условия: одни образуют формы как у первого спряжения, другие как у второго. Их немного: бежать — бежит — бегут; хотеть — хочет — хотят; есть — ест — едят; дать — дадим — дадут.

Они называются разноспрягаемыми. К ним примыкают слова брезжить — брезжит — брезжут; чтить — чтит — чтут (форма чтят используется редко).

В-четвёртых, к словам часто прикрепляются приставки и так хорошо маскируют глаголы, что вводят нас в заблуждение, а приставка вы- даже перетягивает ударение на себя: задержать, присмотреть, надоесть, создать, забежать, вылететь, выговоришь. Простой совет: отбрасывайте приставку!

В-пятых, если в глаголе есть приставка обез- (обес-), то при определении спряжения обязательно учитывайте переходность глагола. Переходный глагол обессилИть кого-то (II спр.), а непереходный обессилЕть самому (I спр.): мы обессилИм врага, вы обессилеЕте сразу. Совет: найдите подлежащее и дополнение, определите переходный глагол.

В-шестых, некоторые глаголы имеют двоякие формы: мучает (мучить — мучит — мучат); меряет (мерить — мерит — мерят); выздоровит (выздороветь — выздоровеет). Эти варианты относятся к разным спряжениям. Одна из подобных форм может иметь чередование звуков: капать — капает — каплет; полоскать — полоскает — полощет; махать — махает — машет (подчёркнутые слова являются разговорными).

Какая из них правильная? Обе существуют, но по-разному, различаются либо своим лексическим значением, либо стилистическим оттенком. Сравним: каплет, то есть течёт самопроизвольно; капает обозначает действие, совершаемое кем-то; разговорная форма махает и нейтральное машет. Используйте в письменной речи только литературные формы.

В-седьмых, нельзя смешивать глаголы в изъявительном и повелительном наклонениях. Сравните две формы: Вы стукнЕте мне в окно, когда пойдёте на прогулку? — СтукнИте мне в окно, пожалуйста, когда пойдёте на прогулку.

Читайте также:  Старославянизмы в русском языке - их признаки и примеры

Оба предложения почти одинаковы (на слух!), но они различны по цели высказывания: первое вопросительное, а второе повествовательное. В первом глагол изъявительного наклонения имеет окончание I спряжения -ЕТЕ, во втором — глагол повелительного наклонения имеет суффикс -И- и окончание -ТЕ. Знайте твёрдо, что только в форме изъявительного наклонения нужно определять у глагола спряжение.

И, наконец, есть группа таких глаголов, которые выражают состояния или действия, не зависят от субъекта и не изменяются по лицам. Они называются безличными и не относятся ни к какому спряжению: вечереет, мне нездоровится.

Некоторые личные глаголы только в тексте могут иметь значение безличных: веет черёмухой, пахнет сеном, не читается, клонит ко сну, легко дышится. Обращайте внимание на то, в каком предложении употреблён тот или иной глагол.

Можно выдохнуть! Но всё-таки не спешите. Давайте теперь учиться рассуждать. Делайте это правильно.

ПЕРВЫЙ ПРИМЕР

Я увид..л падающую звезду, и ты ещё увид..шь.

В этом предложении три глагольные формы: 2 глагола и 1 причастие. Есть два однокоренных слова, а буквы нужно писать разные: гласную в суффиксе и гласную в окончании. Первый глагол употреблён в прошедшем времени, он обозначает уже совершившееся действие, об этом сигнализирует суффикс -Л-. В неопределённой форме глагол увидеть перед -ТЬ имеет суффикс Е, значит, пишем эту букву.

Другой глагол стоит в будущем времени, окончание его безударное, он является исключением (отбрасываем приставку У-) и относится ко II спряжению, в единственном числе нужно писать И, во множественном А/Я.

Причастие образовано от глагола падАть (I спр.) и имеет гласную Ю, причём суффикс -А- остаётся неизменным.

ВТОРОЙ ПРИМЕР

Спать ложится мышонок, засыпает жучок, но над ними хохочет сверчок.

Хотя глагол спать имеет гласную А, нельзя без самопроверки отнести его к I спряжению. Он спИт, они спЯт, следовательно, это II спряжение.

Глагол ложится имеет ударное окончание -ИТ, по букве И видно, что это тоже II спряжение. Глагол засыпает с безударным окончанием, ставим в неопределённую форму — засыпÁть, это I спряжение.

Глагол хохочет тоже с безударным окончанием, действуем по аналогии: хохотАть, это тоже I спряжение.

ТРЕТИЙ ПРИМЕР

Как они постел..т, так и люди высп..тся. Вчера не догон..шь, завтра не встрет..шь.

Слова с пропуском букв имеют безударные личные окончания. Рассмотрим предложение: Как они постел..т, так и люди высп..тся.

Первый глагол ставим в неопределённую форму постелить, отбрасываем приставку ПО-, узнаём исключение стелить, это I спряжение, напишем Ю.

У второго глагола (инфинитив выспаться) даже без ударной приставки ВЫ- без самопроверки не получится определить спряжение правильно: они спЯт, он спИт. Это II спряжение.

Перейдём к предложению: Вчера не догон..шь, завтра не встрет..шь. Глагол догон..шь ставим в неопределённую форму, получаем догнать, отбрасываем приставку ДО- и узнаём глагол-исключение, II спряжение, пишем догонИшь. У слова встрет..шь инфинитив встретить, это II спряжение, значит встретИшь.

ЧЕТВЁРТЫЙ ПРИМЕР

Где стро..т, там и ро..т. Где кле..т, там рвётся.

Строить на Ить, II спряжение, строЯт. Рыть на Ыть, I спряжение, роЮт. Клеить на Ить, II спряжение, клеЯт. Последний глагол имеет ударное личное окончание -ЁТ, это I спряжение.

ПЯТЫЙ ПРИМЕР

Волки по лесу рыщ..т, чужое добро ищ..т.

От инфинитива рыскАть, I спряжение, рыщУт. От инфинитива искАть, I спряжение, ищУт. Здесь можно промахнуться с буквой, но мы ведь помним, в сочетаниях чу-щу нужно писать букву У.

ШЕСТОЙ ПРИМЕР

Зимой берег моря обезлюд..т. Войска обезлюд..т целый район города.

В первом предложении берег сам по себе останется безлюдным из-за зимы, глагол непереходный, I спряжение, поэтому пишем гласную Е (обезлюдеЕт). Во втором есть прямое дополнение, глагол переходный, II спряжение, надо выбрать Я (обезлюдЯт).

СЕДЬМОЙ ПРИМЕР

Ему не удастся поступить на бюджетное отделение. Выбежишь на улицу и не захочешь уходить домой.

Глагол поступИть относится ко II спряжению. В обоих предложениях есть разноспрягаемые глаголы: удастся (инфинитив дать), его трудно узнать из-за приставки У- и постфикса -СЯ; выбежИшь и захочЕшь тоже спрятались за приставками ВЫ- и ЗА-.

ВОСЬМОЙ ПРИМЕР

Наполн..те вазу водой. Когда наполн..те вазу, поставьте в неё цветы.

В первом предложении выражается просьба, здесь глагол повелительного наклонения с суффиксом -И- (наполнИте), во втором — глагол изъявительного наклонения относится ко II спряжению и имеет окончание -ИТЕ (наполнИТЕ).

ДЕВЯТЫЙ ПРИМЕР

Он часто езд..т к бабушке в деревню. Осторожно, гуси тебя защип..т.

В так называемых двояких формах мы используем литературный вариант: езд..т от инфинитива ездИть, II спряжение, ездИт; защип..т от инфинитива защипАть, I спряжение, защиплют ( в разговорной речи допускаются формы защипЯт и защипаЮт).

ДЕСЯТЫЙ ПРИМЕР

Там пахнет молоком и сеном. Как сильно пахнет полынь!

В первом предложении личный глагол используется в безличном значении, у него формально нельзя определить спряжение. Во втором предложении пахнет от инфинитива пахнУть, I спряжение.

 

Литература

1. Борисова Н.М. Опыт системного подхода к повторению глагола / Русский язык в школе. — 2001. — № 6.

2. Борисова Н.М. От глагола — к причастию / Русский язык в школе. — 2003. — № 6.

3. Каламова Н.А. О спряжении глагола /Русская речь. — 1990. — № 4.

4. Крамаренко Г.М., Малюшкин А.Б. Повторяем правописание окончаний глаголов / Русский язык в школе. — 2007. — № 8.

5.Пахомов В.М. Спряжение глаголов / Русский язык в школе. — 2015. — № 5.

6. Полковникова С.А. Глаголы-исключения / Русский язык в школе и дома. — 2010. — № 8—9.

Источник: http://ruslita.ru/morfologi/286-kak-opdelyat-spryazhenie-glagola

Как определить спряжения русских глаголов

Информация о грамматических особенностях русского языка полезна не только для школьников, но и для всех людей, чья грамотность не доведена до уровня автоматизма. Даже взрослые не всегда помнят, что такое спряжение глаголов, как и почему используется это понятие. Самое время освежить в памяти эти правила времён пятого-шестого класса.

Что такое спряжение

Спряжение глагола — это постоянное грамматическое свойство этой части речи, которое представляет собой систему изменения формы глагола в настоящем времени, в зависимости от чисел и лиц.

В русском языке есть два типа спряжений, которые так и называются — первое и второе (обычно обозначаются римскими цифрами I и II).

По общему правилу, спряжение определяется по окончанию глагола. Если окончание безударное, спряжение устанавливается по суффиксу неопределённой формы слова.

У глаголов в прошедшем времени спряжение отсутствует.

Правила определения спряжений

Определение этого глагольного свойства важно для того, чтобы правильно писать гласные буквы в окончаниях глаголов. Для этого обращают внимание на ударение в проверяемом слове. Если окончание содержит ударную гласную, сомнений в том, какая именно буква должна там находиться, не возникает.

Спряжение глаголов по личным окончаниям

Глаголы первого спряжения:

Лицо
Окончание единственного числа
Окончание множественного числа
Примеры
1 -у или -ю -ем рисую, шью, растем
2 -ешь -ете рисуешь, шьешь, растете
3 -ет -ут или -ют рисует, шьет, растут

Второе спряжение:

Лицо
Окончание единственного числа
Окончание множественного числа
Примеры
1 -у или -ю -им куплю, держу, приготовим
2 -ишь -ите купишь, держишь, приготовите
3 -ит -ат или -ят купит, держат, приготовят

Глаголы с приставкой «вы-«

Определить спряжение в таком случае можно, отбросив приставку, по оставшемуся слову в обычном порядке, например, от слова «выстоять» получается «стоять» — «стоишь». Глаголы «стоять» и «выстоять» — это второе спряжение.

Если приставку отбросить нельзя, например, в слове «выключить», её заменяют другой приставкой — «отключить», «заключить», и определяют спряжение по личностному окончанию. «Заключишь» — это второе спряжение, значит, глагол «выключить» — тоже.

Непереходные глаголы с приставкой вы- изменяются по правилу первого спряжения (выздороветь — выздоровеет).

По правилу, для определения спряжения нужно брать инфинитив того же вида глагола, в которой стоит личная форма:

  • встретишь — встретить (завершённый вид);
  • встречаешь — встречать (незавершённый вид).

Спряжение глаголов по безударным окончаниям

Общее правило определения спряжения указано в таблице ниже.

I спряжение
II спряжение
Все глаголы на -еть, -уть, -оть, -ать, и два глагола на -ить: брить и стелить Глаголы с окончанием -ить в неопределённой форме, и глаголы-исключения: держать, дышать, гнать, зависеть, слышать, видеть, терпеть, вертеть, обидеть, смотреть и ненавидеть.

Исключения

Глаголы-исключения — это вышеуказанные одиннадцать слов, которые относятся ко второму спряжению, хотя имеют окончания первого.

При спряжении этих глаголов по лицам и числам следует обращать внимание на их личностные окончания. Аналогично, глаголы «брить» и «стелить» — исключения в первом спряжении, ведь они имеют окончание второго.

Эти слова нужно просто запомнить, чтобы употреблять в окончаниях правильные гласные.

Кроме того, существует ещё две группы нетипичных глаголов в русском языке — разноспрягаемые и глаголы особого спряжения.

Разноспрягаемые имеют окончания и первого, и второго спряжения: это слова «бежать», «чтить», «хотеть», «дать, «брезжить». «Чтить» в третьей форме имеет два вида: «чтят» и «чтут». В одних формах эти глаголы дают при спряжении окончания первого (чаще в единственном числе), а в других — второго спряжения (обычно во множественном числе).

Например, слово «дать» имеет окончания двух спряжений в разных лицах и числах: он даёт, ты даёшь, я даю, они дают, вы даёте, мы даём.

Особое спряжение имеет необычные окончания в единственном числе, а во множественном глагол меняется либо по правилу второго спряжения, либо по правилам первого и второго. Примеры: ем, ешь, ест, едим, едите, едят; дам, дашь, даст, дадим, дадите, дадут.

Глаголы в прошедшем времени, сослагательном и изъявительном наклонении не имеют личных окончаний: читал — прочитал, читал бы — прочитал бы. Повелительное наклонение даёт личные окончания только глаголам во втором лице: читай, прочитай.

Существуют также недостаточные глаголы, которые не ставятся в единственное число в первом лице: убедить, победить, басить, висеть.

Они употребляются с дополнительными глаголами или вообще в связке «дополнительный глагол + существительное, близкое по смыслу», например, одержу победу, вынужден висеть, буду побеждать.

Как быстро выучить

Чтобы легко выучить, запомнить и пользоваться правилом спряжений, для начала нужно понять основной принцип — существует два общих спряжения, потому что существует два типа окончаний у глаголов (если не говорить об исключениях).

В первую очередь, нужно проверить, не падает ли ударение на окончание глагола. По ударному окончанию очень просто можно определить спряжение — нужно только запомнить, что первое спряжение во множественном числе третьего лица заканчивается на -ут или -ют, а второе — на -ат и -ят.

  • В случае, если окончание безударное, ко второму спряжению относятся все глаголы на -ить, кроме «стелить» и «брить», которые нужно просто запомнить. Чтобы легче было выучить 11 глаголов-исключений во втором спряжении, можно запомнить составленные специально для этого стишки, например:
  • Гнать, держать,
  • смотреть и видеть,
  • дышать, слышать,
  • ненавидеть.
  • И зависеть, и вертеть,
  • и обидеть, и терпеть.
  • Вы запомните, друзья,
  • их “на –е-” спрягать нельзя.
  • Остальные глаголы с безударными окончаниями, по методу исключения, в основном, относятся к первому спряжению.

Примеры и упражнения

Задание 1. Выбрать из перечня глаголы второго спряжения: едешь, гонит, чистишь, тянем, приготовить, ставим, запускать, спряжёшь.

Читайте также:  Как просклонять причастие, которое относится к сложному существительному?

Объяснение:

  • едешь — еду, едем, едут (1 спр.);
  • гонит — гоню, гоним, гонят (2 спр.);
  • чистишь — чищу, чистим, чистят (2 спр.);
  • тянем — тяну, тянем, тянут (1 спр.);
  • приготовить — приготовим, приготовят, приготовлю (2 спр.);
  • ставим — ставлю, ставим, ставят (2 спр.);
  • запускать — запускаю, запускаем, запускают (1 спр.);
  • спряжёшь — спрягаю, спрягаем, спрягают (1 спр.).

Правильный ответ: гонит, чистишь, приготовить, ставим.

Задание 2. Вставить пропущенные в окончаниях гласные буквы: купаться – купа_шься, хлопать – хлопа_шь, клеить – кле_шь, помнить – помн_шь, поджарить – поджар_шь, стелить — стел_шь, пугаться – пуга_шься.

Ответы: купаешься, хлопаешь, клеишь, помнишь, поджаришь, стелешь, пугаешься.

Задание 3. Выбрать из перечня глаголы только первого спряжения: плыть, лаять, колоть, носить, шагать, строить, полоть, лететь, дышать, ходить.

Объяснение:

  • плыть — плыву, плывём, плывут (1 спр.);
  • лаять — лаю, лаем, лают (1 спр.);
  • колоть — колю, колешь, колют (1 спр.);
  • носить — ношу, носим, носят (2 спр.);
  • шагать — шагаю, шагаем, шагают (1 спр.);
  • строить — строю, строим, строят (2 спр.);
  • полоть — полю, полешь, полете, полют (1 спр.);
  • лететь — лечу, летим, летят (2 спр.);
  • дышать — дышу, дышим, дышат (2 спр.);
  • ходить — хожу, ходим, ходят (2 спр.).

Ответы: плыть, лаять, колоть, шагать, полоть.

Все глаголы были поделены на две основные группы по спряжениям для удобства. Выявив общие окончания для каждого типа, люди дифференцировали их на первое и второе спряжение. Запомнив лёгкие правила спряжения, выучив слова-исключения, взрослым и детям будет проще не допускать ошибок в окончаниях глаголов в письменной или устной речи.

Источник: https://pure-t.ru/posts/spryazhenie-russkih-glagolov/

Спряжение глаголов в русском языке

Спряжение глаголов в русском языке – это изменение глаголов по лицам и числам (например: я сплю – они спят). В современном русском языке глаголы имеют два спряжения: первое и второе. Знание спряжения необходимо для того, чтобы правильно определять буквы Е или И в безударных окончаниях.

Правило гласит, что к І спряжению относятся глаголы с окончаниями: -у (-ю), -ешь (-ёшь), -ет (-ёт),  -ем (-ём), -ете (-ёте), -ут (-ют).  Ко ІІ спряжению относятся глаголы с окончаниями: -у (-ю), -ишь, -ит, -им,   -ите,   -ат (-ят).  

Число Лицо І спряжение ІІ спряжение
окончания примеры окончания примеры
Единственное
  • 1 – я
  • 2 – ты
  • 3 – он, она, оно
  1. -у, -ю
  2. -еш
  3. -ет
  • брмочУ
  • бормочЕшь
  • бормочЕт
  1. -у, -ю
  2. -ишь
  3. -ит
  • клею
  • клеИшь
  • клеИт
Множественное
  1. 1 – мы
  2. 2 – вы
  3. 3 – они
  • -ем
  • -ете
  • -ут, -ют
  1. бомочЕм
  2. бормочЕте
  3. бормочУт
  • -им
  • -ите
  • -ат, -ят
  1. клеИм
  2. клеИте
  3. клеЯт

Ко ІІ спряжению относятся глаголы с безударными личными окончаниями на:

  •  ить (за исключением: брить, стелить, зиждиться);
  •  7 глаголов на -еть(обидеть, терпеть, зависеть, вертеть, видеть, смотреть, ненавидеть);
  • 4 глагола на -ать (слышать, гнать, дышать, держать).

А легко запомнить глаголы ІІ спряжения и исключения поможет стих про спряжения глаголов:

  • Ко второму же спряженью
  • Отнесем мы без сомненья
  • Все глаголы, что на –ить,
  • Исключая брить, стелить,
  • А еще: смотреть, обидеть,
  • слышать, видеть, ненавидеть,
  • гнать, дышать, держать, терпеть,
  • и зависеть, и вертеть.               

К I спряжению относятся все остальные глаголы с безударными личными окончаниями -еть, -ать, -ять, -оть, -уть, -ыть (таять, копать, мокнуть. Личное окончание указанных примеров в безударном положении имеет букву «е» — тает, копает, мокнет). Стоит обратить внимание на то, что глаголы с приставками относятся к тому же спряжению, что и бесприставочные, от которых они образованы.

Итак, для того, чтобы выяснить, к какому спряжению относится глагол, и какую гласную букву следует писать в его окончании, необходимо выяснить, куда в слове падает ударение.

Если под ударением находится гласная буква, значит, она в сильной позиции, и сомнений тут никаких нет.

Однако, если окончание глагола находится в безударном положении, глагол необходимо поставить в неопределенную (начальную) форму.

Чтобы определить спряжение глагола с безударным личным окончанием, следует:  

  •    поставить глагол в неопределённую форму (гуляет — гулять);  
  •    определить, какая гласная стоит перед -ть. 

Источник: http://www.fio.ru/pravila/grammatika/spryazhenie-glagolov-v-russkom-yazyke/

Как определить спряжение глагола

Какие слова чаще встречаются в прозе, стихах, газетной передовице, да и просто в обывательском разговоре? Конечно, глаголы. Но мы их припоминаем, когда трудно установить, что писать в окончании: И или Е? Чтобы не затрудняться в этом, учите спряжение глаголов.

Спряжение – изменение глагола будущего и настоящего времени по лицам и числам.

1

Определяем спряжение глагола по личному окончанию

  • В русской речи у глаголов два спряжения.
  • В первом спряжении окончания: -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют.
  • Во втором: -ишь, -ит, -им, -ити, -ат, -ят.
  • Глаголы с ударением на окончание под силу одолеть даже стопроцентному троечнику: как ухо слышит – так и пиши.
  • Конь бежит, земля дрожит, упадет – весь день лежит.
  • Зима занесет колючим снежком извилистые тропки, заскрипит на неглубоком ручейке лед, деревья и кустарники поспешат надеть теплые белоснежные наряды.

2

Узнаем спряжение глагола по инфинитиву

Если ударение идет на корень, примените правило.

  • Поставьте глагол в начальную форму, спросив: Что делать?
  • Если в окончании присутствует -ить – это 2 спряжение.
  • В других вариантах – 1 спряжение.
  • Помните о глаголах-исключениях второго спряжения, на -ать и -еть. Гнать, держать, дышать, зависеть, видеть, слышать и обидеть. Но зато терпеть, вертеть, ненавидеть и смотреть.
  • Запомните – брить, стелить, зиждиться – 1 спряжение.
  1. Потренируемся.
  2. Школьник окапывает деревья, подливает их под корень дождевой водой, белит стволы известью от вредителей.
  3. Подливает – подливать – 1 спряжение.
  4. Окапывает – окапывать – 1 спряжение.
  5. Белит – белить – 2 спряжение.

3

Не забываем о разноспрягаемых глаголах

Некоторые глаголы, сообразно лицевой формы, обладают окончаниями первого и второго спряжения.

  • Ребята хотят съесть сливочное мороженое. 2 спр.
  • Ты хочешь гулять с собакой во дворе или останешься дома? 1 спр.
  • Вы хотите заказать билеты на прогулку на катере? 2 спр.
  • Я бегу наперегонки с ветром. 1 спр.
  • Дорога бежит через холмы, петляя, как заяц. 2 спр.
  • Мысли бегут вразброд. 1 спр.

4

Запоминаем исключения

  • Глаголы с приставкой Вы – спрягаются, как и бесприставочные.

Сильный дождь льет весь день. 1 спр.

Он выльет месячную норму осадков. 1 спр.

  • Переходные глаголы с приставками обез-(обес) относятся ко второму спряжению. Обессилю, обессилишь. А непереходные – к первому. Обессилеть – обессилею.
  • Глаголы с одной основой, но различные по виду в спряжении не совпадают. Предлагаешь(несов. вид) – предлагает – первое спряжение. Предложить (сов. вид) – предложит – второе спряжение.

Как видите, правила несложные, исключений мало. Так что дерзайте: тренируйтесь, зубрите, добивайтесь, чтобы в письменные труды ваши не проскочили досадные ошибки, а за неграмотную СМС-ку друзья вас не засмеяли.

Источник: https://sovetclub.ru/kak-opredelit-spryazhenie-glagola

Спряжение — это… Что такое Спряжение?

Спряже́ние — изменение глаголов по временам, числам, лицам и родам. Некоторые считают вид глагола также словоизменительной категорией. В русском языке глаголы спрягаются по лицам только в изъявительном наклонении в настоящем и будущем времени. В прошедшем времени и в условном наклонении глаголы изменяются по родам и числам.

Спряжение как глагольное словоизменение в парадигматике языка противопоставляется системе склонения. Формы спряжения могут быть синтетическими и аналитическими.

Некоторые учёные определяют спряжение как совокупность всех глагольных форм, в том числе именных.

Спряжения в конкретных языках

Системы спряжения в разных языках различаются числом времён и наклонений. Например, в русском языке 3 времени и 3 наклонения; в древнегреческом — 7 времён и 4 наклонения; в некоторых индейских языках Северной Америки (например, хопи) более 9 наклонений.

В спрягаемой форме глагола могут выражаться не только названные выше категории, но и характер синтаксических связей глагола-сказуемого с субъектом и объектом. Так, в венгерском языке различаются объектное и безобъектное спряжение (láto-k — «я вижу», láto-m — «я вижу (этот определённый предмет)»).

В некоторых языках эргативного строя глаголы имеют две парадигмы лица — эргативную и абсолютную.

Спряжения в русском языке

В современном русском языке два спряжения, которые традиционно обозначаются римскими цифрами — I спряжение и II спряжение.

Если ударение падает на окончание глагола, то спряжение определяется на слух по окончанию. Если ударение падает на основу и личные окончания на слух различить трудно, то спряжение определяется по неопределенной форме. (В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова Русский язык: Теория: Учеб. для 5-9 кл. общеобразоват. учеб. заведений. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1993. — 256 с.)

К I спряжению относятся глаголы, инфинитив которых оканчивается на -еть, -ать, -оть, -уть, -ять, -ыть, -ть, а также несколько глаголов на -ить: брить, стелить, почить, зиждиться, бить, вить, лить, пить, шить, гнить, жить, зыбить, -шибить (ушибить, ошибиться) (и образованные от них). При спряжении такие глаголы имеют окончания: 1-е лицо: ед.ч -«у» (-«ю»), мн.ч- «ем». 2-е лицо: ед.ч -«ешь», мн.ч -«ете» 3-е лицо: ед.ч -«ет», мн.ч -«ут» (-«ют»)

Глаголы II спряжения при спряжении имеют окончания: 1-е лицо: ед.ч -«у» (-«ю»), мн.ч- «им». 2-е лицо: ед.ч -«ишь», мн.ч -«ите» 3-е лицо: ед.ч -«ит», мн.ч -«ят» (-«ат») К ним относятся:

  • глаголы, имеющие в начальной форме окончания на -ить (кроме брить, стелить, почить, брезжить, зиждиться, вить, бить, лить, пить, шить, гнить, жить, зыбить, ошибиться и образованных от них),
  • некоторые глаголы на -еть: блестеть, болеть (о части тела), велеть, вертеть, видеть, висеть, галдеть, глядеть, гореть, греметь, гудеть, гундеть, дудеть, зависеть, звенеть, зреть (смотреть), зудеть, кипеть, кишеть, коптеть, корпеть, кряхтеть, лететь, ненавидеть, обидеть, пердеть, пыхтеть, свербеть, свиристеть, свистеть, сидеть, сипеть, скорбеть, скрипеть, смердеть, смотреть, сопеть, тарахтеть, терпеть, храпеть, хрустеть, шелестеть, шипеть, шуметь (и образованные от них)
  • некоторые глаголы на -ать: бренчать, брюзжать, бурчать, верещать, визжать, ворчать, гнать, дребезжать, дышать, держать, дрожать, жужжать, журчать, звучать, кричать, лежать, молчать, мчать, мычать, пищать, рычать, слышать, спать, стучать, торчать, трещать, урчать, фырчать, шуршать, шкварчать (и образованные от них);
  • некоторые глаголы на -ять: стоять, бояться;
  • Остальные глаголы с безударными личными окончаниями относятся к I спряжению.

Несколько глаголов имеют нехарактерную (архаическую) для глаголов I и II спряжений систему окончаний: дать, есть (и производные от них, то есть, создать, съесть и пр.)

Некоторые глаголы имеют часть форм от первого спряжения, а часть от второго: бежать, хотеть.

Или имеют формы на выбор чтить — чтут / чтят, также сыпать — сыплют / сыпят (согласно словарю Лопатина), трепать, щипать и ряд других.

В современных справочниках и словарях брезжить уже относится ко второму спряжению, ранее он имел формы по первому спряжению.

История

Система спряжения исторически изменчива.

Например, спряжение современного русского языка — результат упрощения более сложной системы спряжения древнерусского языка, в которой категории времени и вида ещё не были полностью расчленены; система времён содержала, кроме настоящего, 4 прошедших и 2 будущих; во всех временах глаголы различались по лицам; имелось 3 парадигмы числа — единственное, множественное, двойственное.

Ссылки

В этой статье не хватает ссылок на источники информации.
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 29 июня 2012.

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/202516

Ссылка на основную публикацию